Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация целевых публичных фондов






по уровню создания фонды делятся на

· государственные

· местные.

Последние призваны обеспечивать выполнение основных социально-экономических заданий непосредственно в местных громадах. Законы Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О местных государственных администрациях» закладывают основания и определяют особенности формирования и использования целевых фонов в разрезе местных бюджетов.

 

По целевому назначению фонды можно разделить на

· социальные

· экономические,

· экологические,

· отраслевые.

К социальным фондам принадлежат:

1. Пенсионный фонд Украины,

2. Фонд социального страхования из временной потери работоспособности,

3. Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,

4. Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы,

5. Фонд для осуществления мероприятий относительно ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения.

 

К фондам, которые имеют в своей природе социально-экономическую составляющую, можно отнести Фонд гарантирования вкладов физических лиц, который исполняет функции национальной системы страхования вкладов.

 

К экономическим фондам относят:

1. фонды поддержки предпринимательства, фонд поддержки индивидуального жилищного строительства в сельской местности,

2. территориальные дорожные фонды,

3. приватизационные жилищные фонды и тому подобное.

 

К отраслевым фондам принадлежат инвестиционные фонды. Некоторые выделяют межотраслевые фонды средств государства и органов местного самоуправления.

 

К экологическим фондам можно отнести:

· Государственный Фонд охраны окружающей естественной среды. Он занимается финансированием природоохранных и ресурсосберегающих методов, которые отвечают основным направлениям государственной политики в отрасли охраны окружающей среды; использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности; выполнением мероприятий, направленных на предотвращение, уменьшение и устранение загрязнения окружающей естественной среды.

 

по способам образования целевые фонды делятся на:

· те, которые включены в бюджет (целевые фонды, образованные Верховной Радой Украины, Верховной Радой АРК, органами местного самоуправления и местной власти),

· такие, которые не включены в состав бюджета и имеют собственный аппарат управления.

 

Целевые публичные внебюджетные фонды выступают одним из методов перераспределения национального дохода государства. Большинство публичных внебюджетных фондов — а это Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования на случай безработицы, Фонд обязательного социального страхования по временной потере работоспособности и другие социальные фонды, которые к началу последнего десятилетия входили в состав Государственного бюджета. Между тем, средства Пенсионного фонда включались в состав Государственного бюджета Украины до 1996 года.

 

Источниками формирования доходов целевых публичных фондов являются

· бюджетное финансирование,

· обязательные отчисления юридических и физических лиц,

· доходы от инвестирования собственных средств,

· добровольные взносы

· спонсорская помощь и тому подобное.

 

Средства таких фондов обслуживаются, преимущественно, органами Государственного казначейства Украины. Однако цель их создания может определять и другой порядок обслуживания. Например, средства Фонда гарантирования вкладов физических лиц хранятся па счета НБУ.

 

Кроме целевых фондов, отчисление к которым являются обязательными, в Украине функционируют внебюджетные фонды, формирование которых осуществляется на добровольных началах. Примером такого фонда может быть Национальный фонд социальной защиты матерей и детей «Украина — детям», созданный в ноябре в 1996 г. на выполнение Указа Президента Украины за инициативы государственных и общественных организаций. Его деятельность базируется также на Законе Украины «Об охране детства» и Конвенции ООН «О правах ребенка». Фонд создан для полноценного и своевременного выполнение Национальной программы «Украина — детям», которая направлена на повышение уровня жизни детей в стране. Кроме этого, Фонд реализует и собственные программы, в частности, «Одаренные дети», «Здоровые дети», «Оздоровления детей-сирот, инвалидов, из многодетных и малообеспеченных семей» и тому подобное.

 

2. Правовые принципы организации и деятельности Пенсионного фонда Украины

Пенсионный фонд Украины является наибольшим государственным внебюджетным целевым фондом средств, который направлен на удовлетворение публичных интересов. Он был создан в декабре в 1990 г. как Украинское республиканское отделение Пенсионного фонда СССР, которое из января в 1992 г. было преобразовано на Пенсионный фонд Украины. В 1991 г. первый раз пенсии были профинансированы из средств Пенсионного фонда, а не из Государственного бюджета.

 

В настоящее время правовой статус Пенсионного фонда определяется:

· Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля в 2003 г. № 1058-ГУ (с изменениями)

· Положением о Пенсионном фонде Украины, утвержденным постановлением КМУ от 24 октября в 2007 г. № 1261, другими нормативно-правовыми актами.

 

Пенсионный фонд Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра труда и социальной политики.

Руководство деятельностью Пенсионного фонда Украины осуществляет правление Фонда, численность и персональный состав которого утверждает Кабинет Министров Украины.

Председатель правления Фонда и его заместители назначаются на должность и освобождают должность Кабинетом Министров Украины по предоставлению Премьер-министра Украины, подготовленным по предложению Министра труда и социальной политики.

 

К структуре Пенсионного фонда относится:

· руководящий аппарат,

· ряд управлений и департаментов, в том числе:

- организационно-информационное управление,

- контрольно-ревизионное управление

- управление персонифицированного учета и информационных систем

- управление автоматизированного учета пополнений и использование финансов пенсионного обеспечения

- В регионах открыты Главные управления Фонда, на уровне районов, городов и районов в городах областей — управление Пенсионного фонда Украины.

 

В то же время Законом Украины «О первоочередных мерах относительно предотвращения негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины» от 31 октября в 2008 г. № 639 - VI предусмотрено, что превращение Пенсионного фонда в неприбыльную самоуправную организацию осуществляется в соответствии с отдельно принятым специальным законом. К принятию соответствующего решения функции исполнительной дирекции Пенсионного фонда, ее территориальных органов выполняют соответственно Пенсионный фонд Украины и главные управления Пенсионного фонда в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе и управление Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах.

 

К основным заданиям Пенсионного фонда Украины относятся:

участие в формировании и реализации государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования;

управление солидарной системой общеобязательного государственного пенсионного страхования;

обеспечение сбора и аккумулирование взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, ведение их учета; назначение (пересчет) пенсий, ежемесячного пожизненного денежного содержания судьям в отставке и подготовка документов для их выплаты;

обеспечения своевременного и в полном объеме финансирования и выплаты пенсий, помощи на захоронение, других выплат, которые согласно законодательству осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Украины и других источников, определенных законодательством;

эффективное и целевое использование средств, усовершенствования методов финансового планирования, отчетности и системы контроля за расходованием средств.

 

Законодательством закреплено, что решения Пенсионного фонда Украины, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.

 

Для осуществления своих заданий и функций Пенсионный фонд должен иметь соответствующие финансовые ресурсы.

Бюджет Пенсионного фонда Украины ежегодно утверждается Кабинетом Министров Украины и формируется за счет:

· страховых взносов;

· средств государственного бюджета

· государственных целевых фондов, которые перечисляются в Фонд в случаях, предусмотренных законодательством;

· благотворительных взносов юридических и физических лиц;

· добровольных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;

· других поступлений в соответствии с законодательством.

 

Аккумулированные средства Пенсионный фонд направляет на:

· финансирование выплаты пенсий в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования,

· помощи на похороны и другие выплаты, которые согласно законодательству осуществляются за счет средств Фонда;

· оплату услуг по выплате и доставке пенсий;

· формирование резерва средств Фонда;

· функционирование и развитие системы персонифицированного учета сведений в системе обязательного государственного пенсионного страхования;

· содержание центрального аппарата и главных управлений Фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, управлений в районах, городах и районах в городах, развитие их материально-технической базы;

· проведение информационно-разъяснительной работы среди населения и осуществления других мероприятий в соответствии с заданиями Фонда.

 

Например, в течение 2008 г. органами Пенсионного фонда Украины назначены пенсии свыше 653 тыс. гражданам. При этом в бюджет Фонда из всех источников финансирования в течение 2008 г., по оперативным данным, поступило 143, 5 млрд грн, из которых собственные поступления составляли 101, 9 млрд грн (что составило 100, 1% плановых показателей). Из Государственного бюджета Украины на финансирование пенсионных программ поступило 41, 4 млрд грн. Общая сумма расходов на пенсионные выплаты в 2008 г. составила 147, 9 млрд грн, что на 48 млрд грн превысило расходы в 2007 г.

 

Средства Пенсионного фонда Украины, которые зачисляются на единый счет Фонда и хранятся на отдельных счетах его органов в уполномоченном банке, определенном Кабинетом Министров Украины, обслуживают органы Государственного казначейства. Эти средства используются исключительно по назначению.

 

Что касается страховых взносов, то их размер устанавливается Верховной Радой Украины соответственно для страхователей и застрахованных лиц по результатам расчетов в порядке, регламентированном ст. 18 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Эти страховые взносы являются целевым общеобязательным платежом, который перечисляется на всей территории Украины в порядке, установленном Законом. При этом страховые взносы не включаются в состав налогов, других обязательных платежей, которые составляют систему налогообложения. То есть, на эти взносы не распространяется налоговое законодательство. Кроме того, страховые взносы не могут засчитываться в Государственный бюджет Украины, бюджетов других уровней, не подлежат изыманию из Пенсионного фонда или из Накопительного фонда и не могут использоваться на цели, не предусмотренные Законом.

 

Правовые принципы производства сбора на обязательное государственное пенсионное страхование определяются:

· законами Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»

· «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование«

· «О пенсионном обеспечении лиц, освобожденных из военной службы, и некоторых других лиц«,

· Положением о Пенсионном фонде Украины,

· Инструкцией о порядке вычисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением Правления фонда от 1декабря в 2003 г. № 21-1 (с изменениями).

 

 

Плательщиками страховых взносов являются:

· страхователи (в т. ч. работодатели; предприятия, учреждения, организации и органы, которые выплачивают заработную плату (вознаграждение), денежное обеспечение, помощь;

· физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, в том числе те, которые избрали особенный способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог) и другие и застрахованные лица.

 

Страхователи — юридические лица, которые берутся на учет в органах Пенсионного фонда Украины по своему местонахождению; физические лица — по своему месту жительства.

Размеры страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование устанавливаются в соответствии с Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование». Основной ставкой является ставка 33, 2% от суммы фактических расходов на оплату труда (денежного обеспечения) работников.

Вычисление страховых взносов осуществляется для большинства категорий плательщиков сбора ежемесячно, на основании бухгалтерских и других документов, в соответствии с которыми осуществляется начисление или которые подтверждают начисление (вычисление) заработной платы (дохода) исходя из размера страхового взноса, который действует на день начисления выплат (дохода).

Законодательством определен и порядок уплаты сбора на государственное пенсионное страхование из отдельных видов хозяйственных операций, а именно:

· операций купли-продажи валют,

· продаже ювелирных изделий из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней

· отчуждение легковых автомобилей,

· купли-продажи недвижимого имущества,

Такой сбор взимается в соответствии с Порядком перечисления сбора на обязательное государственное пенсионное страхование по отдельным видов хозяйственных операций, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 ноября в 1998 г. № 1740 (с изменениями). Его размер может колебаться от 3% от стоимости проданного легкового автомобиля до 5% от стоимости реализованных ювелирных изделий.

В пределах заданий, определенных для Пенсионного фонда Украины, за ним закреплены полномочия проводить плановые и внеплановые проверки на любых предприятиях, в учреждениях, организациях, у физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности бухгалтерских книг, отчетов, смет, других документов, связанных с начислением, вычислением и уплатой страховых взносов, назначением пенсии, ежемесячного пожизненного денежного содержания судьям в отставке, получать необходимые пояснения, справки и сведения, в частности письменные, по вопросам, которые появляются в процессе таких проверок; проводить проверки целевого использования средств Пенсионного фонда Украины в организациях, которые осуществляют выплату и доставку пенсий; обращаться в хозяйственные суды с заявлением относительно нарушения дел о банкротстве плательщиков страховых взносов.

 

В пределах выполнения контрольной и охранительной функции органы Пенсионного фонда Украины имеют право:

· применять финансовые санкции, предусмотренные законом;

· удерживать с плательщиков страховых взносов неоплаченные суммы;

· затрагивать в установленном законом порядке вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об общеобязательном государственном пенсионном страховании.

 

Взыскание финансовых санкций базируется на положениях Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и определяется нормативно-правовыми актами Пенсионного фонда Украины.

 

С целью обеспечения постоянного и всестороннего контроля за уплатой обязательных платежей между Пенсионным фондом Украины, Государственной налоговой администрацией Украины и Государственным центром занятости Министерства труда и социальной политики Украины настроена система обмена информацией, которая успешно работает последние несколько лет.

 

3. Порядок правового обеспечения общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и временной потери работоспособности

Общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы являет собой систему прав, обязанностей и гарантий, которые предусматривают материальное обеспечение на случай безработицы из независимых от застрахованных лиц обстоятельств и предоставления социальных услуг за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

 

Этот Фонд является публичным целевым страховым фондом, централизованным по своему назначению, некоммерческой самоуправной организацией. Поскольку его ресурсы не включаются в государственный бюджет Украины, отмеченный фонд является внебюджетным.

 

В качестве Нормативно-правовой базы его деятельности выступают:

· Конституция Украины,

· законы Украины «О занятости населения» от 1 марта в 1991 г. № 803-ХІІ (с изменениями),

· «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования«от 11 января в 2001 г. № 2213-ІП (с изменениями),

· «Об общеобязательном социальном страховании на случай безработицы«от 2 марта в 2000 г. № 1533-ІП #001 (дальше — Закон) и др.

 

Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы был зарегистрирован при Министерстве труда и социальной политики в 1996 г.

Цель создания:

финансирование программ занятости населения,

· управление страхованием на случай временной незанятости,

· аккумуляции страховых взносов,

· контроль за использованием средств, предоставленных на оказание социальной помощи.

 

Основой системы социального страхования защиты на случай безработицы стали взносы от предприятий в Государственный фонд содействия занятости населения, правопреемником которого стал Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

 

Формирование средств Фонда осуществляется за счет страховых взносов страхователей (работодателей, застрахованных лиц); ассигнований из государственного бюджета; грусть финансовых санкций за нарушение социального законодательства; благотворительных взносов предприятий, учреждений, организаций и физических лиц и тому подобное.

На ввод отмеченного закона Государственной службой занятости — исполнительной дирекцией Фонда сформирован реестр плательщиков страховых взносов на общеобязательное социальное страхование на случай безработицы.

 

Действующее законодательство определяет несколько направлений социального страхования, а именно:

o пособие по безработице, в том числе одноразовая его выплата для организации безработным предпринимательской деятельности;

o пособие по частичной безработице;

o материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного;

o помощь на захоронение в случае смерти безработного или лица, которое находилось на его содержании.

 

Страхованию на случай безработицы подлежат лица:

· какие работают на условиях трудового договора (контракту), включая тех, которые проходят альтернативную (невоенную) службу,

·, какие работают неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, и на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде, военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы).

 

Лицам, которые подлежат страхованию на случай безработицы, выдается свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании, которое является единственным для всех видов социального страхования и образец и порядок выдачи которого утверждает Кабинет Министров Украины.

 

Право на материальное обеспечение на случай безработицы и социальные услуги имеют:

· застрахованные лица,

· незастрахованные лица, которые впервые ищут работу,

· другие незастрахованные лица в случае их регистрации в установленном порядке как безработных.

При этом гарантом обеспечения застрахованных лиц и предоставления им соответствующих социальных услуг в качестве Фонда выступает государство.

 

На Фонд положено задание относительно контроля за:

· правильности начисление,

· своевременностью уплаты страховых взносов, а так же расходов за страхованием на случай безработицы,

· проведение расследований страховых случаев и обоснованности выплаты материального обеспечения.

 

Аккумулированные Фондом средства направляются на:

· выплату установленного законодательством обеспечения и предоставление социальных услуг;

· возмещение Пенсионному фонду Украины расходов, связанных с досрочным выходом на пенсию;

· финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности исполнительной дирекции Фонда и ее рабочих органов, управление Фондом, развитие его материальной и информационной базы;

· создание резерва средств Фонда.

 

С целью гарантирования социальных выплат законодательство предусматривает, что расходы бюджета Фонда относительно обеспечения выплаты пособия по безработице являются защищенными. Финансирование этих расходов проводится в первоочередном порядке.

 

Согласно п. 2 в. 17 Закона размер страховых взносов ежегодно по предоставлению Кабинета Министров Украины устанавливается Верховной Радой Украины соответственно для работодателей и застрахованных лиц одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на проходящий год.

 

Например, в 2008 г. минимальный размер пособия по безработице был определен с 1 сентября — в размере 320 грн, с 1 октября — 360 грн. Выплаты лицам, которые определены в установленном порядке безработными, было установлено с 1 сентября в 2008 г. в размере не менее 420 грн, с 1 октября — не менее 500 грн и не выше средней заработной платы.

 

Взносы на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы установлены с 13 января в 2009 г. в размере 1, 4% суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников для работодателей и 0, 6% суммы оплаты труда для наемных работников. Уплата сбора осуществляется раз в месяц, в день получения работодателями в учреждениях банков средств на оплату труда. Страховые взносы, оплаченные в иностранной валюте, подлежат перечислению на счет Фонда в валюте Украины за официальным курсом Национального банка Украины на день уплаты страховых взносов.

От уплаты страховых взносов освобождаются:

· застрахованные лица на период отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком трехлетнего возраста и отпуска по уходу за ребенком по достижению шестилетнего возраста по медицинскому заключению.

· застрахованные лица в части полученного пособия по частичной безработице.

 

Средства Фонда используются для содействия занятости населения на государственном и местном уровне.

основными объектами финансирования на государственном уровне являются

 

· создание и развитие центров подготовки и учебы работников;

· содержание информационных и вычислительных центров, предприятий службы занятости и тому подобное.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.