Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления






Экономическая деятельность — это любая деятельность физических и юридических лиц с целью получения хозяйственно-экономической выгоды от ее осуществления. Все составляющие систему экономики организации являются субъектами осуществления различных видов экономической деятельности, которая выступает родовым отличительным признаком и объективным основанием отнесения их к соответствующему сектору области экономики.

В структурном плане в современной российской рыночной экономике существуют три тесно взаимосвязанных, порождающих и продолжающих друг друга сектора: 1) товарный производственный рынок (его нередко именуют сектором реальной экономики), 2) финансовый рынок и 3) рынок ценных бумаг. Каждый из секторов экономики включает в себя немалое количество различного рода субъектов предпринимательской деятельности — физических и юридических лиц, специализирующихся в своей работе по соответствующим отраслям и сферам экономической деятельности. При этом правовой статус субъектов разных секторов рынка существенно различен и регулируется специальными и специфичными для каждого сектора рыночной экономики законами и иными нормативно-правовыми актами.

Сектор товарного рынка представлен предпринимателями, предприятиями и их объединениями различной производственно-хозяйственной отраслевой специализации. Деятельность его субъектов специализируется по отраслям производственно-хозяйственной экономической деятельности (промышленная, строительная, сельскохозяйственная, хозяйственно-обслуживающая деятельность).

Важнейшей и наиболее распространенной формой экономической деятельности является производственно-хозяйственная деятельность предприятий различных форм собственности и предпринимательская деятельность (предпринимательство) физических лиц, представляющая собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений (например, производственных кооперативов), направленную на получение прибыли. Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.


Поскольку хозяйственно-экономические операции осуществляются не только в процессе производства и по его результатам, но и на стадиях образования и распределения доходов, постольку, кроме производственно-хозяйственной деятельности предприятий и объединений, к экономической деятельности относятся и многие другие ее разновидности, например, маркетинговая, инновационная (внедренческая) и некоторые другие.

Маркетинговая деятельность связана с изучением состояния и перспектив развития рынка товаров и услуг той или иной отрасли или сферы производственно-хозяйственной и иной предпринимательской деятельности. Содержанием маркетинговой деятельности является сбор и анализ информации о рынке товаров и услуг соответствующей отрасли или сферы экономической деятельности, анализ данных и выдача рекомендаций о рынке потребителей и покупателей (потенциальном и платежеспособном спросе на эти товары и услуги), проведение рекламных компаний и т.д. Эта экономическая деятельность осуществляется специальными маркетинговыми службами производственных предприятий и объединений или специализированными маркетинговыми фирмами.

Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового рыночного товара. Сферами инновационной (внедренческой) деятельности являются: 1) организация экспертиз; 2) внедрение и тиражирование изобретений «ноу-хау»; 3) создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации; 4) патентно-лицензионная деятельность и многие другие направления научно-технических и посреднических работ. Наряду с этим рынком в области экономики существует также финансовый рынок.

Сектор финансового рынка охватывает экономическую предпринимательскую деятельность кредитных организаций, связанную с кредитованием и предоставлением иных видов услуг финансового характера с целью извлечения прибыли как основной цели своей деятельности. Это может быть банковская, инвестиционная, страховая, аудиторская, оценочная деятельность и некоторые другие виды деятельности банковских и небанковских кредитных организаций.

Рынок ценных бумаг (акции, облигации и другие именные эмиссионные ценные бумаги) опосредует процесс их рыночного обращения и включает в себя многие виды предпринимательской профессиональной деятельности различных коммерческих организаций и отдельных предпринимателей, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности на рынке ценных бумаг:

1) брокерская деятельность;

2) дилерская деятельность;

3) деятельность по управлению ценными бумагами;

4) клиринговая деятельность;

5) депозитарная деятельность;

6) деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

7) деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. В отличие от товарного рынка, специфической особенностью рынка ценных бумаг является то, что обращающиеся на нем ценности представляют собой некоторую совокупность прав и возможных экономических притязаний к тем или иным субъектам экономической деятельности. При всей своей важности и возрастающем значении в нынешних условиях становления и развития рыночной экономики экономическая предпринимательская деятельность всех типов посредников на финансовом рынке и рынке ценных бумаг носит вторичный и производный от производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их объединений характер.

Различные типы коммерческих организаций в структуре секторов финансового рынка и рынка ценных бумаг специализируются по рыночным функциональным сферам экономической деятельности: в банковской; страховой; аудиторской; инвестиционной деятельности на финансовом рынке; в брокерских, дилерских и других видах профессиональной предпринимательской экономической деятельности на рынке ценных бумаг.

Объектом государственного регулирования и управления в области экономики выступают различные составляющие ее структурные элементы: 1) отдельные отрасли народного хозяйства и комплексы взаимосвязанных отраслей (в систему области экономики входят промышленный, строительный, агропромышленный комплексы и комплекс хозяйственно-обслуживающих отраслей); 2) функционально специализированные сферы межотраслевой экономической деятельности субъектов финансового рынка и рынка ценных бумаг; 3) вся область экономики в целом как единый народно-хозяйственный комплекс.

 

3. Сущность организации и ее основные признаки
Термин " организация" употребляется в двух значениях:
- устойчивое объединение людей, взаимодействующих между собой для достижения стоящих перед ними целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий;
- функция управления, целью которой являются создание объединения или согласование действий его членов [4, с.52].
Признаками организации являются:
- наличие хотя бы одной цели, которая объединяет членов организации. Официально заявленная цель придает смысл существованию предприятия и определяет основную направленность ее деятельности. Одной из основных целей любой коммерческой организации является получение прибыли;
- обособленность заключается в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих данную организацию от внешней среды. Границы могут быть как материальными - в виде стен и заборов, так и нематериальными - в виде запретов, ограничений, правил;
- разделение труда предполагает, что члены организации выполняют различные функции;
- существование связей между элементами организации способствует обеспечению их взаимной поддержки. Связи между элементами организации бывают экономическими, технологическими, информационными, социальными и управленческими;
- саморегулирование - это возможность организации самостоятельно решать вопросы внутренней жизни, учитывая сложившуюся обстановку и внешние указания. Данная деятельность реализуется внешним центром, целью которой является координация усилий и работы людей на достижение целостности организации;
- организационная культура - это система ценностей, символов, образцов поведения и убеждений, определяющих характер взаимоотношений и линию поведения сотрудников как внутри предприятия, так и на внешнем уровне [5, с.37].
Любая организация обладает определенной структурой (совокупностью взаимосвязанных элементов), которая подразделяется на три составляющие:
- техническая - это совокупность материальных элементов организации (зданий, сооружений, оборудования, условий труда, технологий и т. д.)определяющих профессионально-квалификационный состав сотрудников, характер и содержание труда;
- социальная включает в себя совокупность участников, формальные и неформальные группы, определение связей между ними, норм поведения и сфер влияния;
- социотехническая включает в себя совокупность рабочих мест.
Определение структуры организации придает ей устойчивость и возможность противостоять и развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.
Период функционирования предприятия на рынке образует жизненный цикл, состоящий из пяти этапов.
1. Зарождение включает в себя принятие решения о создании фирмы, разработку и утверждение соответствующей документации, регистрацию фирмы и создание условий для ее деятельности.
2. Рост фирмы - увеличение доли ее продукции на рынке.
3. Развитие - это поиск новых направлений и форм деятельности параллельно с развитием уже существующих.
4. Зрелость - это устойчивое существование предприятия без расширения и совершенствования деятельности.
5. Завершение деятельности может быть связано с разорением фирмы или достижением поставленных перед ней целей [6, с.154].
2. Общие характеристики организации
Организация- группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Виды организаций:
1.Форамальные организации
2.Неформальные организации
3.Сложные организации
Формальные организации - традиционные структуры управления (функциональная структура управления)
Неформальные организации - объединение групп людей, которые возникают стихийно; люди в которых объединены общие работы и общие цели.
Сложные организации многопрофильные организации, которые имеют много направлений в своей работе и имеют набор взаимосвязанных целей.
I. Ресурсы; для осуществления целей в общественных организациях идёт преобразование ресурсов в конечный результат. Основные ресурсы: человеческие ресурсы; капитал; материалы; оборудование; технологии; информация.
II. Зависимость от внешне среды определяется следующими факторами:
- экономические условия
- правительственные факторы
- законодательства
- конкурентные организации
- профсоюзы
- потребители
Эти взаимосвязанные факторы сказывают влияние на всё, что происходит внутри организации.
III. Горизонтальное разделение труда, является самой очевидной характеристикой организации и происходит помощью образования подразделений, путём разделения большого объёма работы основные компоненты.
IV. Подразделения характеристика для всех организаций, которые в зависимости от специфики организации называется отделами, службами, цехами, лабораториями и т.д.
V. Вертикальное разделение труда деятельность по координированию работы других людей, которые осуществляет руководитель. Оно отделяет работу по координированию от самой работы, от самих деятельностей. Оно составляет сущность управления.
VI. Необходимость управления, для того чтобы организация могла добиваться поставленных целей все задачи должны быть скоординированы с помощью вертикального разделения труда. В организации при назначенных руководителях чётко должен быть определён круг их обязанностей и ответственности [2, с.73].
Составляющие успеха организации:
1) Выживание (главная задача любой организации существовать как можно дольше). Выживание зависит от имеющихся ресурсов и от потребности рынков продукции производственных организаций.
2) Результативность и характерность (результативность- следствие того, что организация поставила правильные цели). Эффективность- следствие того, что выполнение поставленных целей даст желаемый эффект.
3) Производительность относительная характеристика организации и она выражается в количественных показателях, и чем больше эффективность организации, тем больше и производительность, что особенно важно в условиях конкуренции [1, с.38].

 

4.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.