Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Что-то делать. Это очень большая задача






что-то делать. Это очень большая задача. Во-первых, нужна проверка того, насколько исходный материал достаточен и пригоден для вашей цели. И если он даже и пригоден, то его еще нужно организовать для выполнения над ним соответствующих отдельных звеньев предстоящего действия.

. Дальше идут орудия действия.- Вот тут нужно различать то, что я сам еще не очень давно не различал. Понимаете, есть орудия исполнительной части и есть орудия ориентировочной части. Это разные орудия. Орудия исполнительной части — это понятная вещь. Это орудия действия как объективного внешнего процесса. Об орудиях ориентировочной части я потом специально скажу ниже.

• Сейчас я скажу только то, что. орудия делятся по группам. Есть основные орудия. Есть вспомогательные орудия. Есть орудия контроля. И это очень важное обстоятельство, потому что вы знаете, как трудно человеку умственного труда стать на позицию контроля по отношению к тому, что он сделал. Нужно, чтобы произведенный продукт «отлежался», отошел. Но этого долго ждать, да и не всегда возможно. Поэтому очень важно, чтобы были возможности заполучить какие-то объективные орудия контроля, тем более по отношению к интеллектуальной, ^ духовной деятельности, где все это надо делать тоньше, но, в принципе, нисколько не иначе, чем во всякой другой деятельности. Это то, что касается орудий.

Затем идет контроль. Видите ли, легко сказать — контроль. Контроль ведь тоже должен быть организован. Организация контроля означает выделение каких-то пунктов контроля, потому что вы же не можете контролировать абсолютно всё. Всё на свете контролировать нельзя. Можно контролировать процесс действия и его продукт по каким-то критическим, важным пунктам. Эти пункты надо выделить и наметить средства контроля, значит — критерии контроля. Они могут быть всякого порядка, но это должны быть объективные критерии. И затем — способы применения этих критериев. Так что и контроль, как вы видите, — довольно сложная вещь.

После контроля идет (и это тоже заранее должно быть намечено при формировании схемы ориентировочной основы действия) обеспечение коррекции, которая может понадобиться в результате применения контроля и обнаружения отклонений от намеченного образца И это тоже должно быть заранее организовано.

ш


ш

И, наконец, то, к чему мы в прошлый раз подошли. Я вам говорил в прошлой лекции, что у меня еще есть такой пункт, как изображение всей этой схемы в целом. Но что такое изображение в целом? Ведь есть та самая схема. А что такое «в целом»? Сверх того, что она есть? Мы всегда чувствовали, что это необходимо. И это один из важных моментов отличия человека от машины, потому что значительные части этой работы (если она очень сложна) можно и даже нужно передать на машину. Но есть частщ которые нельзя передать на машину. Вот эта из таких характерных частей. Потому что машине не нужно ничего обозревать в цел^м..^аД^н^ действует по каким-то выделенным показателям: механически наталкивается на показатель и выполняет какую-то операцию. Ей больше ничего не надо, она думать не может. Поэтому вы знаете, что математическое определение алгоритма (последовательных предписаний) заключает в себе указания, предписания, которые могут выполняться без понимания. А когда вы имеете дело с человеком и его обучением, тут уже другое положение. Тут, помимо того, что каждый пункт должен быть составлен так, чтобы он опирался на его понимание конкретным человеком, нужно еще понимание в целом.

Итак, последним моментом в составе схемы ориентировочной основы действия является, собственно говоря, эта обобщающая схема, или, как мы стали называть ее в последние годы, оперативная схема мышления. Она может быть разного порядка. Она может быть совсем частного порядка, как в приводившихся мною в прошлый раз примерах анализа конструкции церковных зданий. Но вот еще в I960 году Л. Ф. Обухова воспользовалась такого же рода схемой для решения задач из курса физики для средней школы — задач на давление твердых тел*. Так вот эта схема относится уже к целой области — области задач на давление твердых тел. Мы тогда не поняли, что же это такое, мы думали, что это только вспомогательные средства, которые к сути дела не относятся. К предмету они действительно не относятся, но для человеческой деятельности они чрезвычайно важны. Эта схема региональна.

* Обухова Л. Ф. Формирование системы физических понятий в применении к решению задач // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности / Под ред. П Я.Гальперина и Н. Ф Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1968.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.