Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации к задачам 13 - 25






Операционный анализ применяется в целях оперативного и стратегического планирования. Его также называют анализом «Издержки-Объем-Прибыль», «маржинальным анализом», «анализом точки безубыточности», «анализом точки окупаемости».

Операционный анализ является одним из самых простых и эффективных методов финансового анализа, отслеживающим зависимость финансовых результатов бизнеса от таких факторов как объем производства, постоянные и переменные издержки.

Ключевыми элементами операционного анализа служат:

1)постоянные и переменные издержки,

2)маржинальный доход,

3)порог рентабельности,

4)запас финансовой прочности.

5)операционный рычаг,

Себестоимость продукции зависит от множества факторов, но особый интерес представляет зависимость величины себестоимости продукции от изменения объема производства. Себестоимость продукции включает в себя две части:

1)постоянные издержки,

2)переменные издержки.

К переменным издержкам относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства продукции (затраты на сырье, материалы, топливо и электроэнергию на технологические цели, сдельная заработная плата производственных рабочих с исчисленными по ней страховыми взносами). Переменные расходы изменяются пропорционально изменению объема производства продукции.

К постоянным издержкам относятся затраты, величина которых не зависит от изменения объема производства и продажи продукции (административные и управленческие расходы, арендная плата и амортизационные отчисления, затраты на исследовательские работы).

В процессе операционного анализа определяют маржинальный доход или валовую маржу (ВМ). Валовую маржу определяют как разность между выручкой от продажи продукции (В) и переменными издержками (Ипер):

ВМ = В – Ипер., (7)

где В - выручка от продажи продукции, руб.

Ипер. - переменные издержки, руб.

Затем определяют величину прибыли от продажи продукции (П) как разность между валовой маржой и постоянными издержками (Ипост):

П = ВМ – Ипост., (8)

где ВМ - валовая маржа, руб .,

Ипост - постоянные издержки, руб.

Валовую маржу также называют «валовой прибылью» или «суммой покрытия». Это та часть выручки, которая остается у товаропроизводителя после возмещения переменных издержек. Именно она является источником покрытия постоянных издержек и источником формирования прибыли.

В ходе операционного анализа определяется коэффициент валовой маржи. Коэффициент валовой маржи (КВМ) показывает долю валовой маржи в выручке от реализации. Его определяют его по формуле:

ВМ

КВМ = ---------, (9)

В

где ВМ - валовая маржа, руб .,

В - выручка от продажи продукции, руб.

Цель маржинального анализа состоит в том, чтобы найти такую сумму продаж или количество продаж, при которой выручка от реализации будет равна полной себестоимости продукции. Такое состояние предприятия характеризует уровень безубыточности, то есть когда полностью покрываются расходы, но при этом нет ни прибыли ни убытка. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки, а продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности.

Порог рентабельности (ПР) (или точка безубыточности) – это такая сумма выручки от продаж, которая позволяет предприятию покрывать все свои затраты, но еще не способна приносить прибыль.

Порог рентабельности определяется по формуле:

Ипост

ПР = ------------, (10)

КВМ

где Ипост - постоянные издержки, руб.,

КВМ - коэффициент валовой маржи.

Чтобы достичь порога рентабельности предприятию необходимо реализовать определенное количество товара, которое называется пороговым количеством товара (ПКТ). При заданной цене пороговое количество товара (ПКТ) определяется по формуле:

ПР

ПКТ = ------, (11)

Ц

где ПР - порог рентабельности, руб.

Ц – цена реализации единицы продукции, руб.

 

Для нахождения порогового количества товара (ПКТ) используется также второй способ:

Ипост.

ПКТ = --------------------, (12)

Ц – Ипер. уд.

где И пост. - постоянные издержки, руб.,

Ипер. уд. – удельные переменные издержки (переменные издержки в расчете на единицу продукции), руб.

При известном значении порогового количества товара (ПКТ) и цены реализации единицы продукции (Ц), пользуясь формулой (5) определяют порог рентабельности (ПР):

ПР = ПКТ*Ц, (13)

где ПР - порог рентабельности, руб.

ПКТ - порогового количества товара, (натуральные единицы измерения - шт., м, литр, и т.д.)

Ц – цена реализации единицы продукции, руб.

Разносить между фактической выручкой от продажи и порогом рентабельности представляет собой запас финансовой прочности (ЗФП). Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает, на сколько предприятие может снизить фактический объем реализации без угрозы финансовому положению.

Запас финансовой прочности (ЗФП) в абсолютном выражении определяется по формуле:

 

ЗФП=В–ПР, (14)

где В – фактическая выручка от продажи продукции, руб.,

ПР - порог рентабельности, руб.

Запасфинансовой прочности (ЗФП) в относительном выражении определяется по формуле:

В – ПР

ЗФП=--------------*100% (15)

В

Изменение постоянных и переменных издержек при изменении объема производства и реализации продукции оказывает влияние на размер получаемой прибыли от продажи. На этом основано действие операционного рычага. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Сила воздействия операционного рычага рассчитывается отношением валовой маржи к прибыли и показывает, на сколько процентов изменится прибыль, если выручка изменится на один процент.

 

ВМ

ОР = -------, (16)

П

где ОР – операционный рычаг,

ВМ - валовая маржа, руб.,

П – прибыль от продажи продукции, руб.

Сила воздействия операционного рычага зависит от доли постоянных издержек в структуре себестоимости. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага.

Высокий операционный рычаг указывает на тот быстрый темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки. Большая сила операционного рычага говорит о высоком уровне предпринимательского риска. К примеру, для предприятий, оснащенных мощными производственными фондами, высокая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности каждый процент снижения выручки ведет к стремительному падению прибыли и вхождению предприятия в зону убытков.

Сила воздействия операционного рычага определяет степень влияния на прибыль только одного фактора – объем реализации. Между тем, многофакторный операционный анализ заключается в определении степени влияния на прибыль и других факторов, таких как цена реализации, переменные издержки и постоянные издержки.

При многофакторном операционном анализе определяют компенсирующий объем продаж (Ко). Под компенсирующим объемом продаж (Ко) понимают такой объем продаж, который обеспечивает получение прежнего значения прибыли при изменении одного из факторов.

1)если изменяется цена реализации:

Исходная валовая маржа

Ко = -----------------------------------: Новая цена

Новый коэффициент реализации,

Валовой маржи

 

2) если изменяются постоянные издержки:

Новая валовая маржа

Ко = -----------------------------------: Цена

Исходный коэффициент реализации,

Валовой маржи

 

3) если изменяются переменные издержки:

Исходная валовая маржа

Ко = -----------------------------------: Цена

Новый коэффициент реализации.

Валовой маржи

 

Методику маржинального анализа часто используют для оптимизации товарного ассортимента предприятия и максимизации прибыли.

На практике чаще встречается ситуация, когда предприятия выпускают не один вид товара, а несколько. Поэтому становится необходимым определять оптимальную структуру товарного ассортимента.

Для оптимизации товарного ассортимента предприятия и максимизации прибыли с учетом влияния факторов (изменение цен, объема и структуры продаж, постоянных и переменных издержек и пр.) устанавливают величину переменных издержек и долю постоянных издержек по каждому виду товара. Причем постоянные издержки распределяются между товарами пропорционально доле продаж каждого вида товара в общем объеме продаж.

Тогда пороговое количество данного вида товара (ПКТ) рассчитывается по формуле:

Ипост. * Д

ПКТ = ---------------------, (17)

Ц – Ипер. уд.

где И пост. –постоянные издержки по предприятию, руб.,

Д– доля выручки данного вида товара в общей выручке от продаж, доли единицы,

Ипер. уд.– удельные переменные издержки данного вида товара, руб.,

Ц– цена реализации единицы данного вида товара, руб.

Затем определяют запас финансовой прочности, прибыль от продаж, рентабельность продаж и на основе сравнения указанных показателей предлагают управленческие решения в направлении изменения цены реализации товаров, снижения затрат на ее производство, увеличения доли выпуска наиболее рентабельной продукции или освоения новых доходных изделий взамен убыточных товаров.

Литература.

1. Практикум по финансовому менеджменту: учебно-деловые ситуации, задачи и решения./Под ред. Е.С.Стояновой. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Перспектива, 1997. – 140 с.

2. Владимиров В.В. Основы финансового менеджмента в антикризисном управлении./Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2006. – 112 с.

3.Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учеб. пособие. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2006. – 304 с.

 

Решение задач по теме «Расчет эффекта финансового рычага и оптимизации структуры капитала»

 

Задача 26. Прибыль до налогообложения и уплаты процентов за кредит равна 100 тыс. руб. Собственный капитал предприятия равен 800 тыс. руб., заемный капитал – 200 тыс. руб. Расчетная ставка процента за кредит составляет 7 %. Ставка налога на прибыль по законодательству составляет 20 %. Рассчитайте эффект финансового рычага и рентабельность собственного капитала предприятия.

Задача 27. Собственный капитал предприятия равен 5000тыс. руб., заемный капитал – 2000тыс. руб. Прибыль до налогообложения и уплаты процентов за кредит в отчетном периоде составляет 1050 тыс. руб. В отчетном периоде за пользование банковским кредитом уплачено 260 тыс. руб. Ставка налога на прибыль по законодательству составляет 20 %. Оцените эффективность использования заемного капитала с помощью эффекта финансового рычага.

Задача 28. Собственный капитал предприятия равен 180тыс. руб., заемный капитал – 63тыс. руб. Прибыль до налогообложения и уплаты процентов за кредит в отчетном периоде составляет 48, 6 тыс. руб. Ставка банковского кредита составляет 14 %. Ставка налога на прибыль по законодательству составляет 20 %.

1. Рассчитайте эффект финансового рычага и рентабельность собственного капитала предприятия.

2. Определите дифференциал и плечо финансового рычага.

3. Определите плечо финансового рычага.

4. Определите налоговый корректор финансового рычага.

5. Определите, как изменится рентабельность собственного капитала, если плечо финансового рычага станет равным 0, 4.

6. Определите, как изменится рентабельность собственного капитала, если ставка банковского кредита упадет до уровня 12 %.

7. Определите, как изменится рентабельность собственного капитала, если экономическая рентабельность снизится до уровня 18%.

Задача 29 Фирма А специализируется на оптовой торговле замороженными продуктами и планирует получить кредит на приобретение холодильного оборудования в сумме 5 млн. руб. В фирме Б налажено производство электротоваров. Кредит нужен для переоснащения цеха в сумме 5млн. руб. По законодательству ставка налога на прибыль составляет 20 %.

Исходные данные фирмы А:

Собственный капитал -10 млн. руб.,

Заемный капитал – 10 млн. руб.,

Экономическая прибыль – 3, 44 млн. руб.,

Сумма платежей за пользование кредитом – 1, 7 млн. руб.

Исходные данные фирмы Б:

Собственный капитал -6, 8 млн. руб.,

Заемный капитал – 3, 7 млн. руб.,

Экономическая прибыль – 4, 2 млн. руб.,

Сумма платежей за пользование кредитом – 0, 65 млн. руб.

Рассчитайте эффект финансового рычага фирмы А и фирмы Б. Стали бы руководители этих фирм продолжать заимствования денежных средств в банке, если банк повысит ставку за пользование кредитом до 17, 5%?

Какой из этих двух фирм при выдаче кредита банк отдал бы предпочтение?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.