Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система арт-терапевтических занятий 2 страница






Такое завершение арт-терапевтической сессии боль­ше подходит для старших школьников, студентов и взрослых.

В работе с младшими школьниками интересен сле­дующий вариант заключительного этапа занятия. Мож­но прикрепить рисунки деревьев к листу ватмана или бархатной бумаги, фланели, создать фон, оставить «лес» в классе и несколько дней (недель) поиграть с ним. На­пример, перемещать нарисованные деревья в зависимо­сти от настроения, «поселить» игрушечных птиц, живот­ных, устраивать приятные сюрпризы, особенно около работ отвергаемых детей.

В этом случае арт-терапевтический процесс продол­жается и в период между специальными занятиями. В качестве иллюстрации приведу пример, когда на рисунок мальчика, который тяжело переживал потерю родителей, дети прикрепили небольшое «гнездо» из ниток, в которое незаметно подкладывали конфетки. Позже подобные по­дарки стали возникать и около других деревьев.

Часто в историях «от лица» дерева, участники открыто идентифицируют себя с изображением на рисунке. При­чем это явление характерно для всех возрастных групп.

Из рассказов третьеклассников:

«Я — засохшее дерево. Мне очень одиноко».

«Около домика нарисованы цветы. Вот этот тюль­пан — я, а рядом мой братишка. Его собирается сорвать садовник для букета».

«Наверное, это кот. Его все любят, гладят, вкусно кормят. Нет, пусть лучше это буду я».

«Я — береза, укрытая снегом. Мечтаю, чтобы зимой деревья не умирали...> >.

А вот подобные, созвучные детским, высказывания студентов:

«Я — фантастическое дерево».

«Мне — иве очень больно».

«У моего дерева много проблем. Его никто не любит».

Психологу надо быть особенно внимательным и кор­ректным к авторам необычных работ. К примеру, рису­нок черного дерева с дуплами, отмирающими ветками, которые съедали черви. На фоне черного солнца — зиг­заги молний. (См. рис. 13, 14. Оба автора — девятилет­ние мальчики из обычного класса возрастной нормы). Или изображение красной елки, которая, по словам ав­тора, охвачена пламенем. Другая «ель» темно-синего цвета, нарисованная исключительно прямыми линиями, символизировала погибшее в пожаре растение, у кото­рого все-таки есть надежда на возрождение.

Встречаются рисунки больных или искалеченных (человеком, молнией, стихией) деревьев. Иногда вместо дерева рисуют пень с отростками, низкорослый кустар-

Рис. 13

Рис. 14

ник, деревянный мостик через речку. Данные работы сви­детельствуют об особом, вероятно, неблагоприятном психологическом самочувствии авторов. В таких случа­ях желательно использовать дополнительные диагностические методики, а также индивидуальную арт-тера­пию. Темы для рисунков выбираются в соответствии с наметившейся проблемой. Примерные инструкции:

• «Представьте себя в образе дерева. Нарисуйте ок­ружающий пейзаж».

• «Представьте себя в образе дерева. Нарисуйте его прошлое, настоящее, будущее».

• «Нарисуйте молодое, здоровое, жизнерадостное дерево (или замерзшее, грустное, больное и др.)».

Бывает, что в процессе арт-терапии выявляются глубин­ные психологические проблемы, психотравмы, погранич­ные состояния личности. Безусловно, при этом требуется специальная консультация у психотерапевта (психиатра).

Итак, рисунок, движение, танец, вербализация пере­живаний — «инструменты» гармоничного сочетания гу­манной диагностики и арт-терапии.

Занятие 3. «Куклотерапия»

Общие замечания. Приоритетные цели

«Пальчиковые куклы — стилизации» выполняются из бумажных цилиндров (по размеру пальца) или лоскутка ткани треугольной формы в виде косынки, которая ук­репляется на пальце с помощью резинового кольца. Про­цесс изготовления занимает всего несколько минут и мо­жет использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения, а также с тера­певтическими и психопрофилактическими целями.

Изготовление «пальчиковых кукол» и театрализация позволяют исследовать глубинные проблемы, чувства, переживания личности.

Многоцелевая методика «широкого действия» предназ­начена для групповой работы. Может быть адаптирована для индивидуальных занятий, а также использоваться в семейной арт-терапии, эффективна в коррекции коммуни­кативных проблем, страхов, агрессивности и др. Сценарий заранее не планируется. Его придумывают участники в процессе спонтанной игры с «пальчиковыми» куклами. Психолог, при необходимости, включается в театрализа­цию, направляя развитие сюжета на достижение коррек-ционного, терапевтического, воспитательного эффектов.

В числе приоритетных целей можно выделить такую, как: содействие расширению ролевого репертуара и ро­левой гибкости участников.

В самом общем виде этапы занятия следующие: иг­ровые изобразительные упражнения для настроя на творческую деятельность; изготовление одной или не­скольких «пальчиковых» кукол из бумаги и/или лос­кутков материи; придумывание сюжета и постановка импровизированного спектакля; рефлексивный анализ. Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев, персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Материалы:

Различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника (сторона ребра - 6-8 см). Каждому участнику предоставляется набор из 8 лоскутков ткани восьми цветов: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый (по М. Люшеру). Резиновые колечки для укрепления лоскутка на паль­це в виде косынки. Плотная бумага для рисования, каран­даши, фломастеры, краски, ластик, клей, ножницы, скотч. Основные процедуры. Этап

(Инструкции для участников арт-терапии выделены курсивом.)

1. Настрой («разогрев»)

Каждому участнику предлагается занять место за столом, приготовить бумагу, карандаши, краски и дру­гие материалы, необходимые для рисования.

• Возьмите карандаш (фломастер, краску, пас­тельные мелки или другие изобразительные ма­териалы, по желанию), закройте глаза и попро­буйте рисовать на листе бумаги любые линии, геометрические фигуры, знаки. Не ограничивай­те движения руки. Можно просто «калякатъ».

• Рассмотрите свой рисунок. Если хочется что-нибудь дорисовать или объяснить словами, сде­лайте это.

• Возьмите другой лист бумаги, карандаш другого цвета, который в данный момент соответству­ет настроению, и снова нарисуйте «каракули», только теперь с открытыми глазами. Подойди­те с рисунком к любому из участников группы и предложите дополнить его таким образом, что­бы получилось узнаваемое изображение.

Считается, что подобные упражнения стимулируют спонтанное самовыражение, помогая лучше настроить­ся на свой внутренний мир.

2. Активизация коммуникации

Участникам группы предлагается сесть в круг, внут­ри которого, на полу разложить рисунки, чтобы их можно было рассмотреть. Далее желающие рассказы­вают о спонтанном замысле, сюжете, своих чувствах, настроении.

На данном этапе нередко возникают ситуации, когда необходимо проявить сочувствие и сопереживание дру­гому человеку. В детских группах важно использовать воспитательные возможности таких ситуаций.

Завершить этот этап желательно взаимными подар­ками рисунков с добрыми пожеланиями на память.

3. Индивидуальная работа

Каждому необходимо выбрать один из восьми пред­ложенных ему лоскутков ткани и закрепить его с помо­щью резинового кольца в виде косынки на любом паль­це левой руки.

• Внимательно рассмотрите забавную куколку, представьте выражение лица, характер приду­манного персонажа. (Какой он: добрый, злой, трусливый, смелый или...?)

• Нарисуйте подходящее по размерам лицо, вы­режьте ножницами и вставьте в овал, образо­ванный косынкой. При желании для куклы мож­но сделать одежду.

4. Этап вербализации и кукольной театрализации

• Придумайте историю, которую кукла непременно хотела бырассказатъ о себе. Если длямаленъкого спек­такля необходимы другие персонажи, сделайте их.

• При желании, обратитесь к участникам группы с просьбой, чтобы их куклы сыграли задуманные вами роли.

Таким образом, каждый может выбрать для себя ком­фортную «дозу» коммуникативного участия.

5. Заключительный

Каждому участнику группы вновь предлагается выб­рать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце. (Изменение цвета лоскутка в сравнении с пер­воначальным выбором — своеобразный индикатор дина­мики настроения и эмоционального самочувствия за пе­риод занятия.) Кукла (без лица), по желанию, может поблагодарить всех присутствующих, поделиться впе­чатлениями, задать вопрос, рассказать о произошедших в ней изменениях.

Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации

Процессы изготовления кукол и манипулирование ими являются психотерапевтическими. Самодельная кукла, надетая на палец, — своеобразный портрет «ху­дожника». Она помогает рассказать какую-либо исто­рию, используя при этом художественные образы и соб­ственное воображение, и как бы не от первого лица сообщить о значимых проблемах, переживаниях. В дан­ном случае бумажная куколка становится продолжени­ем руки, от чего активизируются механизмы проекции и идентификации. Человек неосознанно наделяет ее осо­быми чертами, которые расцениваются как показатели его собственных свойств.

Кукла может иметь одно лицо или сменные лица, что создает условия для моделирования различных эмоций, образов «плохих» и «хороших» героев. Психологическая «мудрость» такого приема состоит в том, что одна и та же кукла из отрицательного персонажа превращается в положительный, из трусишки в — храбреца и т. п. Сле­довательно, так может происходить и в жизни. Психо­аналитики отмечают благотворность процесса отожде­ствления с удачливым героем в рассказе, подчеркивают катарсический эффект безопасного признания ребенком подавляемых чувств и эмоций.

Изготовление куклы без лица позволяет фантазировать и быстро изменять ее настроение, роли. В то же время, та­кая кукла помогает скрыть собственные чувства и пережи­вания, становясь средством психологической защиты в конкретной ситуации. Отсутствие лица у кукольного пер­сонажа на заключительном этапе занятия помогает чело­веку «снять» с себя роли, гармонизировать эмоции.

Диагностическими индикаторами служат цвет ткани для косынки, особенности взаимодействия с другими (социометрический выбор), характер проявления эмо­ций, образ и содержание рассказа от имени куклы, а так­же ее лицо, нарисованное на бумаге. Оно может «сооб­щить» дополнительную информацию о личности «рисовальщика». Замечу, что выбор фактуры ткани (гладкая или ворсистая поверхность) во многом опреде­ляется доминирующими в данный момент чувствами.

Поскольку у застенчивых, замкнутых, тревожных де­тей с избирательным мутизмом затруднены вербальная коммуникация и межличностное взаимодействие, на эта­пе «Настроя» полезно использовать различные темати­ческие, индивидуальные задания. Например, нарисовать молчаливого человечка и его альтернативу, а потом — себя (или персону, похожую на себя). Такие рисунки содержат диагностическую информацию. Сравнивая повторяющи­еся элементы и цвета во всех трех изображениях челове­ка, нетрудно увидеть, с каким (отрицательным или поло­жительным) персонажем ребенок себя идентифицирует, как оценивает, в чем видит проблему. В этом смысле наи­более информативны творческие работы по темам: «Мол­чание», «Одиночество», «Добро» и др.

Важно заранее продумать разнообразные способы включения детей в коммуникативный процесс. В частности, эффективен игровой прием с условным названи­ем «Обет молчания».

После того, как изготовлены куклы и каждой из них предстоит встреча с волшебником, наступает действие правила молчания. Все дети в кругу пытаются догово­риться, чья кукла в этой театрализации не участвует. Как правило, на первых занятиях желающих принять «обет молчания» довольно много. Застенчивые и тревожные дети обычно предпочитают наблюдать за происходящим, хотя некоторые из них все же пытаются установить с психологом невербальный контакт. Манипулируя сво­ей куклой, молчуны стремятся обратить на себя внима­ние, увидеть знаки заинтересованности, получить похва­лу. На последующих занятиях принявших «обет молчания» участников становится все меньше. В конце концов, дети с удовольствием отводят эту роль психо­логу, ревностно наблюдая за исполнением правил. От­мечу, что запрет на разговоры особенно эффективен в случае проявления негативизма.

На этапе настроя можно предложить участникам раз­делиться на пары, по секрету от всех договориться, ка­кое животное или птицу они собираются нарисовать. Остальные дети с помощью косвенных вопросов долж­ны догадаться об их замысле.

В случае, если молчун с интересом участвует в твор­ческой изобразительной работе, но при этом все-таки отказывается от вербальной коммуникации, нередко помогает педагогический метод «мнимого безразличия». Главное, не заставлять. Сам факт того, что ребенок при­ходит на групповые занятия и выполняет некоторые за­дания, уже свидетельствует о положительном сдвиге в коррекционном процессе.

Активизировать вербальное общение обычно удает­ся с помощью приема с условным названием «Фоторо­бот». Психолог делает из ткани собственную куклу боль-шого размера и просит ребят придумать для нее необычное лицо. Чтобы все дети участвовали в работе, каждому предлагается нарисовать несколько вариантов

какой-либо одной детали (глаза различной формы и раз­мера, брови, нос, рот). Затем в процессе коллективного обсуждения создается целостный образ. Выбранные ча­сти лица наклеиваются на бумагу.

К общению побуждает и подбор имени для куклы.

Желательно напомнить детям, что куклы, вероятно, говорят своими особыми, кукольными голосами, поэто­му человеческий голос надо постараться изменить до не­узнаваемости. Такое предложение вызывает интерес даже у самых застенчивых, и они с удовольствием включаются в общение. Особенно, если говорить надо в масках, из-за ширмы, из коробки, из шкафа и т. п. Например, два-три участника занятия могут спрятаться за занавес. Затем кто-нибудь из них громко шепчет, а остальные дети пытаются отгадать, кому принадлежит голос.

Итак, на подобных занятиях используются разнооб­разные приемы, побуждающие ребенка к вербальной коммуникации в благоприятной атмосфере взаимного принятия и доверия. Это способствует выработке необ­ходимых навыков общения, формированию увереннос­ти, воспитывает уважение к чувствам и переживаниям другого человека, помогает приобрести опыт гармонич­ных отношений со сверстниками и взрослыми.

Безусловно, для коррекции коммуникативных проблем, в том числе такой сложной из них как избирательный му-тизм, требуется длительная арт-терапевтическая работа.

Занятие 4. «Домашняя куклотерапия»

Наилучший способ помочь детям — это помочь их родителям.

Томас А. Харрис

Общие замечания. Приоритетные цели

Продолжить предыдущее занятие полезно в домашних условиях. Несомненно, инициатором может стать кто-нибудь из взрослых. Хотя и сами дети с удовольствием предлагают игру «в пальчиковые куклы» своим близким родственникам. Однако и в том, и в другом случаях роди­телей необходимо подготовить к домашней арт-терапев-тической работе. Это могут быть индивидуальные кон­сультации и/или тематические родительские собрания.

Нетрудно заметить, что данная техника в определен­ной степени сходна со старинными народными играми и забавами, имевшими, как известно, огромный воспи­тательный потенциал.

Куклотерапия издавна широко используется специа­листами для разрешения конфликтов, улучшения соци­альной адаптации, в коррекции страхов, заикания, нару­шенного поведения, а также в работе с детьми, получившими эмоциональную травму.

Основная идея предлагаемых занятий — изготовле­ние и манипулирование бумажными «пальчиковыми» куклами. Самодельная кукла помогает автору поделить­ся с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочув­ствует, кем восхищается, нетрудно составить представ­ление о нем самом, его ценностях и интересах, отноше­ниях с окружающими.

«Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответ­ственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, пове­дение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Для взрослого — это замечательная возможность кор­ректного, косвенного (опосредованного куклой) воспи­тательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей.

Данная методика так же, как и проективные тесты, позволяет получить представление о субъективной оцен­ке ребенком родительской семьи, своего места в ней, о взаимодействии с другими ее членами.

Замечено, что рассказы детей из благополучных се­мей обычно жизнерадостны, отличаются развернутостью повествования, верностью психологических характеристик, отсутствием субъективных искажений. В них мно­го сочувствия действующим лицам.

Дети из явно неблагополучных семей дают невыра­зительные, односложные рассказы, описывая лишь вне­шние стороны изображаемого и те переживания, кото­рые ближе им самим: тягостные, грустные, тревожные (Т. А. Флоренская, Н. Е. Щуркова и др.). Болезненный опыт семейных отношений, как отмечают специалисты, отягощает внутренний мир ребенка, создает постоянное напряжение, тревожность. Восприятие фокусируется на травмирующих переживаниях, становится суженным, односторонним, искаженным. Мир представляется ре­бенку сообразно его опыту общения с людьми, близки­ми ему. Чем труднее и болезненнее этот опыт, тем силь­нее печать душевных травм на его впечатлениях. Сказанное особенно ярко выражается в рисунках и спон­танных играх-театрализациях.

Техника с бумажными «пальчиковыми» куклами про­ста в исполнении и доступна в домашних условиях. При­чем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным критерием. Важен сам процесс творческой деятельности. При этом и у ребенка, и у взрослых, бла­годаря игровой ситуации, есть возможность искренне вы­разить свои чувства, узнать подлинные переживания друг друга, образно рассказать о себе и своих проблемах.

Постепенно будет изменяться стиль взаимоотношений между членами семьи и, соответственно, поведение детей. Ребенок становится более успешным, чувствует себя за­щищенным и уверенным, когда его понимают и любят.

Наилучший терапевтический эффект достигается, когда на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает спою бумажную куколку, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.

Материалы:

Листы бумаги для рисования, карандаши, фломасте­ры, краски или другие изобразительные средства (по же­ланию участников). Стирательная резинка, клей, нож­ницы, нитки, скотч.

Основные процедуры. Этапы

(Порядок действий разъясняет ведущий занятия, яв­ляясь при этом равноправным участником. Инструкции выделены курсивом.)

1. Индивидуальная работа

• На маленьком листочке прямоугольной формы на­рисуйте куклу.

• Склейте бумагу в виде цилиндра.

• При желании сделайте кукле одежду, добавьте не­обходимые детали, аксессуары.

2. Этап вербализации и кукольной театрализации (драматизации)

• Наденьте получившуюся куколку на палец.

• Придумайте историю, которую кукла хотела бы рассказать о себе. Начать можно словами: «Жила-была кукла, похожая на меня...».

Начало рассказа словами: «Жил-был человек (девоч­ка, мальчик), похожий на меня...» усиливает эффект про­екции и облегчает вербализацию внутреннего состояния. По словам Д. Бретт, такие рассказы можно назвать пси­хотерапевтическими [7].

Далее все участники занятия по кругу рассказывают свои истории.

3. Заключительный этап. Рефлексивный анализ Занятие завершается обсуждением происходящего.

«Куклам» можно задавать вопросы. Дарить их друг дру­гу. Если хочется — сделать дом или целый город, в кото­ром они будут жить до следующей игры. Все зависит от настроения и выдумки участников. Главное, серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле. Ведь это персонифицированный образ автора.

Темы домашних занятий могут выбираться произ­вольно или в соответствии с проблемами, которые под­лежат коррекции. Например: «Когдая был маленьким...», «Когда я стану взрослым...», «Мне приснился сон...», «Однажды в школе...», «Моя кукла очень боялась...», «Жил-был непоседливый мальчик, которому все время делали замечания...».

На каждом занятии изготавливаются новые бумаж­ные куклы, одна или несколько — в зависимости от же­лания ребенка. Играть с ними можно по-разному: «хо­дить» по столу, надевать как наперстки и показывать из-за ширмы, манипулировать в воздухе и т. п. Важно, чтобы куклы были продолжением руки.

Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить измене­ния в личности ребенка и его взаимоотношениях с окру­жающими людьми.

Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации

Проблемы понимания и взаимопонимания актуаль­ны в любом возрасте.

— Может ли взрослый помочь ребенку справиться с проблемой? — спросили как-то у школьников.

— Может, если поймет проблему так же, как ребе­нок, — был ответ.

Перескажу одну историю.

Однажды предприимчивые люди в поисках популярно -сти решили открыть новое кафе «Гулливер»-. Вся мебель там была такой огромной, что даже самый высокий че­ловек, сидя на стуле, не доставал ногами до пола. Трудно было дотянуться до края стола, а разглядеть потолок и вовсе не удавалось — так он был далеко. Люди чувствова­ли себя неуверенными, беззащитными, жалкими и вскоре перестали ходить в кафе.

Они не хотели быть маленькими.

Вывод очевиден и известен — взрослым стоит поча­ще вспоминать, как это — быть детьми.

Несомненно, в понимании детских проблем нема­ловажное значение имеет интуиция. Однако опреде­ленные психологические сведения родителям все же необходимы. Полезно в общих чертах познакомиться с основами цветового теста Люшера, а также с графическими индикаторами рисуночных проективных ме­тодик.

Эти знания и консультации психолога помогут роди­телям изготовить «терапевтическую» куклу-героя, про которую ребенок может придумывать истории со счаст­ливым концом. Лучше, чтобы «хорошая», как ее часто называют дети, кукла была по размеру крупнее осталь­ных, больше ладони.

Важно подчеркнуть, что гиперактивные дети часто уничтожают неудавшиеся рисунки кукол (рвут на мел­кие кусочки, стирают изображение, мнут, выбрасывают), обещая сделать лучше. Таким образом они как бы «тера-пируют» сами себя, пытаясь через образ куклы подпра­вить свой собственный образ в представлениях других лю­дей. Нередко дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, перено­сят на куклу свои недостатки. Как известно, именно пе­ренос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игро­вой образ — один из важных коррекционных механизмов.

Куклотерапевтическая работа содействует включе­нию всех сенсорных систем: визуальной, аудиальной, кинестетической, полимодальной. Занятия с «пальчико­выми» бумажными куклами способствуют развитию мелкой моторики руки, творческого воображения и речи. Доказано, что прикосновение к пальцу — стимул, уси­ливающий сенсорное и моторное внимание (П. Роланд и др.). Теоретически и практически обоснована связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев (М. М. Кольцова, М. С. Рузинаидр.).

Эффект домашних занятий заметно возрастает, если «родительская» кукла но вечерам разговаривает с ребен­ком. Дорис Бретт, клинический психолог и детский пси­хотерапевт из Австралии, предложила использовать ис­тории, подобные персонализированным, очеловеченным сказкам [7]. Их герои наделены характерными чертами ребенка и имеют такие же проблемы. В конце рассказа они находят пути и способы понимания, разрешения сво­их трудностей и конфликтов. Действующими лицами могут быть как реальные персонажи, так и герои из мира фантазии и волшебства. Главное, чтобы содержание про­блемных ситуаций было сходным с реальностью.

В своей книге «Жила-была девочка, похожая на тебя...» Д. Бретт в качестве примеров приводит истории, сочинен­ные ею для дочери. Моделирование историй «про Энни», по словам автора, должно происходить по образу ребен­ка, для которого предназначен рассказ. В частности: со­держать описание его личностных качеств, черт характе­ра, переживаний, тревог, опасений, надежд. Даже в имени должно быть сходство. Это позволяет ребенку отожде­ствить себя с героем и воспринимать его проблемы и си­туации как собственные. И, соответственно, располагает к внимательному, продуктивному слушанию. Важно, что­бы язык рассказа был понятен ребенку. Описывая неприг­лядные качества, необходимо подчеркнуть достоинства и сильные стороны личности. Напряженные состояния, бес­покойства, страхи заметно уменьшаются, если рассказ включает шутки, забавные эпизоды, юмор. В том случае, когда взрослый не может придумать окончания рассказа, следует обратиться к ребенку:

— Как ты считаешь, о чем подумала Энни, что сдела­ла, как себя вела?

Если ребенок отвечает, что не знает, ему можно пред­ложить отгадать.

Это своеобразный диагностический прием. Угадывая «про Энни», ребенок рассказывает нечто важное о себе.

Слушать историю о девочке или мальчике, таком же, как он сам, приятно: не читают наставлений, не обвиня­ют, не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах. Так создается своеобразная зона психологи­ческой безопасности. При этом родитель как бы не вме­шивается во внутренний мир маленького человека. А ре­бенок получает возможность безбоязненно задавать вопросы на волнующую тему.

Не секрет, что даже взрослые, обращаясь за советом или помощью по деликатному вопросу, нередко прибега­ют к опосредованному рассказу: «У моего знакомого проблема...». Тем более дети, которые чувствуют себя вино­ватыми или испытывают смущение из-за своих проблем. Им трудно говорить об этом открыто. К примеру, если ре­бенок предложит придумать историю про то, как с девоч­кой (мальчиком) не играют другие дети, родителям ста­нут понятны причины его беспокойства и тревоги. Итак:

• У терапевтических историй обязательно должен быть благополучный конец. Герой, а значит, и ре­бенок, непременно найдет выход из своего затруд­нения. Счастливое окончание придает ребенку уверенность, что надо не сдаваться.

• Слушая рассказ, ребенок сосредотачивает внима­ние на том, что в данный момент для него акту­ально. Осознание и принятие нового воспринима­ется им как собственное достижение, как результат самостоятельных усилий (не потому, что велела мама, а потому, что он сам так решил).

• Истории создают добрую и уютную атмосферу сказки перед сном, чем успокаивают не только ре­бенка, но и рассказчика-родителя.

• Рассказ историй «про Энни» может сопровождать­ся рисованием, лепкой из глины и т. п. Это прекрас­ная возможность выразить и воспроизвести то, что беспокоит ребенка, а потом символически распра­виться, победить проблему. (Так, дети с удоволь­ствием уничтожают рисунки собственных страхов.)

Известно, что интерпретация событий взрослыми за­метно отличается от детской интерпретации. Если, по сло­вам родителей, ребенок говорит глупости, поскольку стра­шилищ в реальной жизни не бывает, маленький человек переживает чувство непонимания. Это усиливает его страх, уменьшает откровенность, усложняет общение.

Персонифицированные терапевтические истории позволяют опосредованно обучать детей поведенческим моделям, обсуждать трудные и щекотливые темы безо­пасным путем, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении.

Этапы сочинения историй (по Д. Бретт):

1. Обдумайте проблему, попытайтесь понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с детской точки зрения.

2. Сформулируйте основную идею рассказа. Опре­делите, какие мысли и решения хотите сообщить ребенку.

3. Начните рассказ с представления героя, который живет в похожем доме, имеет сходные с ребенком проблемы.

4. Расскажите о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.

5. В начале истории опишите конфликт, а затем рас­скажите, как его удалось успешно разрешить.

6. Наблюдайте за реакцией ребенка. Он может поте­рять интерес, оставаться безучастным или наобо­рот «подправлять» рассказ, задавать вопросы, под­сказывать, комментировать.

7. Стремитесь к простоте выражений. Содержание должно быть понятным, а длительность рассказа определяться устойчивостью внимания и интере­сом ребенка.

8. В конце истории обязательно подчеркните, что ге­рой проявил настойчивость и нашел выход из зат­руднительного положения, а все его знакомые и род­ственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе.

Сочинение историй некоторые специалисты рассмат­ривают как самостоятельное психотерапевтическое направ­ление в работе с детьми. Так, Р. М. Стирцингер (1983) пред­ложил метод «общего сочинения истории» ребенком и взрослым с целью совместного поиска адекватных спосо­бов разрешения конфликтов, связанных с нарушениями поведения. Сначала некоторую историю рассказывает ре­бенок, затем ее продолжает взрослый. Его задача включить в повествование «более здоровые» способы выхода из кон­фликтных ситуаций, нежели те, что были предложены ре­бенком. Данный метод, по утверждению автора, помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего «Я», осоз­нать свой гнев и, не опасаясь наказания, выразить его. Обычно истории начинаются со слов: «Однажды...», «Дав­ным-давно...», «Когда-то...», «Далеко-далеко...». Это отде­ляет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. Заглавие рассказа, придуманное ребенком, по­могает взрослому прояснить наиболее важные аспекты дет­ской проблемы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.