Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика в арт-терапии 5 страница






Понятно, что анализ полученной художественной продукции представляет интерес в плане диагностики. Информативен выбор содержания доминирующих чувств, которые, как известно, определяют одну из важ­нейших характеристик направленности личности.

Предметом размышлений для психолога могут стать такие характеристики и признаки, как гамма чувств и красок, общий колорит рисунка, сравнительная насы­щенность в изображении позитивных и негативных эмоций, а также степень преобладания тех или других. В этом же контексте важно оценить работу с позиций трудоемкости процесса рисования. Насколько этот про­цесс был энергичным, как много сил потрачено худож­ником на создание задуманного образа? Полностью ли закрашен силуэт или остались пустые места? Что мож­но сказать о степени интеграции элементов изображе­ния? Как долго длилась работа над каждым из визуа­лизированных чувств, какие при этом возникали затруднения?

Безусловно, информативна поза человека, а также ме­сторасположение каждого чувства и сопряженных с ним эмоций, эмоционального состояния.

К примеру, по одному мнению, чувство любви (как впрочем, и ненависти) необходимо разместить в голове, по другому мнению — в области сердца. Бывает, что весь силуэт человека занимает только одно это чувство, или, напротив, оно отсутствует вовсе. Страх и ужас обычно рисуют в ногах («ватные ноги», «дрожащие колени»), в области лица (глаза, лоб, губы). Агрессия, злость чаще всего изображается в ступнях, кулаках или на лице.

Более единодушны авторы в выборе цветовых реше­ний. Чувство любви окрашено, преимущественно, в ро­зовый или красный; агрессия и злость — в черный, гряз­но-коричневый, темно-лиловый; страх и ужас — в серый, темно-серый цвета.

Важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, черного цветов выявляет, по данным Л. Н. Собчик, состояние выражен­ного стресса независимо от того, чем и у кого стресс выз­ван. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция у неустойчивой личности на жизненные трудности [53]. Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Пример

Автор рисунка — взрослый мужчина — ко времени за­нятия длительный период находился в состоянии затя­нувшегося профессионального конфликта, конструктив­ный выход из которого найти не удавалось. Положение казалось ему безнадежным.

На предложение психолога: изобразить и < < заполиитъ» контуры человека любыми эмоциями, чувствами подхо­дящей окраски, — протеста не последовало. Напротив, мужчина с удовольствием принялся за работу. Сначала, не задумываясь, быстро нарисовал черным цветом комок ненависти в правой половине груди силуэта. Затем — темно-коричневым изобразил жадность в кулаках. Гряз-

но-серым закрасил всю остальную поверхность рисунка, поскольку страх, по его мнению, растекается по всему телу. В области сердца «поселил» двухцветную боль (от­тенки болотного и ржаво-коричневого). Работа была практически завершена и автор, рассматривая ее, надол­го задумался. В итоге, появилось еще одно чувство — са­модовольство, которое как пузырь в виде скафандра, воз­вышалось над головой и плечами нарисованного человека. На этапе обсуждения мужчина сказал, что доволен об­разом, что нарисовал все основные чувства и эмоции, ко­торые вспомнились в первую очередь. Он был искренне удивлен и долго смеялся, поскольку совсем забыл про лю­бовь, радость, счастье, наслаждение, удивление и другие эмоциональные состояния, которые наполняли рисунки других участников арт -терапевтической группы.

Итак, предложенные упражнения в игровой форме позволяют ощутить, осознать, пережить и выразить пол­ную гамму чувств и эмоций.

Вместе с тем в процессе творческого самовыраже­ния, на бессознательно-символическом уровне проис­ходит «отреагирование» внутреннего напряжения, че­ловеку открываются новые пути к личностному росту и развитию.

«Рисуем символами и абстракциями»

Упражнение продолжает предыдущую тему в контек­сте работы с определенным чувством. Варианты инструкций:

• Используя любой стиль изображения и любые ху­дожественные средства, создайте образ вины (горя, утраты, любви, счастья и др.)

• Используйте краски, линии, формы, чтобы создать образы, которые выразят ваше понимание чувства вины (горя, счастья и др.).

• Расскажите о своем чувстве вины (злости, ревно­сти и др.) языком символов.

• С помощью символов и абстракций нарисуйте, что вы испытываете, когда чувствуете себя виноватым (покинутым, любимым и др.)- Затем нарисуйте картину, когда вы счастливы (огорчены, обижены).

Далее предлагается проанализировать полученный опыт.

Процедура «Что ты видишь?» поможет выяснить соб­ственные ассоциации и представления автора рисунка. Интересно обсудить авторскую аргументацию цвета, формы, композиции в изображении того или иного чув­ства. Какие признаки свидетельствуют, что создан образ радости или, напротив, печали? Какой сюжет картины соответствует вашему пониманию радости (печали, чув­ства вины, обиды)? Какой эпизод представляется, когда вам предложено нарисовать чувство счастья (горя, не­нависти)?

Подобные тематические задания располагают к вы­сокой степени открытости в группе. Поэтому психологу особенно важно помнить о бережном отношении к ин-ди видуальности каждого участника занятия и проявлять заботу о его психологическом состоянии.

< < Путешествие в детство»

Рисунки ранних воспоминаний принято рассматри­вать в качестве своеобразной метафоры взаимоотноше­ний автора с современным ему окружающим миром. Считается, что детские воспоминания как символичес­кая модель межличностных отношений отражают инди­видуальные особенности взаимодействия, коммуника­тивные затруднения и способы их разрешения, характер реагирования как в прошлом, так и в настоящем. Дан­ный феномен тесно связан с природой изобразительно­го искусства (В. Беккер-Глош) и значим в контексте арт-тералевтической диагностики.

Слова и рисунки детских воспоминаний являются сильным стимулом для творческого самовыражения тех чувств, которые связаны с внутренним миром субъекта (Ф. Маузи др.).

Поэтому тема нескольких сессий (занятий) может звучать: «Могу позволить себе играть как ребенок...».

Одно из заданий: нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) из своего детства и придумать рисунку название.

В зависимости от цели инструкция может оставлять свободу для выбора эмоциональной окраски детского воспоминания (приятного, радостного или горького, травмирующего). А именно:

- нарисовать «нерабочей» рукой какое-либо собы­тие детства (любое детское воспоминание);

- нарисовать «нерабочей» рукой самое яркое детс­кое воспоминание.

Для работы лучше использовать мягкие изобрази­тельные материалы (восковые мелки, пастель), листы бумаги большого формата (A3 и больше).

Очевидно, что «правша» при рисовании левой рукой как бы раздвигает границы умений, ослабляет сознатель­ный контроль, обращается к чувствам, следовательно, становится более спонтанным. Он может просто рисо­вать, не думая о совершенстве рисунка. При этом высо­ка вероятность проявления сильных переживаний, дет­ских страхов и/или возникновения ярких творческих образов.

Важно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении. Как себя чувствовал человек в процессе работы над образами, как чувствует сейчас? Какую связь имеет вспомнившийся эпизод с «жизнен­ным сценарием» автора, преобладающими стратегия­ми поведения, как отражается на его жизни в данный момент?

На последующих сессиях тема детских воспоминаний может быть продолжена: «Моя первая ложь...», «Самое впечатляющее событие...», «Я — ребенок», «Когда я был маленьким», «Первая потеря...», «Первое в жизни рас­ставание», «Детские секреты» и др.

«Метаморфозы рисунка»

Смысл задания прост: каждому участнику предла­гается на своем листе бумаги быстро создать какой-либо образ, нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать работу сле­дующему участнику для продолжения рисунка. Уп­ражнение завершается, когда каждый рисунок, обой­дя несколько кругов, возвращается к своему первому автору.

Обсуждаются изначальный замысел, произошедшие изменения и чувства, которые при этом возникали. В конце занятия коллективные рисунки прикрепляются к стене. Создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать об изобразительном творче­стве в «чужом пространстве».

Данная техника может выявить сильные противоре­чия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, обиды, поэтому арт-терапевт должен предупредить уча­стников о бережном отношении к работам друг друга.

Отношение человека к окончательному (коллектив­ному) варианту собственного рисунка во многом зави­сит от того, насколько долго он работал над своим за­мыслом до первой передачи листа по кругу.

Словом, многим участникам тем легче принять зача­стую кардинальные изменения, чем меньше чувств было вложено в первоначальное изображение. Ведь если у кого-либо проявляются разрушительные тенденции, то возвращенные авторам работы могут быть практически неузнаваемы.

При доброжелательном настрое первоначальные ри­сунки изменяются не так заметно.

Таким образом, в психотерапевтических целях на пер­воначальном этапе изобразительного творчества лучше использовать ограничения во времени. Причем, контро­лировать деструктивные тенденции в рисунках в опре­деленной степени может и сам арт-терапевт, если нарав­не с другими участвует в коллективной работе.

Итак, рисование по кругу позволяет получить зна­чимый диагностический материал, наблюдать за инди­видуальными реакциями и развитием группового про­цесса.

«Прозрачные картины (изотерапия на стекле)»-

Данная техника демонстрирует тенденции к сотруд­ничеству или соперничеств}', доминированию, а также позволяет показать привлекательность «помогающих» отношений.

Участники работают парами на одном стекле, ук­репленном вертикально. Каждый рисует гуашью со своей стороны стекла, но тема для изобразительного творчества общая. Например: изобразите свои пред­ставления о счастье, нарисуйте добро, мечту, боль, ра­дость и т. п.

Ограничения на вербальное общение. Замысел, сю­жет, способы работы заранее не обсуждаются.

На этапе анализа сопоставляются готовые компози­ции, участники обмениваются мнениями, насколько их действия были согласованы, как удалась общая компо­зиция: гармонична ли картина, един ли замысел, идея? Как выглядит композиция на свет: создается ли впечат­ление целостной работы или изображение воспринима­ется только отдельно с каждой стороны?

Участники по очереди характеризуют и интерпрети­руют нарисованные объекты, описывают возникшие ас­социации. Если каждый уделял внимание лишь своей собственной композиции, не согласовывая действия с партнером по работе, необходимо корректно выяснить мотивы именно такой стратегии.

Понятно, что результат совместной работы в единой логике более привлекателе?!, поскольку нарисованная картина гармонично смотрите;! с обеих сторон стекла и на просвет.

Подобная процедура может быть выполнена также и в технике рисунка пластилином на стекле или большом листе картона. Причем, вероятность автономных компо­зиций возрастает, если лист разделен пополам широкой (жирной) линией. В случае, если граница почти незамет­на (сгиб, твердый тонкий карандаш), субъект с выражен­ным стремлением к лидерству легко переходит на «чу­жую» территорию.

Слова и символы, как известно, оживляют яркие впе­чатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции.

Общепризнано, что чувство тревоги (эмоциональный компонент) непременно вызывает двигательное беспо­койство (моторный компонент), а также изменения хода и характера мыслей ребенка (ментальный компонент). Следовательно, рисуя положительный образ и фантази­руя, можно испытать чувство удовольствия, что отразит­ся в мимике, жестах, действиях, отношении к себе и дру­гим. Значит, в целях терапии особенно полезны потенциально позитивные темы: «Я хороший»; «Мои самые приятные (яркие, добрые, счастливые) впечатле­ния детства»; «Радость».

О результативности арт-терапевтических техник в значительной мере свидетельствуют отзывы самих уча­стников, их устойчивое желание посещать занятия, а так­же степень искренности и открытости, позитивные из­менения межличностных отношений и другие признаки.

Обобщенным критерием эффективности арт-терапии считается объективная динамика социальных и психо­логических показателей состояния участников.

В целом, представленные упражнения и техники до­статочно универсальны. Они, как зеркало, отражают модели поведения человека в реальной жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.