Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и художественный мир. Годы жизни: 1870 – 1938. Сын мелкого чиновника и представительницы древнего обедневшего рода татарских князей






Годы жизни: 1870 – 1938. Сын мелкого чиновника и представительницы древнего обедневшего рода татарских князей. Родился в Пензенской губернии.

С детства воспитывался в казённых заведениях – от Вдовьева дома до военного училища. Позже в своих воспоминаниях и произведениях выражал скорбь о потерянном детстве, об отсутствии системных знаний, о привитых рабских чувствах. В то же время сам был внутренне независим, бунтарь, свободная голова. Так, с офицерской службы он ушёл в отставку в знак протеста против грубости полкового командира, а на заводе чуть не подрался со старшим мастером, который был груб с рабочими.

В 23 года оказался в Киеве без гроша в кармане. Стал работать репортёром. За 6 лет освоил около 20 профессий: рекламный агент, заведующий учётом мастерской сталелитейного завода, организатор киевского атлетического общества и цирка, управляющий имением, агроном по выращиванию махорки, псаломщик, зубоврачебный мастер, актёр бродячей труппы, землемер-таксатор, детский учитель (последнее занятие считал «самым приятным»).

Литературный дебют – повесть «Молох» (журнал «Русское богатство» за 1896 год. Критик В.Воровский отметил, что он всё «трактует с внутренней, духовной, эстетической стороны, а не с внешней, материальной, политической». С 1901 года сотрудничает в петербургских журналах. Круг друзей: Д.Мамин-Сибиряк, А.Чехов, М.Горький, И.Бунин, И.Репин, С.Чёрный, авиатор С.Уточкин, цирковые борцы И.Поддубный и И.Заикин, клоун Жакомино, дрессировщих А.Дуров и другие.

Куприн всегда пытался изобразить красивых, лучезарных людей, но в современности видел расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. «Врагами» он считал голый технический прогресс, мнимую буржуазную цивилизацию, тупость и рабство народа, его неразборчивость в повседневности.

Идеал Куприна восходил к победе «силы духа» над «силой тела» и к «любви, верной до смерти». Любовь, по мнению писателя, - стимул расцвета личности, причём равная очистительная энергия – и в любви нежной и целомудренной, и в трепете, и в опьянении чистой страстью.

Источник его творчества и предмет художественного познания – повседневная жизнь; описываемая среда – разная: от цирка до армии, от фабрики до сельского быта и светских салонов. Герои – из обычных, рядовых людей. Истории обычно грустные, даже трагические.

Многие считают Куприна талантливым беллетристом, русским Дюма или Джеком Лондоном из-за слабого, якобы, философского наполнения его историй. Но это утверждение спорное, т.к. пристальный анализ обнаруживает философскую глубину его сочинений.

Печальны его произведения, написанные в эмиграции после 1917 года. Мир свежих чувств терпит в них поражение, наталкиваясь на различного рода сковывающие обстоятельства: муштру, пошлость или даже просто душевную вялость, слабость, беспечность.

 

Повесть «Олеся» (1898)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.