Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предыстория возникновения первых периодизаций психического развития.






 

Одна группа исследователей периодизации психического развития строила на основании каких-либо внешних критериев, но связанных с процессов развития. Так, у Р.Заззо в основе выделения периодов лежали системы воспитания и обучении ребенка на протяжении всего процесса воспитания и обучения. Штерном была выдвинута теория рекапитуляции, основной идеей которой являлось то, что человек в процессе своего психического развития как бы повторяет весь процесс филогенеза (развитие человеческой психики на протяжении всего развития человеческого рода gomo sapiens).

Вторая группа исследователей основанием для выделения периодов психического развития искала внутренний критерий (чаще всего биологический). Так. У П.Блонского таким критерием стали Зубы, у З.Фрейда – психосексуальное развитие человека, у Кольберга – формирование морали.

Наконец, третья группа - в основе выделения периодов психического развития человека лежит сразу несколько особенностей развития. Так, в периодизации Ж.Пиаже используется идея стремления любого живого организма к гомеостазу (равновесию внутреннего состояния организма и внешней среды обитания), а также мысль о том, что человеку подобного равновесия позволяет достичь развивающийся интеллект. В этом процессе интеллект проходит четыре стадии развития, что и соответствует четырем основным периодам психического развития человека.

1 стадия – предоперациональная стадия. Господствует и определяет гомеостатическое равновесие мышление (сенсорный интеллект) с рефлексами и приспособительными реакциями.

2 стадия. Стадия предпонятийного и интуитивного мышления в (сознании индивида появляются уже внутренние действия и оно опрерирует образами и символами).

3 стадия конкретных операций. Появляются первые мыслительные операции, но с непременной опорой на конкретное действие, то есть индивид параллельно выполнению определенного алгоритма действий долженобязательно выполнять конкретное действие, иллюстрирующее этот алгоритм.

4 стадия. Стадия формальных операций. Операции переходят полностью в умственный план действий.

К третьей группе периодизаций относится и периодизация психического развития Л.С.Выготского.

 

2. Периодизация психического развития ребенка по Л.С.Выготскому.

 

В основе периодизации Выготского лежат следующие идеи: источник психического развития – среда; взаимодействие индивида со средой и определяет развитие; взаимодействие осуществляется через «деятельность» и «переживание»; именно деятельность и переживание определяют социальную ситуацию развития; выделение периодов развития возможно благодаря психическим новообразованиям, они-то, их качественное своеобразие и указывают на то, в каком возрастном периоде психологически находится индивид. Социальная ситуация развития меняется в начале нового возрастного периода, а новообразования нового возрастного периода появляются в конце предыдущего этапа развития.

Автор полагал, что любой возрастной период развития состоит из двух фаз, или подпериодов: литического и критического. В литический период происходит количественное накопление функции, это период медленного развития, в критический – идет качественное переструктурирование психики, деструкция старых функциональных возможностей, образуются новые психические функции – норвообразования.

Появление новообразований обеспечивается изменением социальной ситуации развития человека. Таким образом, каждый возрастной период характеризуется своей особой социальной ситуацией развития, чем ярче она выражена, тем лучше формирование новообразований.

«…личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем развитии, а законами изменения этого целого определяется движение каждой его части.» (Л.С.Выг). отсюда ученый выделял центральные новообразования возраста и побочные линии развития.

Выготский Л.С. предложил следующие периоды возрастного развития. Каждый из них имеет подпериод литического и критического развития.

Критического развития:

Кризис новорожденности – от 0 до 2 мес.

Кризис одного года - 1 год.

Кризис «трех лет» - 2- 2, 5 лет.

Кризис семи лет - 7 лет.

Критический период – 13 лет.

Критический период, период самоопределения – 17 лет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.