Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар №6






Русская философия

 

После подавления восстания декабристов открыто заниматься

свободным философствованием стало трудно.

Оживление философской мысли было связано со спором славя-

нофилов и западников. Поводом к началу спора стали публикации

П.Я. Чаадаевым «Философических писем».

Петр Яковлевич Чаадаев (около 1793–1856) принадлежал к по-

колению высокообразованных офицеров русского общества начала

XIX века, совершившего победоносный поход против Наполеона за

свободу Отечества, воспринявшего идеи европейского либерализма,

желавшего для России просвещения на европейский манер. Чаадаев

выступил с оригинальной концепцией христианской философии. В

первом из восьми знаменитых «Философических писем» (1836), он не

мог «вдоволь надивиться необычайной пустоте нашего социального

существования», в то время как в Европе шла неустанная работа «со-

циальной идеи христианства». Это было первой пессимистической по-

становкой вопроса о прошлом Отечества в русской философии: «мы

живем одним настоящим... без прошедшего и будущего» и «прошлое

России – пусто, настоящее – невыносимо, а будущего у неё нет».

Царство Божие на земле для Чаадаева – цель, высшая фаза чело-

веческой природы, разрешение мировой драмы. Христианство для не-

го было не только нравственной системой, но универсальной и вечной

Божественной силой в духовном мире.

Созидание Царства Божия на земле сообразно идеям долга, зако-

на и порядка – вот результат деятельности европейского сообщества,

идущего к началу XIX века по пути установления совершенного строя.

Но этот процесс, считал Чаадаев, прошел мимо нас. Русское прошлое,

«печальная» история нашей юности, наполненная «бесцветным и

мрачным» существованием периодов «дикого варварства, грубого суе-

верия и иноземного владычества», – это собирание земель в единое

государство и его оборона.

Для Чаадаева русский народ вовсе не сочетает в себе духовных

основ Востока (воображения) и Запада (разума), а потому «мы растем,

но не созреваем», составляя «пробел» в порядке разумного существо-

вания человечества. «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ни-

чего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни од-

ной мысли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человече-

ского разума...». С таким выводом не могли согласиться ни славяно-

филы, ни западники.

 

 

Спор о судьбе России

 

  Славянофилы Западники Почвенники
Представители А.С. Хомяков, И.В. Киреевский   А.И. Герцен, Б.Н. Чичерин А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский  
Идеал общества   Россия до Петра   Западная Европа Россия православная с удобствами Западной Европы  
Реформы Вернуться к общине   Либерализация и развитие частной собственности Сохранение крестьян- ской общины, в городе – капитализм
Форма правления   Самодержавие Парламентская республика   Самодержавие, ограни- ченное коллегиальным, избираемым органом
Религия Православие. Церковь и вера – основа исто- рии и общества Католицизм или атеизм. Секуляризм Православие. Церковь и вера – основа общества  
Основа ор- ганизации жизни   Коллективизм   Индивидуализм Преобладание коллекти- визма над индивидуа- лизмом  

 

 

Писатель Алексей Степанович Хомяков (1804− 1860) − при-

знанный глава славянофильства. Говоря об идее западников «дого-

нять Европу», он отмечал, что пока Русь преклонялась перед «истука-

ном ханским» в период монгольского владычества, защищая христиан-

ский мир от магометанского, она дала европейским народам возмож-

ность для обучения наукам и искусствам у греков.

Хомяков считал Россию специфическим типом культуры. В русской

общине он усматривал экономическую основу России и гарантию её

своеобразия, но этот взгляд не был историческим; община у него −

величина постоянная. Хомяков говорил об идеальном православии,

противопоставляя его католицизму реальному. Цельность и органич-

ность допетровской России противопоставлялась им реальной раздво-

енности западной культуры, в которой все «механизировано» и «ра-

ционализировано». Всё в жизни людей должно быть основано не на

формально-юридических, правовых гарантиях, но на доверии, любви

и свободе.

Для религиозно-философского учения Хомякова основополагаю-

щим было понятие «соборности», означающее церковную общность

людей, объединённых верой, с гарантией духовной целостности лич-

ности, истинности познания и примирения свободы каждого в христианской

любви и «согласно единству всех». Русское православие − есть

форма христианского вероисповедания, сохраняющая в своей жизнен-

ной практике соборный дух. Хранение древнего патриархального быта

в единстве с органической государственностью способно высветить

потенциальные возможности русского духа по отношению к духу ев-

ропейскому и дать жизненное существование христианству в его окончательном синтезе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.