Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология. Как создаются изделия с хохломской росписью?






Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

· «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;

· «травка» — узор из крупных и мелких травинок;

· «кудрин» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Икона

 

Ико́ на (от ср.-греч. ε ἰ κ ό ν α «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. ε ἰ κ ώ ν «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Среди невоцерковлённого народа почитание икон может принимать форму идолопоклонства, когда поклоняются самой иконе, а не тому, что на ней изображено. Иконе приписываются магические свойства. Подобное отношение, несовместимое с догматом об иконопочитании, систематически критикуется православными богословами.

На Руси такое представление об иконах известно издревле, при этом большое влияние оказало прежнее язычество. Иконам молились, приносили жертвы (например, восковые свечи, в которые залепливались деньги), ждали от них милостей. В XIII—XVI вв. русские молились только перед иконой, другие способы молитвы были им непонятны. Русские того времени часто называли икону «богом» и относились к ней как к живому существу.

С большим энтузиазмом принимались в народе сообщения о чудотворных иконах. Так, например, в XV веке Лука Колоцкий объявил, что нашёл «на некоем древе» икону Богородицы, явившуюся с неба. Икона, по рассказу Луки, проявила действие над «некиим расслабленным», лежавшим в доме Луки. Весть о чуде разнеслась по окрестным сёлам и к Луке стали стекаться больные в надежде на чудесное исцеление. Однажды Лука по­шёл с иконой в Можайск. К нему на встречу Крестным ходом вышел князь Андрей Дмитриевич Можайский, сопровождаемый духовенством, боярами и толпой простого народа. Тогда Лука с иконой направился к Москве, где его встретил митрополит Фотий с епископами и всем Священным собором, князь Василий I с боярами и толпа простых московитов. Собранных Лукой средств оказалось достаточно для того, чтобы основать Колоцкий монастырь.

По сюжетам иконы можно разделить на:

· Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.

· Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.

· Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.

· Иконы святых и сил бесплотных.

· Иконы праздников и событий священной истории.

· Символические и аллегорические композиции.

По количеству изображаемых персонажей называют одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.

По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. -частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д.

По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы. Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.

По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия».

По технике исполнения выделяют:

· живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперные иконы, иконы, написанные в технике масляной живописи, и т. д.

· вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья

· литые иконы

· резные иконы

· печатные или типографские иконы

· сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон

По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания), именной (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.

Среди икон выделяют чудотворные — отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называться явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т. д. В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых.

И́ конопись (от икона и писа́ ть) — иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

Русская иконопись — христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена новыми светскими видами искусства.

Иконоста́ с (ср.-греч. ε ἰ κ ο ν ο σ τ ά σ ι ο ν) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Самый большой в России иконостас находится в Успенском соборе Рязанского кремля.

Шелкография

Шелкографией называют способ трафаретной печати, в котором в качестве формного материала используются специальные нейлоновые или металлические сетки частотой 4-200 нитей/см и толщиной примерно 18-200 мкм. Обычно пробельные элементы формируют непосредственно на сетке фотохимическим способом. Для изготовления печатной формы может быть использован как сухой плёночный фотослой (капиллярная плёнка), так и жидкая фотоэмульсия, высушиваемая на сетке после нанесения. В обычном состоянии фотослой смывается водой. В подавляющем большинстве случаев экспонирование проводится контактным способом. После экспонирования УФ-излучением фотослой полимеризуется и перестаёт смываться водой, за исключением участков, не подвергшихся облучению (закрытые изображением позитива). Смытые участки сетки становятся печатающими элементами.

Печать может проводиться практически по всем материалам — бумага, пластик, ПВХ, стекло, керамика, металл, ткань, кожа и т. д. соответствующими красками. Краски могут различаться по типу связующего — водные, сольвентные (на основе растворителей), ультрафиолетового отверждения, пластизоли (требующие температурную фиксацию).

Шелкография (многоцветная трафаретная печать) - единственная полиграфическая технология, позволяющая получать настоящие иконы.

Копируя древний образец, иконописец, прежде всего, выделяет несколько стадий, фиксируя их как отдельные изображения. Эти стадии приближены к той последовательности, в какой обычно пишут иконы: роскрышь, опись, вохрение, пробела. Затем, каждая стадия фиксируется на трафарете и вручную наноситься на избражение. Число слоев может достигать тридцати и более.

Каждая такая икона создается иконописцем как авторская работа и затем воспроизводится ограниченым тиражом на иконных досках.

Риза икон выполнена из серебра, могут быть использованы вставки с натуральными камнями (бирюза, гранат, хризопраз и т.д.)

Мех

Мех — волосяной покров млекопитающих. В отличие от шерсти, понятие мех применяется лишь к семействам куньих и зайцеобразных, а также к некоторым видам грызунов (бобёр) и псовых (лисицы)

Главная функция меха — защита от низких температур и влаги. У некоторых видов существует способность менять окраску меха в зависимости от времён года.

Помимо субъективных суждений о красоте того или иного меха, порой немаловажно и то, насколько он практичен.

Из дорогих, легких, но не очень носких мехов – шиншилла, ее дешевый аналог – кролик. Самыми носкими признаны выдра, речной бобер, енотовидная собака, а затем уже норка, соболь, куница. При этом выдра довольно тяжелый мех, впрочем, как и овчина. Норка, соболь и куница – намного удобнее в носке. У длинноворсовых мехов – лисы и песца – свои достоинства. Они, может быть, не такие ноские и практичные, но прекрасно сохраняют тепло. Есть также меха экзотических животных, вещи из которых имеют свои характерные особенности.

Норка

К норкам относятся:

· Европейская норка (лат. Mustela lutreola);

· Американская норка (лат. Mustela vison или лат. Neovison vison);

· Горная индонезийская норка (лат. Mustela lutreolina);

· Морская норка (лат. Mustela macrodon) — вид полностью истреблен человеком к 1890 г.

· «Сибирской норкой» называют также колонка (лат. Mustela sibirica).

Все норки ведут полуводный образ жизни. Обладают ценным мехом, из-за чего разводятся в неволе (на зверофермах), а также являются объектом охоты.

Благородная и пластичная норка является для России одним из наиболее традиционных и привычных видов меха. Ворс норки, все ее волоски одинаковой длинны, что придает любому готовому изделию исключительную элегантность. К тому же, это один из тех видов меха, который позволяет работать с ним как с тканью, выпускать изделия в стиле меховых пальто, шить юбки, жакеты, манто. А перечислить все виды аксессуаров из норки просто невозможно.

Один из самых традиционных и самых дорогих мехов, норка давно уже перешла в категорию привычных и будничных. Мировыми лидерами в производстве этого вида пушнины стали Северная Америка и Скандинавия. Но в отличие от канадской норки, у которой мех не такой длинный, менее пушистый, скандинавская наиболее подходит к нашему российскому климату. Она меньше боится влаги, а значит и более ноская. Как и на многое другое, моду на норку ввел Голливуд 30-х. Она существовала в своем классическом обличье вплоть до 60-х, когда дизайнеры стали экспериментировать с ней. В коллекции Pасо Rabanne появились норковые костюмы, юбки и жакеты, инкрустированные металлическими пластинами и кольцами. На обложках журналов мод красовались норковые пелерины и накидки ярких цветов. В 80-е из норки начали шить роскошные манто, соответствующие духу эпохи. Они стали необходимым атрибутом состоятельной женщины. Но вскоре это наскучило.

Новая эпоха в истории норки началась в середине 90-х, когда она предстала в виде коротко стриженной. С тех пор фантазия дизайнеров не знает предела, ее стали красить во всевозможные цвета и оттенки, достигая игры светотени, выщипывать, выбеливать, обрабатывать лазером, соединять с эластичными материалами и т. д. Эпоха классической норки уступила место новациям. Тем не менее, природная красота этого меха настолько хороша, что до сих пор находит немало почитателей.

Овчина

Овчина отличается от других мехов своей практичностью и универсальностью, хотя на первый взгляд может показаться, что одежда из овчины - это сугубо плебейская принадлежность, которая предназначена лишь народишку темному, малограмотному и бедному. И довольно часто вещи из овчины даже от самых известных авторов подвергались презрению и осмеянию на фоне роскошных меховых палантинов и шубок до пола. Между тем это в корне неверное представление.

По древности упоминания именно овчина является, пожалуй, непревзойденным материалом. Еще библейские герои заворачивали своих детей в овечьи шкуры, чтобы держать их теплыми и сухими, а жители Древнего Египта (которые, поверьте, знали толк в роскоши и отличались изысканным вкусом) разработали особую технологию обработки овчины. Которую с успехом заимствовали древние римляне, также отличавшиеся пристрастием к красивой жизни.
Вот только со временем человечество освоило множество других видов материалов - тканых и природных. Очень практичную, но все же грубоватую овчину постепенно заменили сафьян, шелк, бархат, атлас, редкие и дорогие редкие меха, которые свозились в самые развитые страны из экзотических мест. Шубы из овчины действительно стали уделом простолюдинов, и с тех пор не могут избавиться от этой незавидной репутации.

Между тем эта репутация не совсем оправдана. На самом деле те же русские полушубки и шубы из овчины с удовольствием носили до революции особы царской крови. Например, Великий князь Владимир Александрович в 1868 г. принял из рук алтайских купцов овчинный полушубок и с удовольствием его носил.

В 1870 году сибирские овчины получили высокую оценку комиссии по устройству Всероссийской выставки и Общества поощрения русской промышленности и торговли. Шкура обычной овцы проходила многоступенчатую обработку, в которую входили сушка, обезжиривание мездры, отволаживание, первая разминка, подсушка, вторая разминка, вторая подсушка, ческа, шлифовка, выколачивание. В итоге овчина становилась мягкой, пластичной, легкой; вещи из овчины были очень теплыми и в то же время не обладали так называемым «парниковым эффектом», то есть позволяли телу дышать. Овчина не промокает, даже если очень долго подвергается воздействию влаги.

Сегодня, когда при обработке шкур используются самые современные технические средства и технологии, все положительные свойства овчины удваиваются и утраиваются. А если добавить ко всему прочему еще и фантазию самых продвинутых дизайнеров одежды из лучших Домов моды, то становится понятно, почему такие вещи уже трудно отнести к «одежде для простолюдинов».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.