Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8. Политическая культура и политическое сознание




1. Понятие, содержание, структура и типология политической культуры. Термин «политическая культура» был впервые употреблён в начале ХУШ века немецким философом И. Гердером, хотя истоки идеи политической культуры берут своё начало еще в трудах Платона и Аристотеля. Своё развитие он получил в трудах Н. Макиавелли, Ф. Бекона, Ш. Монтескье. Первые концепции политической культуры появилась в 50-е годы ХХ века.

Толчком к изучению политической культуры в послевоенные десятилетия послужила широкомасштабная деколонизация стран Африки, Азии и латинской Америки. Ведущие мировые державы, прежде всего Советский Союз и США, стремились вовлечь молодые государства в свою сферу влияния, навязывая им разными способами социалистическую или либерально-демократическую модели развития. Американские политики и ученые пытались найти причины того, почему в одних государствах либерально-демократические формы приживались, а в других не принимались и отмирали. Разработка теории политической культуры была призвана найти объяснение этих феноменов.

В 70-е годы к исследованию проблем политической культуры подключились и отечественные политологи А. Галкин, Г. Дилигенский, К. Гаджиев и др.

Категория «политическая культура» включает в себя два понятия: «политика» и «культура», каждое из которых до сих пор является дискуссионным и имеет и имеет множество определений. Поэтому и что понятие «политическая культура также имеет много определений. Большинство исследователей считают, что политическая культура – это совокупность исторически сложившихся стереотипов политического сознания, моделей политического поведения, присущая конкретной социальной общности.

На формирование политической культуры оказывают влияние внутренние и внешние факторы: Так, внешние факторы способствуют формированию таких особенностей политической культуры как агрессивность и пацифизм. Основными внутренними факторами, способствующими формированию особенностей политической культуры, являются государство и его органы, важнейшие события внутренней жизни, оставившие в истории страны глубокий след, религия, армии, средств массой информации, политическая символика и др.

В структуре политической культуры выделяют такие компоненты как: политические знания и представления, политические ценности, политический опыт, политические нормы, политическую социализацию, модели политического поведения.

Составными элементами политической культуры являются институциональные и неинституциональные составляющие. К институциональным элементам относятся: правовые установления, которые существуют длительное время (например, принципы римского права), форма государственного устройства, видимые символы тех или иных форм власти (флаги, гимны, гербы и др.)



Но в структуре политической культуры преобладают такие неинституциональные элементы как традиции, харизма вождей, способы разрешения внутренних и внешних конфликтов, мировоззрение.

Политическая культура выполняет ряд функций. Основными из них являются познавательная, регулятивная, защитительная (охранная), интегративная, воспитательная, нормативно-ценностная, прогностическая и коммуникативную. Следует иметь в виду, что наряду с реальными традициями поколениям передаются и политические мифы.

Разнообразна типология политической культуры. По отношению к власти выделяют господствующую политическую культуру и контркультуры; по уровню общности выделяют общую культуру и субкультуры. В настоящее время наиболее распространённой является типология, разработанная американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой. Они выделяют три «чистых» типа политической культуры: патриархальную, главной чертой которой является отсутствие у подданных интереса к политической жизни; подданническую, которая характеризуется сильной ориентацией граждан на политические институты и невысоким уровнем их участия в политической жизни; активистскую, когда гражданам представляется возможность активно участвовать в политической жизни общества. Эти авторы считают, что оптимальной будет «гражданскую культуру», соединяющая в себе подданнические и активистские установки.

Политическая культура современной России низким статусом личных притязаний на политическое участие, предрасположенностью к комформизму, подданническим отношением к любому центру реальной власти, заидеологизированностью мышления, непримиримостью к любым нетрадиционным взглядам, низкой компетентностью в управлении делами общества и государства и правовым нигилизмом, неразвитостью гражданских позиций.



2. Политическое сознание и политическая социализация. Особенности политической социализации сотрудников противопожарной службы. Одним из структурных элементов политической культуры является политическое сознание, представляющее собой совокупность взглядов и установок, отражающих отношение людей к государству, политическим партиям, политическим целям, традициям и нормам политической жизни. Его содержанием являются политические теории, взгляды, интересы, настроения, чувства.

С точки зрения субъекта политическое сознание может быть индивидуальным (к нему относится и политическая позиция), групповым (обобщённое сознание конкретных групп) и массовым - реально действующим политическим сознанием той или иной массовой общности, участвующей в политической жизни и влияющей на политику. Состояние массового сознания выражает общественное мнение, общественное настроение и действие масс.

По глубине отражения действительности политическое сознание делят на обыденное и научно-теоретическое. Обыденное сознание формируется на основе жизненного опыта людей. Оно не всегда отражает действительность, хотя и в политике нередко играет ведущую роль. Способом его выражения является политическая психология. Способом выражения научно-теоретического сознания является политическая идеология.

Одной из признанных большинством учёных классификацией политического сознания является типология, в основе которой лежит типология власти. Выделяют тоталитарное политическое сознание, авторитарное, поставторитарное, преддемократическое и демократическое.

В зависимости от направленности политического сознания можно говорить о революционном, реакционном, оппозиционным и т.д. сознании.

Основными функциями политического сознания являются: познавательная, оценочная, которая способствует ориентации в политической жизни, интегративная (объединение социальных групп на базе общих ценностей, идей и установок), прогностическая, регулятивная, нормативная (создание общепринятого образа будущего), идеологическая.

Одним из важнейших компонентов политического сознания является правовое сознание. Правовое сознание это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, классов, социальных групп к праву, законности, правосудию. Основой правового сознания являются правовые знания.

Повышению политической культуры и политической активности граждан способствует политическая социализация – процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоение форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Её основными типами являются прямая (непосредственное приобретение политических знаний и установок) и косвенная – воздействие общества.

Процесс политической социализации протекает в двух плоскостях: непрерывно в процессе всей жизни (школа, семья, институт, партия, коллектив и т.д.) и спорадически – как результат сильнейшего эмоционального воздействия на личность отдельных событий.

Основными моделями политической социализации являются: системная – формирование позитивного отношения к власти и данной политической системе; гегемонистская – формирование враждебного отношения к любой политической системе, кроме своей; плюралистическая – формирование у граждан своих политических интересов и политической активности, конфликтная – формирование лояльности к одной политической группе и готовности поддерживать её в борьбе с другими.

На процесс политической социализации личности оказывают влияние нравственное и идейно-политическое воздействие общества, биопсихологические особенности индивида. (возраст, пол политического деятеля, внешний вид и состояние здоровья, социальный статус и социальный опыт личности.

В процессе политической социализации знания, ценности, представления, установки образуют политический менталитет как образ, как способ мышления личности. Он формируется на основе массового политического сознания, а затем трансформируется в индивидуальную ментальность.

Важнейшей составной частью политической культуры является политическое поведение, представляющее собой вовлечённость индивида в политическую жизнь. Под политическим поведением понимают а) действия отдельных участников политической жизни, б) деятельность организованных субъектов власти (правительство, партии, движение), в) стихийные действия масс (толпы) в поддержку политической системы или против неё.

Политическое поведение проявляется в активных и пассивных формах, принято выделять политическое участие и абсентеизм (политическая апатия). Причин этому много: доминирование у личности норм субкультуры, удовлетворённость личных интересов и утрата интересов к политике, недоверие к политическим институтам, осознание собственной беспомощности и др.

Активных участников политической жизни принято делить на три категории: простых избирателей, рядовых членов политических партий и профессиональных политиков.

Формы участия в политической жизни, как правило, легальны, регламентированы законом: голосование, участие в деятельности политических партий, в санкционированных митингах и других различных кампаниях. Такое участие называют конвенционным. Неразрешённые формы участия – несогласованные с властями митинги, пикеты, протесты, демонстрации и другие формы протеста являются неконвенционными. Электоральное поведение как форма политического участия проявляется в идентификации конкретного избирателя с определённой социальной группой или партией, его психологическая близость к этой группе, что упрощает его политический выбор.

Самостоятельное, осознанное участие граждан в политической жизни называется автономным участием, а участие под принуждением – мобилизованным.

Политическая деятельность представляет собой профессиональную работу в различных политических институтах: работа в государственных структурах и в аппаратах политических партий и общественно-политических движениях и организациях.

Основные вариантами политической деятельности являются реализм, субъективизм, авантюризм, экстремизм.

 

Лекция 9. Мировая политика и международные отношения.

1. Международные политические отношения: понятие и сущность. Международные отношения представляют собой совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств - субъектами международного сообщества. Эти связи обусловлены социально-экономической природой, интересами и целями участников международных отношений. По мере развития связей между государствами накапливался опыт международных отношений, формировались принципы, которым они следуют, которые признавались большинством государств.

В последние десятилетия ситуация в мире коренным образом изменилась. Появилось оружие массового уничтожения, наличие которого грозит уничтожением самому человечеству. Над человечеством нависла угроза экологической катастрофы. В условиях современного этапа НТР человек в значительной степени становится зависимым от её достижений. Ни один из социумов - капитализм, социализм и «третий мир» не показали своих преимуществ и жизненной силы. Нуждается в серьёзной корректировке и мировая капиталистическая система.

Несмотря на различия социально-экономического и политического устройства государств мира, их культуры, развитие мирового сообщества объективно происходит как единый всемирно-исторической процесс. Кризисы, с которыми столкнулось человечество - это результат деятельности самого человека. Они в настоящее время приобретают планетарный, общечеловеческий, глобальный характер.

Субъектами международных отношений являются: народы, суверенные государства, межгосударственные организации, международные организации, двухсторонние и многосторонние коалиции; экономические и военно-политические союзы Международные организации имеют постоянные органы управления с определенными полномочиями и функциями. Их деятельность осуществляется в соответствии с нормами международного права - системой договорных, юридически закрепленных норм и принципов, которые регулируют отношения между государствами и другими субъектами международных отношений. В последние годы активными участниками международных отношений становятся транснациональные корпорации, оказывающие свое возрастающее влияние на развитие международных отношений.

Большая роль в системе международных отношений принадлежит всемирным, региональным и субрегиональным организациям и, прежде всего, Организации объединённых наций (ООН). В её составе созданы Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), Всемирная организация здравоохранения, Международный валютный фонд, МОГАТЭ, ЮНЕСКО и др. В соответствие с Уставом ООН, главная ответственность за поддержание мира и международной безопасности возложена на Совет Безопасности ООН. В настоящее время главными целями мирового сообщества являются: сохранение и обеспечение международной безопасности; создание условий, исключающих нарушение всеобщего мира или возникновение угрозы безопасности народов, в какой бы то ни было форме.

Совокупная деятельность субъектов международных отношений, преследующих политические цели, образует мировой политический процесс. Структурно мировой политический процесс представляет собой: а) политически значимую деятельность ООН и других легитимных международных органов, организаций и учреждений; б) политические акции институтов регионального и субрегионального характера; в) внешнеполитическую деятельность суверенных государств.

Во многих странах мира действуют международные центры, изучающие проблемы современного мирового порядка, создающие различные теории. Основными из них являются: теория взаимоотношений социалистических и капиталистических государств, теория «развитого Севера и отсталого Юга, теория «центров силы», доктрина «ядерного сдерживания», теория национальных интересов. (Национальный интерес – это выражение ключевых потребностей нации в выживании и разностороннем развитии, реализация которых позволяет ей занять достойное место в мировом сообществе).

В настоящее время основными конкурирующими теориями международного порядка и средств его регулирования являются нормативная теория, сторонники которой утверждают, что международный порядок должен регулироваться универсальными нравственными нормами и нормами транснационального порядка, и теория реалистического подхода, суть которой в оценке политики как реальности, обладающей своими законами. А таким набором реальностей являются военно-экономическая мощь, национальный интерес, ресурсы и др.

Для современного мирового порядка характерны: стремление к демилитаризации и деидеологизация межгосударственных отношений; создание глобальной и региональной систем безопасности на основе баланса интересов всех стран; обеспечение международной стабильности при резких перепадах политического климата; подведение под отношения между государствами правовой базы, гарантирующей свободу социально-политического выбора, суверенитета и независимости каждого из них; взаимодействие стран и народов в обеспечении и защите повсюду на планете прав человека во всей их полноте; укрепление роли ООН и других международных организаций и механизмов в поддержании международного мира.

 

2. Глобальные и геополитические проблемы современности. Глобальные проблемы современности - это совокупность жизненно важных проблем, от решения которых зависит существование жизни на Земле, дальнейший социальный прогресс человечества. Они затрагивают интересы всех и каждого и для своего разрешения требуют усилий всех государств и народов мира.

Основными группами глобальных проблем являются: 1. Проблемы, связанные со сферой международных отношений. 2) Проблемы, связанные с взаимоотношениями личности и общества. 3) Проблемы, связанные с взаимодействием человека и природы. 4) Проблемы, связанные с преступлениями международного характера, к которым относятся: аннексия (захват территории соседнего государства с применением силы); геноцид (преднамеренное уничтожение, истребление того или иного народа); апартеид (политика раздельного принудительного обособления той или иной расы или народа, лишения их демократического равноправия в рамках одного государства); использование тайных государственных служб для организации диверсий, убийств, террористических актов против других государств и международных организаций (государственный терроризм); торговля наркотиками, угон самолетов, пиратство, торговля людьми, изготовление фальшивых денег.

Основными путями решения глобальных проблем являются: вывод международного сотрудничества на качественно новый уровень, формирование нового планетарного сознания, концентрация усилий вех стран на решение глобальных проблем, изучение причин возникновения и обострения глобальных проблем и наблюдение за глобальными процессами, создание международной системы прогнозирования.

По вопросу о том, что нас ждёт в будущем? существует немало прогнозов, порой диаметрально противоположных. Так, Ф. Факуяма пишет, что борьба между либеральной демократией и коммунистическим тоталитаризмом завершилась поражением последнего, а следовательно нет причин для противостояния и конфликтов, борьбы идеологий, столкновений различных полюсов. По иному оценивает ситуацию в мире С. Харрингтон. Он считает, что мир стоит на пороге военных столкновений цивилизаций: азиатской (буддистской) и европейской (христианской); мусульманской и иудейско-христианской и других. В итоге мировая система цивилизаций, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия, разрушится и мир погрузится в хаос, возможно чрезвычайно кровавый.

Как субъект международных отношений, каждое суверенное государство проводит самостоятельную внешнюю политику, руководствуясь национальными интересами, особенностями современного мирового порядка, реальной и прогнозируемой политической обстановкой. Внешняя политика - это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших себе право выступать от имени общества, выражать его интересы, избирать методы и способы их реализации. Основными функциями внешней политики являются: охранительная - охрана и защита интересов страны и ее граждан за ее пределами; экономическая - усиление экономического и политического потенциала; информационно-представительная - создание положительного имиджа государства в мировом сообществе; регулирующая - создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства. Эти функции реализуются политическими, экономическими, военными и пропагандистскими методами и средствами.

Основными задачами внешней политики являются обеспечение безопасности, стабильности и процветания, что в совокупности представляет собой национальный интерес.

Основу международной политики составляют конфликты между странами и народами, не подчиняющимися какой-либо единой и общей для всех них верховной власти, и способы их разрешения. Сущность международного конфликта заключается в том, что политика одного государства (союза), угрожает интересам другого государства (союзу государств). Неразрешенный конфликт может перерасти в международный кризис, когда времени для его разрешения мало и приближается военная развязка.

Существует немало форм классификации конфликтного поведения. Наиболее крупными являются: дипломатическая борьба; демонстрация силы; война. Споры и конфликты на протяжении тысячелетий перерастали в войны. Из 56 веков человеческойцивилизации только 300 лет можно считать мирными. В XX веке не было ни одного года без войны. В настоящее время война как способ разрешения конфликтов постепенно отходит в прошлое, хотя и достаточно часто используется.

В политике разрабатываются сценарии развития конфликта, и на его основе отрабатываются пути и средства решения, то есть механизм разрешения конфликта. Самым распространенным является дипломатия. Задачи дипломатии - обеспечить представителям государств условия для вступления в регулярные дискуссии и переговоры с представителями других стран.

Основными методами предотвращения и разрешения международных конфликтов мирными средствами являются: «избегание»; «откладывание»; переговоры; третейское разбирательство; примирение.

Одной их важнейших задач государства является обеспечение национальной безопасности. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность это не только обеспечение военной безопасности, но и внутренней стабильности. Это экономическая безопасность, экологическая, активная борьба против экстремистских элементов и групп, против криминализации общества и растущей преступности. И конечно, обеспечение целостности государства, борьба против сепаратистских устремлений и проявлений национализма.

В целях обеспечения безопасности государства проводится военная политика, представляющая собой область отношений между государствами и другими социально-политическими институтами, непосредственно связанная с созданием и использованием средств вооруженного насилия для достижения жизненно важных целей. Для обеспечения безопасности государства создают военные организации - совокупность государственных и общественных институтов, объединенных совместной деятельностью в военной области.

Проблема безопасности государства находит свое отражение в военной доктрине. Военная доктрина - это принятая в данном государстве на определенное время система взглядов на цели, характер возможной войны, на подготовку к ней страны и Вооруженных Сил и на способы ее ведения.

3. Основные направления внешней политики России. Современное международное положение России складывалось под влиянием двух важнейших перемен: краха советской модели «социализма» и развала СССР. Изменилась и среда. В которой осуществлялась внешняя политика России. В последние годы во внешней политике России и её практических действиях стало меньше постимперских амбиций, она стала более прагматичной, предсказуемой. Настороженность к внешней политике России сменилась определённым доверием.

У России есть немало факторов, которые позволяют ей восстановить свой авторитет на международной арене: её уникальное геополитическое положение; огромные природные богатства; большое количество населения – свыше 145 млн. чел.; этническое многообразие входящих в неё территорий; выход к 3 океанам и 10 морям; Россия обладает огромным ядерным потенциалом, обеспечивающим её безопасность. Всё это позволяет проводить активную внешнюю политику, основными целями которой являются: создание благоприятных условий для реформирования российского общества, перестройки её экономики, дальнейшей демократизации, укрепления сотрудничества со странами мира и усиление интеграционных процессов со странами СНГ, что обеспечит её национальные интересы.

Приоритетными направлениями внешней политики России на современном этапе являются: интенсификация интеграционных процессов со странами СНГ; обеспечение национальной безопасности страны: сближение позиций между НАТО и Россией, США и России, координация совместной борьбы с терроризмом. В 2002 г. были подписаны договоры между США и Россией «О стратегических ядерных потенциалах»; углубление взаимоотношений с западноевропейскими государствами. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы. 29 мая 2002 г. на саммите в Москве Европейский союз признал Россию страной с рыночной экономикой; дальнейшее развитие и углубление отношений с Китаем и Индией, которые являются стратегическими партнёрами России и др.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал