Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные категории и понятия менеджмента






Менеджмент

Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).

Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта/22/.

При этом различают следующие виды объекта управления:

· операция;

· проект;

· система.

Функциональные области деятельности объекта:

· маркетинг;

· производство;

· финансы;

· кадры;

· НИОКР.

Уровни объекта управления:

· рабочее место;

· участок;

· цех;

· производство;

· предприятие;

· объединение.

По признаку содержания различают менеджмент:

1. нормативный - предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;

2. стратегический - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;

3. оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Место категории " функции управления" в управленческом процессе

 

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Классификация функций управления представлена в таблице 1.

 

Таблица 1- Классификация функций управления
Критерий классификации Состав функций управления
1 Содержание управленческой деятельности Прогнозирование и планирование
Организация
Активизация (мотивация, стимулирование)
Контроль
Координация
Регулирование
Исследование
2 Организационная роль функции Функции интеграции (объединения)
Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации)
3 Направление деятельности Интрафункции
Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)
4 Сферы развития объекта управления Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.)
Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.)
Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др.
Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.)
5 Этапы производственного процесса Управление подготовкой производства
Управление процессом производства
Управление обеспечением производства
Управление процессами реализации продукции
6 Тип производства Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства
7 Масштаб времени Стратегическое управление
Текущее (тактическое) управление
Оперативное управление
8 Этапность процесса управления Целеполагание
Определение ситуации
Определение проблемы
Решение
9 Основные факторы производственного процесса Управление продуктом
Управление персоналом
Управление информацией

 

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.

Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

Автором первых принципов управления был А.Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Принципы управления по А.Файолю
Принцип Содержание принципа
1 Разделение труда Специализация работ для эффективного использования труда работающего
2 Полномочия и ответственность Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы
3 Дисциплина Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины
4 Единоначалие Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником
5 Единство действий Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану
6 Подчиненность личных интересов Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами
7 Вознаграждение Получение работниками справедливого вознаграждения за работу
8 Централизация Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
9 Скалярная цепь Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд (" цепь начальников")
10 Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте
11 Справедливость Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
12 Стабильность персонала Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу
13 Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ
14 Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила")

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.