Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Политика и власть




 

1. Политика и власть как основополагающие категории политического. Понятие «политика» имеет множество определений. Его содержание со времени возникновения претерпело существенные изменения. На начальных этапах развития человеческое общества оно не знало резкого противостояния интересов. В нём действовали механизмы саморегулирования, догматы религии, обычаи и нравы, с помощью которых поддерживалась целостность социумов.

Развитие материального производства и последующая социальная, демографическая, религиозная и этническая дифференциация общества сделали механизмы саморегулирования не эффективными, так как многообразные человеческие контакты выявили целый блок конфликтных и непримиримых интересов. Это привело к появлению специальных общественных институтов, которые оказались способными обеспечить соблюдение всеми слоями общества общеобязательных норм поведения. Возникает аппарат власти, государство, которое отделилось от общества и стало над ним. Возник мир политического, т.е. институты, за которыми признаются власть и авторитет.

Таким образом, политика это отношение между большими социальными группами по поводу установления и функционирования власти для реализации их общественно значимых интересов и потребностей.

Основными группами политических интересов являются интересы общественных классов, интересы социальных слоёв и демографических групп, интересы национальных и этнических общностей, интересы локальных и региональных групп.

В связи с многообразными интересами и потребностями людей принято выделять экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую, молодёжную, культурную, кадровую и другие виды политики.

Проводить в жизнь политику позволяет власть, присущая всякой организации, устойчивой общности людей. Власть существовала до появления государства, но носила общественный характер и осуществлялась всеми членами общества.

Власть – многоплановое явление. В Толковом словаре русского языка даются четыре значения слова “власть”: 1) Право управления государством, политическое господство 2) Органы государственного управления, правительство, должностные лица. 3) Право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем, - чем-либо 4) Могущество, господство, сила.

В политической науке понятие “власть” имеет более десятка трактовок, в основе которых лежат различные методологические подходы: бихевиористский, инструменталистский, структуралистский и др. И, несмотря на многообразие подходов, они все признают, что власть – это общественное отношение, выражающее господство индивида или социальной группы посредством использования тех или иных форм воздействия.



Типология власти осуществляется: а) по сферам реализации выделяют экономическую, политическую, идеологическую и др.; б) по характеру общественных отношений - рабовладельческая власть, феодальная, капиталистическая и др.; в) по специфике субъекта и объекта власть может быть индивидуальная, коллективная, государственная, негосударственная; г) по источникам и мотивам подчинения объекта субъекту: убеждение, принуждение: информационная власть, экспертная, манипуляция.

Структурными элементами власти являются: источник власти, которым могут быть авторитет, сила, закон, знания, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и др.; субъект власти (индивид, организация, социальная общность и т.д.); объект власти (индивид, социальная общность, группа и т.д.); ресурсы власти - реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти, её основания; формы использования ресурсов власти (функции власти): господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и др.; 6. Виды власти: экономическая, политическая, военная, духовная и др.

Основными побудительными мотивами стремления к власти являются: а) стремление к власти ради общего блага, борьба за граждан, за справедливость; б) преследование своих эгоистических целей; в) потребность в самоутверждении.

Мотивами подчинения власти считают: а) ценностные мотивы, связанные с легитимностью власти; б) Заинтересованные мотивы, характерные для тоталитарных и авторитарных режимов. Подчиняются потому, что за это получают блага, привилегии, должности. в) принудительные мотивы: страх, запреты, угрозы применения насилия и т.п.



Таким образом, Мир политического представляет собой особую сферу и форму деятельности, связанную с участием социальных групп, общностей, партий, движений, индивидов в делах общества и государства.

2. Сущность политической власти, её виды, структура, ресурсы, легитимность. Власть присуща всем сферам и областям общественной жизни, но для каждой из них характерна своя власть – экономическая, социальная, политическая, духовная. Власть, связанная со структурой и правовой организацией общества, воплощается в государстве – единственном носителе политической власти. Особенностями политической власти являются: 1) Она имеет определяющий характер для формирования политических отношений и институтов. 2) Реализуется через государство и единую систему его органов. 3) Её решения обязательны для всех властей и граждан. 4) Имеет единый центр принятия решений. 5) Это публичная власть. 6) Обладает многообразными ресурсами.

Основными функциями политической власти являются: а) выработка стратегии управления обществом; б) разработка и принятие конкретных решений по основным направлениям развития общества; в) оперативное управление и регулирование общественных процессов; г) контроль за важнейшими параметрами развития общества и его стабильности.

Государственная власть является высшей формой политической власти. Она имеет конституционный характер; осуществляется с помощью особого аппарата на определённой территории, на которую распространяется государственный суверенитет; имеет монопольное право на применение организованного законного насилия; использует различные методы воздействия: экономические, идеологические, социальные, экономические, убеждение и принуждение.

Гражданское и политическое общество дифференцировано на бесчисленное множество групп, слоев, классов, имеющих свои интересы, выразителями и защитниками которых выступают как отдельные индивиды, так и определенные группы интересов, объединения, движения, политические партии и институты. Государственная власть имеет целью не примирение различных интересов общества, а установление “общего блага”.

Механизм осуществления политической власти включает в себя два взаимосвязанных процесса - принятие и реализация политических решений. Принятие решений осуществляется методами насилия, многоступенчатых выборов и методом консенсуса.

Для осуществление власти необходимо, чтобы, во-первых, граждане были убеждены в необходимости подчинения соответствующим должностным лицам, носителям легитимного насилия. Во-вторых, в распоряжении властей должны быть правовые средства, которые могут быть применены в случае необходимости (применения физического насилия: аппарат управления и вещественные средства управления).

Достаточно разнообразна типология власти. Наиболее системно это сделал немецкий ученый М. Вебер. Он выделил три типа власти и господства: традиционный, или патриархальный тип; харизматический тип; легально-рациональный (бюрократический) тип. Бюрократическое господство Вебер называл самым чистым типом легитимного господства в силу обоснованности рационально созданными правилами (законности).

Типы власти детерминированы как спецификой каждого общества, каждой цивилизации, так и степенью развитости общественных отношений.

В демократических государствах власть разделена на три относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Чётко определены компетенции каждой из них и механизм контроля над ними, носящий многоуровневый характер, который осуществляться как гражданским обществом, так и всеми тремя ветвями государственной власти. В политической теории и практике этот механизм называют “система сдержек и противовесов”. Важным элементом системы сдержек и противовесов является также разделение каждой из трех ветвей государственной власти, в свою очередь, на несколько относительно самостоятельных порослей (Государственная дума и Совет Федерации). В системе сдержек и противовесов важную роль играют политические партии.

Государственная власть реализуется через определенную систему государственных институтов, каждый из которых имеет свою правовую основу и организационную структуру. Особое место в системе государственной власти занимают силовые структуры государства, в том числе министерства внутренних дел, юстиции, службы государственной безопасности. Обеспечивая соблюдение законности, охраняя права и свободы граждан и безопасность государства, они выполняют функции одновременно и исполнительной и судебной властей.

По административно-государственному устройству государства могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными. Горизонтальная структура государственной власти дополняется вертикальной структурой власти и управления. Эта структура зависит от типа государства. В унитарных государствах власть имеет двухуровневую структуру – центральную и местную власть. В федеративных государствах – трёхуровневую структуру: федеральную власть, власть субъектов федерации и местную. Конституции федеративных государств распределяют властные полномочия между не только ветвями власти, но и уровнями власти и управления.

Политические процессы в современном мире оцениваются с позиций легитимности, под которой понимают соответствие предпринимаемых политической властью шагов интересам и ожиданиям общества, его историческим, национальным и культурным традициям, принципу верховенства народа.

Основными показателями легитимности власти являются уровень принуждения, необходимый для проведения политики; отсутствие попыток свержение власти или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал