Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема родины в творчестве А.А. Блока






Тема родины проходит через все творчество поэта. Блок создал свой многоликий образ России - народной, разбойной, кроткой, вольной. Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее. Поэт ощущает родину как могучее лирическое начало, оно вызывает восторг даже скромными приметами: «наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе…». Россия может быть нищей, но нет страны дороже ее сердцу Блока.

Стихотворение «Русь» написано в 1906 году. Стихотворение пронизано духом древности. Автор уводит читателя в те далекие времена, когда «разноликие народы» водили «ночные хороводы». Лирический герой видит в своей Руси какую-то непостижимую тайну, загадку. В этом стихотворении Русь предстает не просто как таинственная и загадочная, но и как сказочная, волшебная страна, которую населяют «ведуны с ворожеями» и где «ведьмы тешатся с чертями». Но не только таинственной и чарующей изображена Русь. Она еще и нищая, печальная, в лохмотьях. И тем не менее лирический герой околдован ею и влюблен в нее. Тайна Руси не в сказочности, и даже не в покоряющей красоте, а в том, «что она не запятнала первоначальной чистоты».

Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов «Родина». Одним из наиболее известных стихотворений этого цикла является стихотворение «Россия», написанное в 1908 г. Центральная тема- судьба России, которая осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую. Здесь Россия предстает в облике прекрасной женщины в «плату узорном до бровей». Лирический герой признается в великой любви к родине, которую ничто не может омрачить.



Образ России Блок отождествляет с образом женщины не однажды. В стихах «На поле Куликовом» поэт восклицает:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Поэт сравнивает Русь с женщиной-женой, с которой предстоит рука об руку проделать длинный жизненный путь, разделяя все невзгоды и горести.

Поэма «Двенадцать» (1918) –непосредственный отклик поэта на Октябрьскую революцию. Традиционно конфликт поэмы трактуется как столкновение старого и нового мира, старой и новой России. При этом старую Россию символизирует буржуй и голодный пес, а новую – двенадцать. Однако сам Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме. Она имеет более широкий, философский смысл, в ней изображен разгул и столкновение стихий (народной, природной, космической). Конфликт поэмы – столкновение добра и зла, хаоса и гармонии, света и тьмы, будущего и прошлого в самих людях, в каждом человеке. Центральная тема поэмы – судьба России. С каждым годом окружающая действительность все очевиднее представлялась Блоку «Страшным миром», который должен быть разрушен. Поэтому Блок принял революцию 1917 года как проявление живой стихии, разрушающей «страшный мир», современную мертвую цивилизацию, которая, начавшись в России, преобразует все мироздание. Но при этом проблема революции, революционного стихийного начала решена в поэме далеко неоднозначно. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности – такой предстает Россия в поэме «Двенадцать».

Окончание поэмы проникнуто верой Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении- это прежде всего внутренняя борьба, преодоление человеком в себе темного и страшного. Разгул стихии способны преодолеть христианские ценности: сострадание, любовь и признание ценности каждой личности.

Поэма «Двенадцать» была опубликована 3 марта 1918 г. в газете «Знамя труда». В целом этот год был чрезвычайно труден для Блока. После публикации статьи «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» от него отвернулись многие прежде близкие ему люди (З.Гиппиус, Мережковский, Сологуб и другие) В печати появилось около 30 откликов на поэму «Двенадцать». В большинстве своем они содержали резкое осуждение «идей» поэмы.

Послереволюционные годы вплоть до смерти стали для А.А. Блока временем небывалых бытовых лишений. Поэт сам таскал дрова и стоял в очереди за мороженой капустой. Он был вынужден поступить на службу и добывать продовольственные карточки: на его иждивении находились мать, жена и тетя. Стихов после поэмы «Двенадцать» и «Скифов» Блок почти не писал.

Ю. Анненков вспоминал, что в последний год жизни разочарование А. Блока результатами революции было особенно открытым. «Я Задыхаюсь, задыхаюсь! - повторял он.- И не я один: вы тоже! Мы задыхаемся, мы задыхаемся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!». Сложные отношения были и в семье поэта. Все это повлияло на его здоровье. Он пребывал в депрессии, ощущал острый разлад с действительностью. Попытки вывезти его за границу для лечения были безуспешны. Ему не давали разрешение на выезд.

А.А. Блок умер 7 августа 1921 года в городе Петрограде.

Из воспоминаний современников:

«Провожая его к могиле, мы прощались не с ним одним. С его уходом уходило все, что было ему и нам всего дороже, все, что делало его тем, чем он был, и что сделал для нас, все, чем и мы были живы. Мы хоронили Россию. Не Россию российского государства, хоть и была она тогда разрушена и унижена, и не Россию русских людей, а другую, невидимую Россию, ту, что становится ощутимой русской поэзии, все равно, говорит ли эта поэзия прозой или стихами».

 

Домашнее задание:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.