Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика навыка чтения, основные этапы его формирования. Технология проверки техники чтения.




Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста. Можно использовать различные способы проверки и самопроверки навыка чтения, ориентируясь на следующие критерии: скорость чтения, способы чтения, понимание прочитанного, выразительность чтения. Материалом для проверки навыка чтения могут быть произведения из учебной хрестоматии, из учебника или специально подобранные тексты. Чтобы наглядно было видно и родителям, и учителю насколько лучше или хуже читает ребёнок, на каждого ученика составляется график - контроля навыка чтения. Проверка ведётся из четверти в четверть со второго полугодия первого класса до конца четвёртого класса. Урок в первом классе начинается с игровой разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения. Формировать навык владения дыханием и голосом предлагается с помощью следующих упражнений.
«Цветочный магазин». Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. Выдох медленный, плавный «Проколотый мяч» и т.д. С целью совершенствования произношения на уроке надо проводить работу над дикцией. Система упражнений по дикции включает в себя чтение коротких текстов, насыщенных тренируемым звуком; чтение чистоговорок и скороговорок для выработки сохранения чёткости произношения при любом темпе речи и т. д. На первом этапе работа со скороговорками идёт медленно, с преувеличенно чёткой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: - увидеть гласную букву, -соотнести ее со слогом-слиянием, -подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, - озвучить каждый увиденный графический слог, произнести плавно, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка - аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности. Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе. Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.