Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разновидности текстов научного стиля




Основными источниками научной информации являются многочисленные периодические издания, публикуемые в англоязычных странах почти по всем отраслям науки и научным направлениям, а также издания, обобщающие опыт работы специалистов различных научных обществ. К такой периодике относятся прежде всего научные журналы, доклады научно-исследовательских учреждений, обзорные статьи, бюллетени и т. д. [Айзенкоп 2003:55].

Существует несколько разновидностей научного стиля.
1. Собственно научный (монография, диссертация, научная статья, доклад).

2. Научно-популярный (лекция, статья, очерк). Данный подстиль научного стиля реализует дополнительную функцию – «перевод» специальной научной информации на язык неспециального знания, тем самым происходит популяризация научных знаний для широкой аудитории [Кожина 2006:236].

3. Учебно-научный (учебник, методическое пособие, лекция, конспект).

4. Научно-деловой (техническая документация, сообщения об испытаниях, инструкции для предприятия).

5. Научно-информативный (патентное описание, реферат, аннотация, тезисы).

6. Научно-справочный (словарь, энциклопедия, справочник, каталог).

Научный стиль реализуется в крупных и малых жанрах. К первым относятся: монография (индивидуальная и коллективная), диссертация, энциклопедия, словарь, справочник, учебник, учебное пособие. Ко вторым – статья в периодическом или непериодическом издании, реферат, тезисы, аннотация и др. Малые жанры выделяются не только по количественному признаку. Обычно они не обладают отдельностью: статьи, рефераты, тезисы помещаются в журналах и сборниках. В крупных жанрах, например, в учебнике, соседние части подчинены целому, даже при разном авторстве, т.е. связаны как логико-смысловой, так и внешней линейной связью.

Известны различные классификации жанров научного стиля. В зависимости от степени обобщения научных сведений выделяются первичные научные произведения и вторичные. Целевое назначение первичных жанров научного стиля состоит в изложении первичных научных сведений, получаемых в процессе исследований. В отличие от них, вторичные научные произведения информируют только о конечных результатах исследований, полученных в процессе аналитико-синтетической переработки первичных научных текстов.

Можно выделить следующие первичные жанры научной прозы: монография, справочник, журнальная статья, рецензия, учебник, лекция, доклад, диссертация, научный отчёт. К вторичным текстам, то есть к текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста [Кожина 2006: 57–58].



Следует дать характеристику некоторым из названных жанров научного стиля.

Монография – научный труд, посвященный многоаспектному рассмотрению и решению одной актуальной проблемы, обладающий новизной теоретического или эмпирического содержания, единством научного подхода, смысловой завершенностью, сложной композиционной структурой [Кожина 2006: 59].

Статья – научное сочинение относительно небольшого размера, помещаемое в сборнике, журнале, непериодическом издании. В статье обычно ставятся более частные вопросы, чем в монографиях [Кожина 2006: 60].

Научная рецензия выполняет функции репрезентации научного произведения, его оценки и осмысления в общем пространстве научного знания. Рецензия – жанр с высокой степенью стандартизации на всех уровнях построения текста. Ее отличают особый словарь (прежде всего оценочная лексика) и типовые грамматические структуры, посредством которых актуализируется диалогическая природа этого жанра [Кожина 2006: 62].

Тезисы – краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений [Кожина 2006: 60].

Учебник (учебное пособие) – учебно-научное сочинение, излагающее основы той или иной науки и предназначенное для дидактических целей [Кожина 2006: 62].

Реферат – семантически адекватное, ограниченное малым объемом и вместе с тем достаточно полное изложение основного содержания первичного научного текста, отличающееся постоянством структуры и предназначенное для выполнения разнообразных информационных функций при использовании его читателями разных категорий. Специфической разновидностью реферата является автореферат диссертации, фиксирующий основное содержание диссертации, выполняющий функцию информирования о результатах проведенного исследования и введения их в сферу научной коммуникации [Кожина 2006: 63].



Принадлежность текста к той или иной разновидности научного стиля лишь в некоторой степени зависит от жанра научного произведения. Вид научной публикации может накладывать лишь незначительные ограничения на построение и отбор языковых средств в научном произведении.

 

Таким образом, в данной главе были описаны признаки текстов научного стиля английского языка. При этом были подробно проанализированы черты научного стиля, которые отличают его от других стилей английского языка. Данные черты были продемонстрированы на некоторых примерах, взятых из переведенной статьи.

Были описаны цели научного стиля, которые формируют единственную функцию стиля научной прозы− интеллектуально-коммуникативную.

Подробно были рассмотрены разновидности и жанры научного стиля и даны характеристики некоторым из них.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал