Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность. Мировоззрение. Творчество.






И.С.Тургенев, прошедший в молодости «школу» В.Г.Белинского и доучивавшийся после Петербургского университета в Германии, по убеждениям стал «западником», но в то же время писал: «И я не думаю, чтобы моё западничество лишило меня всякого сочувствия к русской жизни, всякого понимания её особенностей и нужд». Тургенев был чуток к общественным явлениям, часто предвосхищал в своих произведениях то новое, что ещё только зарождалось в обществе, умел по достоинству оценивать людей, которые у него не вызывали симпатии.

В статье «По поводу «Отцов и детей» он написал: «…точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».

Совершенно особое отношение у Тургенева к природе и к людям. Он любил природу, был страстным охотником, его словесные пейзажи живы и неповторимы. Природа, по Тургеневу, прекрасна, величественна, но одновременно холодна по отношению к человеку, вечна, бессмертна, сильнее человека, который смертен. Природа не прощает человеку дерзости по отношению к себе. Так, в рассказе «Бежин луг» из «Записок охотника» в момент сгущения сумерек рассказчик заблудился в местах, которые знал вдоль и поперёк, а в конце рассказа читатель узнаёт, что именно «от природы» (упал с лошади и разбился) погибает Павлуша – самый умный и смелый из собравшихся у костра мальчиков, единственный не боявшийся ночных природных явлений.

Любовь, по мнению писателя, - часть природы в самом человеке, поэтому она необъяснима с точки зрения рациональной логики. Её законы таинственны, и человеку не дано их постичь. Вот почему Тургенев был категорически не согласен с трактовкой повести «Ася» Н.Г.Чернышевским в его статье «Русский человек на rendez-vous», где молодой лидер «Современника» утверждал, что единственная причина расставания героев кроется в нерешительности героя, характерной для «лишних» людей из дворян. По мнению Тургенева, причины драмы не объясняются типичностью героя и обстоятельств, они гораздо глубже – в самой природе человека. Поэтому испытание героев любовью – самое главное в произведениях Тургенева.

В жизни героев Тургенева любовь рокова и необъяснима, как и факты его собственной биографии, включающей сорокалетнюю жизнь с французской певицей Полиной Виардо, женщиной, имевшей свою семью. Любящий герой Тургенева прекрасен, окрылён, но трагическая развязка и падение с идеальных высот неизбежны. Любовь как часть природы в человеке безжалостно распоряжается его судьбой. В произведениях Тургенева лучшие гибнут в схватке с природой, любовью, судьбой.

Как писатель-романист Тургенев не признавал ни склонности к романтической фразе и «трескучим эффектам», ни углублённого психологизма Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Он упрекал их в «психологическом самоковырянии», прямым следствием которого являются писательский эгоизм и субъективный взгляд. «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления – в их расцвете или увядании». Если Толстой пишет человека изнутри, прописывая малейшие движения ума и сердца, то Тургенев раскрывает психологию и состояние героя исключительно через наблюдение со стороны за его движениями, жестами, интонациями, репликами и прочими внешними проявлениями внутреннего состояния. Идя противоположным путём, он добивается не меньшего эффекта, в то же время не навязывая читателю собственного взгляда, а приглашая его к сотворчеству.

 

Статья «Гамлет и Дон Кихот» (1859)

Эта программная статья Тургенева – ключ к пониманию типологии его героев.

Гамлеты, по Тургеневу, - «лишние люди» из дворян, а Дон Кихоты – молодые демократы-разночинцы. Гамлеты – эгоисты и скептики, носятся с собственной персоной. Враждуя с ложью, ищут истину и сами же в неё не верят. Во всём сомневаются, нерешительны, лишены активного, волевого начала.

Дон Кихоты – не эгоисты, смысл существования видят не в самокопании, а в поиске истины, ради которой готовы жертвовать собой. Способны вести за собой других. Но в них есть однообразие, сухость, односторонность. Последствия их деятельности расходятся с их целями.

Сам Тургенев был по преимуществу Гамлетом, но весьма симпатизировал лучшим чертам Дон Кихотов. Он хотел видеть в дворянах больше смелости, решительности и действенности, а в демократах – трезвости и самоанализа. Тургенев думал о герое, снимающем крайности гамлетизма и донкихотства.

В романе «Отцы и дети» эти крайности он обнажит в пародии на нигилистов – Ситникове и Кукшиной (донкихотство), а также в Павле Петровиче и Одинцовой (гамлетизм). Между этими крайностями в романе расположится более «мягкий» вариант: с одной стороны – Базаров, а с другой – отец и сын Кирсановы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.