Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цвет и свойства объемно-пространственной формы






Действие цвета в объемно-пространственной форме вызывает зрительное ощущение новой формы (см. с. 122, 124, 125).

Геометрический вид. Геометрический вид формы оказывает воздействие на восприятие цветовых отношений.

На гранях параллелепипеда или куба полихромия воспринимается более контрастной, чем на гранях многогранника, образующих тупые углы.

Чрезмерное увеличение количества цветов на гранях объемной формы может привести к монохромности.

Попробуем рассмотреть ситуацию с точки зрения действия цвета на форму. От использования для окраски граней нюансной полихромии геометрический вид формы будет смягчен, усложнен. А контрастная полихромия будет форму упрощать, жестче подчеркивать ее грани.

Между цветом и геометрической формой существуют ассоциативные связи. Сочетание цвета и определенной формы может оказать на зрителя активное воздействие.

Желтому цвету соответствует трехгранная пирамида (треугольник), красному – куб (квадрат), синему – шар (круг), оранжевому – трехгранная призма (трапеция), зеленому – многогранная призма (сферический треугольник), фиолетовому – цилиндр (эллипс). В скобках представлены плоские формы.

Несмотря на некоторую субъективность этих ассоциаций вполне возможно в работе по формообразованию оттолкнуться от этих соответствий.

Величина. Изменение сочетания цветов приводит к зрительному изменению величины формы.

Темные, холодные цвета скрадывают величину; напротив, полихромия светлых, теплых цветов увеличивают форму. Правильность оценок размера формы с многоцветной структурой снижается по сравнению с оценками одноцветной формы. Формы с различной цветовой структурой идентичны восприятию формы с различной пластической обработкой.

Масса. Взаимодействие цвета формы и ее массы может иметь различные состояния.

Плотная, компактная масса, так же, как и сильно расчлененная (каркасная), умаляют значение цвета и его действия.

А среднерасчлененная масса придает полихромии активный характер.

Изменить компактную форму нюансной полихромией невозможно. Здесь необходима только активная, контрастная полихромия. А форму со средне расчлененной массой нюансная полихромия может изменить. Хотя это утверждение достаточно условно и указывает лишь на общее направление возможного решения. Степень расчленения массы и степень нюансных цветовых отношений следует уточнять.

Фактура. Фактура – рельеф поверхности. Цвет и фактура поверхностей формы взаимодействуют. Грубая фактура имеет тенденцию нейтрализовать действие полихромии, она предусматривает развитие нюансной полихромии.

Гладкая фактура согласуется с контрастной полихромией.

Светлая нюансная полихромия будет стремиться выявить фактуру формы, так как на поверхности лучше будут видны ее неровности. А контрастная насыщенная полихромия нейтрализует фактуру.

Текстура разного характера также меняет действие полихромии.

Положение в пространстве. В зависимости от положения формы в пространстве полихромия может менять свою активность.

При увеличении дистанции наблюдения активность полихромии понижается, цвета приобретают холодные оттенки.

При уменьшении дистанции – активность возрастает, цвета приобретают теплые оттенки.

Цвета, наблюдение которых согласовано с диапазоном оптимального угла зрения, а также расположенные фронтально, относительно наблюдателя, воздействуют активнее.

Холодные тона отдаляют форму, теплые – приближают.

Светотень. Ощущение взаимодействия цветов формы и светотени тесно связано с характером светотени.

Сильная светотень разрушает полихромию. Освещенные места высвечиваются, а в тени ощущение цвета пропадает вследствие слабой освещенности.

Слабая светотень не нарушает полихромию формы.

Активные, насыщенные цвета лучше воспринимаются в условиях дневного рассеянного освещения.

Полихромия светлых ненасыщенных цветов воспринимается как принадлежащей форме, освещенной слепящим светом. Светлые ненасыщенные цвета уплощают форму. Активные, насыщенные цвета разных граней выявляют объемность формы.

При изменении уровня освещенности меняются светлотные отношения цветов полихромии. При дневном свете синий цвет воспринимается темнее, чем красный. При низком уровне освещения (сумерках) синий цвет кажется светлее, чем красный.

Это также влияет на формообразующие эффекты полихромии.

Свойства объемно-пространственной формы: геометрический вид, величина, масса, фактура, положение в пространстве, светотень и цвет – воспринимаются одновременно. Исходя из перечисленных примеров действия цвета с разными свойствами формы, можно предположить, что активизация одного свойства ведет к зрительному уменьшению активности других ее свойств. Возможно, суммарная активность всех свойств объемно-пространственной формы есть величина постоянная.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.