Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ среды функционирования предприятия






Современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

1) SWOT анализ.

Предприятие ООО «МЧ» является одним из ведущих поставщиков учебно-методической литературы и канцелярских товаров во многие школы и муниципальные учреждения города Калининграда и почти все города Калининградской области.



В 1999 году компания открыла первый канцелярский магазин «Трудное детство» и стала заниматься розничной торговлей. К 2015 году имеет 4 собственных магазина, несколько складных помещений находящихся в собственности, стабильную клиентскую базу.

В списке предлагаемых товаров можно увидеть весь спектр учебной и методической литературы по федеральным образовательным программам. Кроме того можно подобрать всё остальное, что необходимо ребенку для школы. Выбор канцелярских принадлежностей богат и разнообразен. В продаже присутствуют товары практически всех торговых марок, от эконом-класса до эксклюзивной продукции. Так же художественная и специализированная литература, в том числе элитная канцелярия, детские развивающие товары и игрушки, мультимедийная продукция, сувенирная продукция.

За многие годы работы на калининградском рынке предприятие четко следует своим неизменным принципам: высокое качество и богатый выбор товаров, постоянное обновление ассортимента, а главное, любовь и забота о покупателе. Так же предприятие проводит ежемесячные пожертвования в детские дома Калининграда.

За все время своего существования компания имеет успешно налаженные связи с крупными московскими и питерскими поставщиками, такими как ООО Торговый Дом «Союз», ООО «Канц-Эксмо», ООО «Самсон», ООО «Легион» и т.д. Численность персонала на март 2015 года составляла 25 человек, среднемесячная зарплата 18000 рублей.

SWOT анализ предполагает возможность оценки фактического положения и стратегических перспектив компании, получаемых в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и факторов риска. SWOT анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если связывает воедино факторы внутренней и внешней среды и сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся компании в будущем. [7, с.125]

 

Таблица 2 – Анализ внутренней среды предприятия ООО «МЧ»

Сильные стороны - Преимущество Слабые стороны - Недостатки
1.Постоянно обновляющийся широкий ассортимент; наличие топового ассортимента. 2.Большой опыт работы в данной сфере, высокая компетентность 3.Стабильная клиентская база 4.Быстрая обработка заказов 5.Сплоченный коллектив 6.Обученный персонал 7.Высокая репутация копании 8.Известные торговые марки продаваемой продукции 9.Высокая мотивация сотрудников 10.Стабильная заработная плата персоналу, отсутствие системы штрафов и взысканий 11.Хорошая оборачиваемость средств 12.Низкая себестоимость продукции 13.Отработанные бизнес-процессы 14.Высокие продажи 15.Низкая наценка на продаваемую продукцию 16.Многолетнее партнерство с лидерами на мировом и европейском рынках: фирмами ErichKrause (Германия), Maped (Франция), Tukzar(Китай) и т.д. 17.Наличие специальных ценовых акций на различного рода товар. 18.Продолжительный жизненный цикл товара 19.Выход на интернет аудиторию (имеется интернет-магазин) 20.Наличие разных форм оплаты   1.Низкая известность компании 2.Слабый маркетинг 3.Низкая квалификация сотрудников 4.Слабая дистрибуция, продвижение 5.Внутриполитичсекие проблемы 6.Мало дополнительных услуг 7.Отсутствие системы профессионального обучения и повышения квалификации сотрудников 8.Неудобство расположения торговых точек для целевого покупателя 9.Слабо привлекательный вид точки 10.Небольшой размер торговых площадей 11.Отсутствие рекламной программы торговой точки 12.Непривлекательная обстановка торговых точек: слабый дизайн интерьера и некачественная выкладка в магазине

 

 

Таблица 3 – Анализ внешней среды предприятия ООО «МЧ»

Сильные стороны - Возможности Слабые стороны - Угрозы
1.Новые виды продукции 2.Захват смежных сегментов – изучение ситуация переключений потребителей 3.Внедрение дополнительных услуг(установка копировального автомата, камер хранения вещей) 4.Госсударственная поддержка 5.Сотрудничество с другими компаниями 6.Привлечение новых поставщиков 7.Поиск и отслеживание способов снижения снижения стоимости затрат на хранение товара, на ведение бухгалтерии, на персонал и прочие организационные расходы 8.Приведение в подобающее состояние внешнего вида торговой точки 1.Новые игроки на рынке данной сферы 2.Активность конкурентов (программы продвижения, доп.услуги) 3.Законадательное регулирование (Новые таможенные барьеры, новые законодательные акты) 4.Сезонный спад 5.Дефицит специалистов 6.Переход обучающих учреждений на электронную методическую литературу · 7. Снижение дохода у целевой аудитории, как следствие экономического спада или нестабильности в экономике · 8. Рост отпускных цен на товары · 9. Появление конкурентов, продающих сопоставимый товар или более дешевые товары-заменители · 10. Изменение предпочтений потребителей, изменении моды, появлении новых интересов (как следствие новых требований к ассортименту магазина)  

 

 

Итак, определенные в ходе анализа сильные и слабые стороны торгового предприятия ООО «МЧ» дают возможность определить те параметры, которые являются выигрышными, их нужно развивать и поддерживать на необходимом уровне, и параметры, улучшение которых может оптимизировать процессы совершенствования управления организацией и свести к минимуму возможность аспекты ухудшения имиджа. Главная проблема организации заключается в недостаточной квалификации управленческого механизма в принятии решений в вопросах маркетинга и обустройстве внешнего вида на торговых точках. Однако самой сильной стороной в организации является выгодная ценовая политика, что является главным критерием выбора потенциального покупателя.

2) PEST анализ

PEST анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики, это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия.

Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Составим таблицу PEST анализа и определим влияние ключевых факторов на деятельность исследуемой организации в баллах:

1) 1 — влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компании;

2) 2 — только значимое изменение фактора влияют на продажи и прибыль компании;

3) 3 — влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании. [7, с.140]

 

Таблица 4 - PEST анализ

Политические факторы Баллы влияния Экономические факторы Баллы влияния
1.Законодательная база и поправки к ней; 2.Влияния государства на данную отрасль3.Европейское/международное законодательство4.Государственное регулирование конкуренции5.Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции6.Количественные и качественные ограничения на импорт, торговая политика7.Вероятность развития военных действий в стране 2 3 1 1 2 3 3 1.Конкуренция на рынке. 2.Соотношение заработной платы к уровню рыночных цен 3.Показатели инфляции 4.Безработица 5.Соотношение спроса и предложения на рынке6.Колебания курса доллара и евро7. Общие проблемы налогообложения8.Сезонность9.Основные внешние издержки (энергоносители; транспорт; сырьё и комплектующие; коммуникации) 23 212 33 21
Социально-культурные факторы Баллы влияния Технологические Баллы влияния
1.Демографическая ситуация в стране 2.Качество жизни 3.Социальная мобильность4.уровень индивидуального дохода5.Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы6.Бренд, репутация компании, имидж продаваемой продукции7.Мнения и отношение потребителей8.Представления СМИ9.Реклама и связи с общественностью10.Размер и структура семьи             1.Совершенствование технологий и автоматизации 2.Влияние технологического прогресса в данной сферах деятельности3.Информация и коммуникации, влияние интернета4.Расходы на исследования и разработки5.Доступ к новейшим технологиям 2 3 2 1 3
На данном этапе времени существующие тенденции на мировом рынке валют оказывают не совсем благоприятное влияние на организацию в целом. В связи с падением рубля и ростом европейских валют в конце 2014 года началось внеплановое пересмотрение ценовой политики поставщиков. 80% закупа сырья для производства товара осуществляется в ближайших странах, таких как Китай, Франция и Германия, расчёт с которыми поставщики ООО «МЧ» производят в иностранной валюте. Вследствие этого фактора произошёл скачек цен на всем рынке торговли данной сферы. Однако к апрелю 2015 года курс валют постепенно стабилизируется и по прогнозам специалистов в данной сфере намечается спад цен на готовую продукцию уже к июлю 2015 года.

3) Радар Конкурентоспособности:

Оценка собственной конкурентоспособности и положения предприятия на отраслевом рынке является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого торгового предприятия. Для этого необходимо располагать оперативной и объективной методикой оценки конкурентоспособности.

В г.Калининграде имеются два крупных конкурента у предприятия: - Компания ООО «Книги и книжечки»; - ООО «ПРЕССА».Сеть магазинов «Книги и книжечки» ведет свою деятельность с 2002 года; имеет семь магазинов в г.Калининграде и три магазина в Калининградской области, находящихся в арендных помещениях; активно участвует в аукционах на право поставок в образовательные учреждения города и области.ООО «Пресса» ведет свою деятельность с 1997 года; имеет более пятидесяти торговых киосков в городе и области, а также два магазина в арендованных помещениях; также является активным участником тендеров и поставляет учебную продукцию в некоторые образовательные учреждения города. Рассмотрим ценовую конкуренцию между этими организациями. Таблица 5 - Сравнение цен по товарной номенклатуре между конкурентами
Название предприятия Учебник английского языка М.З.Биболетова 7 класс Ежедневник; формат А5; 254стр.; кожзам.; Арт.ТЖЛ5422 Рабочая тетрадь по математике «Учучь учиться», Л.Г.Петерсон в 3х частях
ООО «МЧ» 560руб. 345руб. 545 руб.
ООО «Книги и книжечки» 820 руб. 550руб. 772 руб.
ООО «ПРЕССА» 666руб. 458руб. 680 руб.

Проведем оценку конкурентоспособности ООО «МЧ» по десятибалльной шкале, где 1 балл – самый низкий балл, а 10 – самый высокий балл.

 

Таблица 6 – Оценка конкурентоспособности

Критерии конкурентоспособности ООО «МЧ» ООО «ПРЕССА» ООО «Книги и книжечки»
Ассортимент      
Цена      
Внешний вид торгового зала      
Рекламная активность      
Срок годности      
Качество персонала      
Оценка продаж      
Уникальность предложения      
Дополнительные услуги      

 

Рис.1 – Радар конкурентоспособности

 

Исходя из вышеприведенных таблиц и рисунка видно, что ООО «МЧ» является лидером по уровню цен, и многие конкуренты устанавливают цены выше их уровня, что, естественно, не может не сказываться на уровне их спроса. Это результат обусловлен низкой наценкой на продукцию по сравнению с конкурентами, так как торговые помещения находятся в собственности предприятия ООО «МЧ» и не приходится ежемесячно выплачивать большие суммы по аренде складов и помещений. Так же благодаря многолетнему стажу работы с определенными поставщиками, предприятие получает возможность поставки продукции через транспортные компании за счет поставщиков. Главный недостаток заключается во внешнем виде торгового зала и рекламной активности исследуемой организации.

4) SNV анализ:

SNV анализ— это анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации. Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации. [7, с.176]

 

Таблица 7 – SNW анализ

Параметры   Стороны
Сильные Нейтральные Слабые
Обучение персонала   +  
Условия труда +    
Мотивация и стимулирование персонала +    
Текучесть кадров +    
Квалификация персонала     +
Оценка качества работы персонала   +  
Социальный пакет +    
Информационное обеспечение +    
Качество продаваемой продукции +    
Организация маркетинга на предприятии     +
Объемы продаж +    
Ассортимент продаваемой продукции +    
Численность персонала     +
Заработанная плата   +  
Имидж (деловая репутация) предприятия +    
Психологический климат в коллективе     +
Территориальное расположение     +
Ценовая политика +    
Сроки выполнения заказов +    
Зависимость от поставщиков   +  
Внешний вид торговых точек/складов     +
Ориентация на потребителя +    
Стратегия развития предприятия     +
5) Модель пяти конкурентных сил Майкла Портера.Теория конкуренции Майкла Портера говорит о том, что на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на рынке. Каждая сила в модели Майкла Портера представляет собой отдельный уровень конкурентоспособности товара: Рис.2 - Матрица конкуренции Майкла Портера (внешний вид модели пяти сил Портера) Рис. 3 - Матрица конкуренции Майкла Портера для организации ООО «МЧ» В заключении анализа среды функционирования предприятия хотелось бы добавить, что специфика ассортимента продукции такова, что потребителями в процентном соотношении 50% на 50% являются физические лица (непосредственные покупатели в розничных торговых точках) и юридические лица различных организационно-правовых форм. Продукцию отпускают непосредственно с предприятия за наличный и безналичный расчет. В г.Калининграде крупными потребителями организации являются частные и муниципальные школьные заведения, ОАО «Калининград» гостиница народного пользования, ООО «ЖилСтрой» управляющая компания, «Детская Музыкальная Школа имени Э.Т.А.Гофмана» муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей и т.д.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.