Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимоотношения федеральных органов государственной власти с высшими органами государственной власти субъектов РФ. (осуществление контроля и т.д.)






Формы взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Законы более 20 субъектов РФ о местном самоуправлении содержат отдельные главы или статьи, посвященные вопросам взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ.

I. Правовое регулирование в сфере местного самоуправления

1. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляют правовое регулирование отдельных отношений в сфере местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом 2003 г.

Например, федеральными законами урегулированы вопросы, связанные с определением основных гарантий избирательных прав при проведении муниципальных выборов, порядка государственной регистрации уставов муниципальных образований, основ организации муниципальной службы, финансовых основ местного самоуправления, порядка передачи федеральной собственности в муниципальную собственность, особенностей осуществления местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях и т.д.

2. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, связанные с определением компетенции органов местного самоуправления по решению отдельных вопросов местного значения (например, в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культы, спорта, градостроительства, жилищных, земельных отношений и т.д.).

В соответствии ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 6 Федерального закона 2003 г. в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральному закону 2003 г. применяются Конституций РФ и указанный Закон. В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону 2003 г. и другим федеральным законам применяются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон 2003 г. и другие федеральные законы.

Органы местного самоуправления могут принимать участие в правотворческом процессе органов государственной власти. Это право реализуется посредством внесения представительными органами муниципальных образований проектов законов субъектов РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Законодательство некоторых субъектов РФ предусматривает участие органов местного самоуправления в процессе принятия органами государственной власти правовых актов.

II. Создание органами государственной власти организационных структур, специализирующихся на взаимодействии с органами местного самоуправления

1. Создаются уполномоченные исполнительные органы государственной власти, оказывающие содействие органам местного самоуправления в реализации их полномочий.

На федеральном уровне это Министерство регионального развития РФ, положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40.

2. Создаются территориальные органы исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в административно-территориальных единицах субъектов РФ.

3. Создаются координационные, консультативные и совещательные органы (советы, конгрессы, рабочие группы) при органах государственной власти, осуществляющие отдельные мероприятия в сфере местного самоуправления.

Указанные органы создаются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов власти, выработки рекомендаций по определенным направлениям их деятельности. Их состав, полномочия и порядок работы определяются правовым актом соответствующего органа или должностного лица государственной власти, принимаемым по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Указанные органы могут создаваться на постоянной или временной основе.

III. Осуществление координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

1. Заключаются договоры и соглашения между органами государственной власти и органами местного самоуправления для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения.

2. Осуществляется обмен информацией между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы государственной власти также могут предоставлять органам местного самоуправления необходимую им информацию, в том числе правовые акты, методические рекомендации и т.п.

3. Направляются органами местного самоуправления обращения в органы государственной власти и органами государственной власти обращения в органы местного самоуправления.

IV. Осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. В Федеральном законе 2003 г. общий принцип об оказании органами государственной власти мер государственной поддержки местному самоуправлению отсутствует. В п. 2 ст. 18 указанного Федерального закона предусматривает только меры финансовой поддержки государства в отношении местного самоуправления. Так, в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ.

Существуют следующие меры государственной поддержки местного самоуправления.

1. Принятие федеральных и региональных программ развития местного самоуправления.

2. Разработка модельных проектов муниципальных правовых актов.

3. Оказание органам местного самоуправления финансовой помощи в решении вопросов местного значения:

- установление нормативов отчислений в местный бюджет от определенных видов федеральных и региональных налогов и сборов (ст. 58 и 59 Федерального закона 2003 г.);

- предоставление дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений, муниципальных районов, городских округов в целях выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения (ст. 60 и 61 Федерального закона 2003 г.);

- предоставление субсидий из фонда муниципального развития в целях долевого финансирования инвестиционных программ ' и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований; фонда софинансирования социальных расходов в целях долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований (ст. 62 Федерального закона 2003 г.);

4. Предоставление органам местного самоуправления материальных ресурсов для решения вопросов местного значения. Осуществляется это, например, посредством предоставления из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность нежилых помещений для размещения органов местного самоуправления, муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, транспортных средств для перевозки пассажиров, уборки дорог, компьютерной техники; обеспечение органов местного самоуправления средствами связи, Интернетом и т.п.

5. Организация органами государственной власти профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации муниципальных служащих, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления. Так, в настоящее время органами государственной власти субъектов РФ организуется обучение глав вновь образованных муниципальных образований, ведется подготовка юристов, экономистов и финансистов для кадрового обеспечения местных администраций вновь образованных муниципальных образований.

6. Оказание методической помощи органам местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов РФ периодически изучают, обобщают практику исполнения законодательства в муниципальных образованиях и разрабатывают на этой основе методические рекомендации для органов местного самоуправления по совершенствованию порядка решения вопросов местного значения, организуют обмен опытом между муниципальными образованиями, в том числе в различных регионах.

V. Принятие органами государственной власти мер по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования посредством

1. Государственная регистрация уставов муниципальных образований. Она проводится территориальными органами Министерства юстиции РФ в субъектах РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ.

2. Ведение реестра муниципальных образований РФ Министерством юстиции РФ в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 1 июня 2005 г. № 350.

3. Контроль за осуществлением деятельности органов местного самоуправления, в том числе контроля за использованием финансовых средств, предоставленных местным бюджетам и имеющим целевое назначение.

В настоящее время федеральными законами предусмотрен только один случай контроля за местным самоуправлением - контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, в иных случаях допускается только судебный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

4. Компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

Статья 133 Конституции РФ предусматривает, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Это означает, что увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.

5. Прокурорский надзор за исполнением и соблюдением органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ.

6. Судебная защита прав местного самоуправления.

7. Привлечение органов и должностных лиц местного самоуправления к ответственности перед государством в порядке, предусмотренном ст. 72--74 Федерального закона 2003 г.

8. Проведение переговоров и согласительных процедур для разрешения споров, разногласий, возникающих между органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, устанавливаемом законодательством (например, через создаваемые согласительные комиссии).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.