Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция в рыночной экономике






Конкуренция - важный элемент механизма саморегулирования рыночной экономики и одновременно конкретная форма ее функционирования.

В переводе с латинского это слово означает «сходиться», «сталкиваться». Конкуренция - это соперничество между субъектами рыночной экономики за лучшие условия производства, выгодную позицию на рынке и т.п. Она является той рыночной силой, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, которое уравновешивает рыночные цены.

Конкуренция отражает связь между производством и реализацией продукта. Эта связь есть причинно-следственная, существенным, необходимым и повторяющихся, т.е. объективным экономическим законом. Закон конкуренции отражает причинно-следственная связь между возможностями создать продукт, необходимый потребителям, и возможностями реализовать его с выгодой прежде всего для покупателя, а потом уже для производителя. Есть много типов, видов, форм конкуренции. Различают следующие основные виды конкурентной борьбы: конкуренция продавцов; конкуренция покупателей; конкуренция продавцов и покупателей; внутришньогалузева и межотраслевая конкуренция; совершенная (чистая) конкуренция, несовершенная конкуренция и т.д.

Конкуренция продавцов. Целью каждого производителя является получение прибыли, а следовательно, расширение масштабов экономической деятельности. Это объективно побуждает производителей к соперничества за наиболее выгодные условия производства, лучшую позицию на рынке, вкусы и предпочтения потребителей и т.п. Они являются конкурентами друг относительно друга. Если предложение товара превышает спрос на него, конкурентная борьба между производителями усиливается. Побеждают в ней только те производители, которые снизили цену на товар и таким образом привлекли внимание большего количества потребителей к своим товаров. Чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем больше предложение товаров превышает спрос покупателей. Когда конкуренция среди продавцов ослабевает, спрос медленно догоняет предложение, а затем превышает ее.

Конкуренция покупателей. Если спрос на товар выше, чем предложение определенного товара, то конкурируют покупатели. Они выбором между собой право приобрести качественный товар по низкой цене. В конкурентной борьбе побеждает тот покупатель, который вовремя предложил вуза в сравнении с рыночной ценой.

Конкуренция продавцов и покупателей. В результате такой борьбы (или соперничества) устанавливается общая цена на однородные товары.

Внутреняя конкуренция. Это соперничество между предпринимателями, которые производят и реализуют одинаковый продукт или продукт-заменитель. Целью такой конкуренции является переключение покупателей на товар определенного предприятия. Для этого товары следует продавать по ценам, которые значительно ниже, чем цены на товары-конкуренты. Если товары одинаковы по жесткими потребительскими параметрами, нужно резко изменить мягкие потребительские параметры (дизайн) товара. Для того чтобы снижение цен на товары не принесло ущерб предприятию необходимо снизить издержки производства и реализации товара. Достигают этого, прежде всего внедрением в производство новых техники и технологии, методов менеджмента и т.д.

Межотраслевая конкуренция проявляется в соперничестве между предпринимателями, вложивших свои капиталы в отрасли, которые производят различные продукты. Каждый предприниматель оценивает результаты своей деятельности за нормой прибыли. В разных отраслях она имеет разную величину, поэтому один выигрывает, другой - проигрывает. Тот. кто проиграл, может перепрофилировать свое предприятие или поменять акции одной отрасли на акции другой, перспективные отрасли. Таким образом происходит перелива капитала из одной отрасли в другую.

Итак, межотраслевая конкуренция - это конкуренция капиталов. Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях: много мелких предприятий, предлагающих на рынке однородную продукцию; доля каждого предприятия в общем объеме рыночного предложения настолько незначительна, что любое его решение о повышении или снижении цены не скажется на цене рыночной равновесия; для входа новых предприятий в отрасли и выхода любого предприятия с нее нет никаких препятствий; банк данных является доступным для всех клиентов.

Несовершенная конкуренция. Это конкуренция, которая в той или иной степени связана с определенным ограничением свободного предпринимательства. Для несовершенной конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предприятий влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, нет близких заменителей продукта, который производится привилегированным производителем.

За методами ведения конкурентной борьбы различают ценовую, неценовых, добросовестный и недобросовестную конкуренцию. Ценовая конкуренция осуществляется маневрированием ценам с целью более выгодного использования рыночной конъюнктуры. Для этого используют обычно такие виды цен, как монопольно высокая цена, престижная цена («снятия сливок»), цена лидера, психологическая цена, цена проникновения.

Неценовой конкуренции основывается на технических преимуществах, высшей качества и большей надежности товара, более эффективных методах сбыта, использовании различных форм маркетинговой коммуникации, улучшении условий оплаты и т.п. Добросовестной конкуренции - это такое соперничество, при котором соблюдаются правовых и этических норм взаимоотношений с партнерами. Недобросовестная конкуренция включает техническое шпионаж, переманивания специалистов-профессионалов, подкуп работников предприятия-конкурента, ложную рекламу (черные технологии) и т.д.

Конкуренция будет основой механизма саморегулирования рыночной экономики. При этом в процессе развития конкуренция порождает ϲ ʙ ᴏ ю противоположность – монополизм. Это обусловлено тем, что конкуренция создает предпосылки для усиления концентрации, централизации и возникновения на ϶ ᴛ ᴏ й основе монополистических объединений. Именно монополии обеспечивают получение наивысшей экономии, обусловленной ростом масштабов производства; располагают материальными возможностями для исследований и разработок и внедрения их результатов в производство. При всем этом монополизм через механизм ценообразования ведет к появлению негативных процессов, связанных с застойными явлениями в использовании достижений научно-технического прогресса и новых технологий; с перераспределением доходов общества в ϲ ʙ ᴏ ю пользу через монопольные цены; с возрастанием степени социальной несправедливости в обществе.

№98

Внешнеторговое регулирование будет ориентировано на решение следующих задач:

- эффективную интеграцию в мировой рынок отраслей АПК, вступление в ВТО на условиях, не допускающих дискриминацию отечественного производителя;

- принятие ограниченных протекционистских мер временного характера для защиты интересов отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, производство которых может полностью обеспечивать потребности страны;

- использование гибких импортных таможенных тарифов;

- стимулирование экспорта российской агропродовольственной продукции в условиях стабильности ее внутреннего рынка;

- совершенствование системы таможенного контроля;

- создание максимально приближенной к международным стандартам системы сертификации и -аттестации агропродовольственной продукции с выдачей признаваемых за рубежом сертификатов качества;

- максимально возможная гармонизация аграрной политики со странами СНГ с учетом создания общего аграрного рынка;

- ориентация государственных дипломатических и торговых представительств за рубежом на привлечение передовых технологий и поиск рынков сбыта российской продукции.

 

Президент Российской Федерации в системе органов государственной власти: конституционно-правовой статус, порядок избрания и полномочия, органы обеспечивающие деятельность Президента РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В связи с этим Президент наделен следующими полномочиями:

— отменять постановления и распоряжения Правительства, другие акты органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам;

— приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам или нарушения прав и свобод человека;

— обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии федеральных законов, нормативных актов, принятых федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ Конституции РФ;

— использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.

Президент фактически выступает арбитром между различными ветвями власти, не будучи включен ни в одну из подсистем государственных органов (законодательную, исполнительную и судебную).

Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Выборы назначаются Советом Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты группой избирателей (не менее 100 человек), избирательными объединениями и избирательными блоками. Для регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией необходимо собрать не менее 1 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов по результатам первого тура голосования не был избран Президентом, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается кандидат, получивший во втором ре большее число голосов избирателей, чем его соперник.

Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность предыдущего главы государства, а при проведении досрочных выборов — на тридцатый день со дня официального опубликования общих результатов выборов, принеся присягу. Исполнение полномочий Президентом РФ прекращается с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно в случаях:

1) добровольного ухода со своего поста (отставки);

2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (однако закон, который устанавливал бы процедуру и критерии признания факта наличия стойкой неспособности, до сих пор не принят);

3) отрешения от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Полномочия Президента закреплены в четвертой главе Конституции РФ. Условно их можно разделить на несколько групп.

1. Полномочия Президента в законодательном процессе:

а) обладает правом законодательной инициативы (может вносить законопроекты в Государственную Думу);

б) обладает правом вето (может отклонить закон);

в) подписывает и обнародует законы;

г) назначает референдум;

д) назначает выборы Государственной Думы — одной из палат высшего законодательного органа — и может распустить ее (в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ).

2. Полномочия Президента по формированию иных органов государственной власти:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства;

б) по предложению Председателя Правительства назначает заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

в) принимает решение об отставке Правительства;

г) представляет Государственной Думе кандидату-для назначения на должность председателя Центрального банка РФ и ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка;

д) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора;

е) формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;

ж) формирует Администрацию Президента;

з) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента;

и) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

к) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

3. Полномочия Президента в области внешней политики и международных отношений:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

4. Полномочия Президента в сфере обеспечения обороны и безопасности страны:

а) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

б) вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

в) утверждает военную доктрину РФ. 5. Полномочия Президента в сфере регулирования правового статуса граждан:

а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории государства. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

 

2. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации: структура, компетенции, стадии законодательного процесса.

Согласно статье 94 Конституции РФ, Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является ее высшим представительным и законодательным органом.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. До 2000 г. членами Совета Федерации автоматически (по должности) становились глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти каждого субъекта Федерации. Однако этот порядок, нарушавший принцип разделения властей, был изменен после принятия в июле 2000 г. новой редакции Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». В соответствии с ним членами Совета Федерации могут быть избраны (назначены) граждане РФ не моложе 30 лет. Член Совета Федерации — представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается этим органом на срок своих полномочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок своих полномочий. Указ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти вступает в силу, если на заседании законодательного органа власти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами РФ всеобщим равным прямым и тайным голосованием. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»-Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, а 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, избрание половины депутатов проводится в соответствии с принципами мажоритарной системы относительного большинства (в один тур). Однако выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее 25% зарегистрированных избирателей. Избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили при голосовании менее 5% голосов избирателей (по новой редакции закона — менее 7% с 2007 г.), из распределения мандатов по федеральному округу исключаются.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью (иммунитетом) в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы может быть лишен иммунитета решением соответствующей палаты, принятым большинством голосов по представлению Генерального прокурора РФ.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти или местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой

оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Ее полномочия прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми, т. е. свободными для посещения представителями других органов государственной власти и средств массовой информации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, хотя и могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда, а также выступлений руководителей иностранных государств.

Работу Совета Федерации и Государственной Думы организуют председатели и их заместители, избираемые палатами из своего состава. Для предварительного рассмотрения законопроектов, подготовки постановлений и заключений палат и осуществления других функций Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии.

Кроме того, в Государственной Думе для проведения согласованной политики депутаты образуют депутатские объединения — фракции и депутатские группы. Фракции формируются на основе избирательных объединений, прошедших в Думу по федеральному избирательному округу. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. При численности не менее 35 депутатов эти группы подлежат регистрации, пользуясь равными правами с фракциями. Председатель Государственной Думы и руководители депутатских объединений входят с правом решающего голоса в состав Совета Государственной Думы, к компетенции которого отнесены предварительная подготовка заседаний Думы и рассмотрение организационных вопросов деятельности палаты. Внутреннее устройство и формы деятельности палат Федерального Собрания регулируются специальными правовыми актами — регламентами.

Помимо законодательных полномочий к ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории;

г) назначение выборов Президента РФ;

д) отрешение Президента РФ от должности;

е) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ (по представлению Президента);

ж) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (по представлению Президента);

з) назначение и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ (по представлению Президента РФ);

г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

е) объявление амнистии (полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо замена этим лицам назначенного судом наказания на более мягкое);

ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным к их ведению, Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ до истечения срока ее полномочии:

а) после трехкратного отклонения Думой кандидатуры Председателя Правительства, представленной Президентом РФ;

б) после двукратного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

в) в течение семи дней после отказа в доверии Правительству РФ со стороны Государственной Думы (голосование о доверии Правительству проводится по инициативе его председателя).

В двух последних случаях Президент может согласиться с мнением депутатов и отправить Правительство в отставку, не распуская Государственной Думы. В первом же случае Президент обязан распустить палату и назначить новые выборы.

Государственная Дума не может быть распущена: а) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

б) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;

в) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

г) в течение года после ее избрания (в случае, если Государственная Дума выразила недоверие или отказала в доверии Правительству РФ).

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь изб

ранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

 

3. Высшая исполнительная власть Российской Федерации: состав, функции, порядок прекращения полномочий, структура федеральных органов исполнительной власти.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Основное назначение исполнительной власти в РФ — России — организация практического исполнения Конституции России и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно Административного права..






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.