Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение предмета.






Лекция 1.

Понятие вероучения. Представления о Боге в христианстве. Понятие о богословии, догматическое сознание. Догматическое сознание и ересь. Понятие о божественном откровении. Пути богопознания. Понятие о Священном Писании и Священном Предании. Три уровня Священного Предания. Канон книг Священного Писания. Священные книги Ветхого Завета. Священные книги Нового Завета. Церковь — " верное хранилище Священного Предания".

Назначение предмета.

 

Главный вопрос: Зачем в светском ВУЗЕ предмет с названием, напоминающем вступительные экзамены в семинарию, и списком литературы, состоящем в основном из богословских книг?

ð Главная проблема курса ОРКСЭ – нехватка знаний у учителей по содержанию предмета. Чтобы качественно преподать модуль ОПК, учитель должен сам хорошо разбираться в православных догматах.

ð Цель курса: сформировать общие представления о православной картине мира и дать знания основных догматов православного вероучения.

ð -----За небольшое число часов (2 лекции и 6 семинаров) невозможно глубоко изучить какое бы то ни было вероучение, поэтому данный курс – пропедевтический. В некотором роде ликбез, предполагающий освоение самых основ. Человеку, погруженному в православную традицию, информация, возможно, будет не новой, для тех, кто не знаком с православием близко – наоборот, сложной.

 

 

Итак, начнем с определения ключевых понятий, которые нам понадобятся в ходе изучения курса – вероучение, вера, религия, Бог, богословие, догмат, откровение богопознание.

Вероучение - совокупность догматических положений веры; главный критерий, по которому проводится дифференциация между вероисповеданиями.

Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их [ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907]. Слово «вера» имеет несколько оттенков значений:

а) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены.
Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Апостол Павел определяет веру как " осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом " (Евр. 11, 1).

б) Верой называется также и самый предмет уверенности, то есть некоторое учение, в истинности которого человек убежден. В таком значении использует слово " вера" ап. Павел, когда говорит о людях, которые " отвергли прежнюю веру" (1 Тим. 5, 12), о " невеждах в вере " (2 Тим. 3, 8). В таком смысле можно говорить о христианской, мусульманской, иудейской и другой вере.

в) Христианская вера изначально есть вера именно в Личность, а не в доктрину, поэтому вера христиан в принципе не может быть ограничена лишь формальным признанием истинности христианского учения. Что значат слова «Я верю …» по отношению к идее? По отношению к человеку? По словам выдающегося русского богослова первой половины XX в. В. Н. Лосского, " вера — не психологическое состояние", а онтологическая связь между человеком и Богом, связь внутренне объективная». С субъективной стороны такая вера раскрывается, прежде всего, как доверие — доверие тому, что Бог открывает в Своем слове, доверие Промыслу Божию.
" Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность " (Рим. 4, 3).
Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие — в этом он не сомневался и ранее, — а в том, что он доверился Богу, всецело предал себя воле Божией.

г) Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. " Бог есть любовь" (1 Ин. 4, 8; 16), и любовь же побуждает хранить верность тому, кого любишь:
" Если любите Меня, соблюдите мои заповеди" (Ин. 14, 15); " кто любит Меня, тот соблюдет
слово Мое" (Ин. 14, 23). В этом смысле ап. Павел говорит о " вере, действующей любовью" (Гал. 5, 6).
Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть, прежде всего, определенный образ жизни.

 

Религия – здесь также трудно дать одно определение, т.к. определений религии в современном религиоведении масса.

В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (лат. religio).

1. Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.

2. Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом. Сам Лактанций был ритором из Африки, учеником Арнобия, принявшим в 303 г. христианскую веру. За образованность и красноречие Лактанций заслужил впоследствии от гуманистов эпохи Ренессанса почетное звание «христианского Цицерона». Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare.

В литературе принята следующая классификация определений религии:

v Субстанциональные, или сущностные определения делятся на когнитивные (познавательные) и психологические. К первым можно отнести определения, подразумевающие источник религиозности вовне человека, а следовательно оперирующие такими определениями, как «потусторонний», «трансцендентный», «сверхъестественный», «бесконечный». Таковыми являются, например, определение теолога и философа Фридриха Шлейермахера: «религия – это особое чувство зависимости человека от бесконечного» или определение Э.Б. Тайлора: «вера в невидимые духовные существа». Психологические определения утверждают в качестве источника религиозности человеческую психику, глубинные переживания индивидуума. Главным из таковых является определение Зигмунда Фрейда: «религия – это универсальный невроз навязчивости в форме защиты от чувства внутренней неуверенности и страха».

v Функциональные определения, не давая ответа на вопрос о глубинных основаниях религии, определяют ее с точки зрения тех функций, которые она выполняет. Так, французский социолог Эмиль Дюркгейм определяет религию как солидарную систему верований и практик, относящихся к вещам священным, которые объединяют в одно сообщество, называемое церковью, всех, кто их придерживается. Т. Е., религия здесь является фактором социальной сплоченности, это ее основная функция. Вебер определяет религию как фактор социального изменения, а Д. Фишер - как ритуальную культивацию социально принятых ценностей.

v Феноменологические определения основаны на раскрытии понятия религии исключительно через все многообразие ее проявлений (феноменов). Важнейшее значение для феноменологов имеет категория СВЯЩЕННОГО, составляющего ядро человеческой религиозности. Так, протестантский теолог Рудольф Отто считал, что религия – это то, что вырастает из священного, дает выражение священному и дает переживание священного во всех аспектах. Здесь делается попытка раскрыть сущность религии, а не решить проблему ее происхождения.

v Антропологические определения рассматривают религию как систему символов, формирующую мировоззрение, а также нравственные ценности и нормы поведения верующего индивида. Религия характеризуется как определенная идентификационная система, или культурный код, без понимания которого невозможно даже в первом приближении проникнуть в ее смысл (К. Гирц).

Наконец, одно из самых распространенных, словарных определений религии – это вера в сверхъестественное (система веры в действительность, возникающую сверхъестественным путем, и практика, складывающаяся на основе этой веры - «Международный религиозный словарь», Нью-Йорк, 1984).

Есть еще определения, более емкие и научные:

«Под религией мы понимаем комплекс верований и практических действий, посредством которых люди сообщаются или пытаются сообщаться с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта. Обычно эти верования и действия фокусируются вокруг Предельного, или Абсолюта, фигурирующего в представлениях верующих как Божество». [Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии.- Ростов-на-Дону, 1996. – 672 с.]

Р. - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Достоинство этих определений – в подчеркивании не просто веры в некую высшую реальность, но функции связи, отношения с ней – т. е. не вера как простое признание существования Бога, а стремление к воссоединению с Ним, система духовных и практических действий на этом пути.

 

Ключевым понятием православном вероучении является Бог. Даже не совсем правильно говорить о понятии Бога, т.к. в христианской картине мира Бог – не понятие, не абстрактный принцип, некий Абсолют, а Божественная Личность. Рассмотрим этимологию слова «Бог».

В разных языках слово " Бог" родственно различным словам и понятиям, каждое из которых может сказать нечто о свойствах Бога.

· В русском языке и в других языках славянского происхождения, относящихся к индоевропейской группе, слово " Бог", как считают лингвисты, родственно санскритскому bhaga, что значит " одаряющий, наделяющий ", в свою очередь происходящему от bhagas - " достояние", " счастье".

· " Богатство " тоже родственно слову " Бог ". В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, однако, не остаются внутри Божества, но изливаются на мир, людей, на все живое.

· Греческое слово theos, по мнению Платона, происходит от глагола theein, означающего " бежать". " Первые из людей, населявших Элладу, почитали только тех богов, которых и теперь еще почитают многие варвары: солнце, луну, землю, звезды, небо. А поскольку они видели, что все это всегда бежит, совершая круговорот, то от этой-то природы бега им и дали имя богов", - пишет Платон. Иными словами, древние видели в природе, ее круговращении, ее целенаправленном " беге" указания на существование какой-то высшей разумной силы, которую не могли отождествить с единым Богом, но представляли в виде множества божественных сил.

· Однако святитель Григорий Богослов наряду с этой этимологией приводит другую: имя theos от глагола ethein - " зажигать", " гореть", " пылать". " Ибо Господь Бог твой есть огонь поядающий, Бог ревнитель", - говорится в Библии (Втор. 4: 24); эти слова повторит и апостол Павел, указывая на способность Бога истреблять и пожигать всякое зло (Евр. 12: 29). " Бог есть огонь, а диавол холоден", - пишут святые Варсануфий и Иоанн. " Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы, - говорит преподобный Серафим Саровский. - Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола... призовем Господа: Он, придя, согреет сердце наше совершенной любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит холод ненавистника добра".

· Преподобный Иоанн Дамаскин дает еще третью этимологию слова theos от theaomai - " созерцать ": " Ибо от Него нельзя что-либо утаить, Он всевидец. Он созерцал все прежде, чем оно получило бытие...".

· На языках германского происхождения слово " Бог " - английское God, немецкое Gott - происходит от глагола, означающего " падать ниц", падать в поклонении. " Людьми, которые в раннее время стремились сказать нечто о Боге, - говорит по этому поводу митрополит Сурожский Антоний, - не было сделано попытки Его описать, очертить, сказать, каков Он в Себе, а только указать на то, что случается с человеком, когда вдруг он окажется лицом к лицу с Богом, когда вдруг его осияет Божественная благодать, Божественный свет. Все, что человек может тогда сделать, это пасть ниц в священном ужасе, поклоняясь Тому, Кто непостижим и вместе с тем открылся ему в такой близости и в таком дивном сиянии". Апостол Павел, которого Бог осиял на пути в Дамаск, пораженный этим светом, тотчас " упал на землю... в трепете и ужасе" (Деян. 9: 4, 6).

· Имя, с которым Бог открылся древним евреям, - Yahweh (Яхве) означает " Сущий ", имеющий существование, имеющий бытие, оно происходит от глагола hayah - быть, существовать, или скорее от первого лица этого глагола ehieh - " Я есмь". Однако этот глагол имеет динамический смысл: он означает не просто сам по себе факт существования, но некое всегда актуальное бытие, живое и действенное присутствие. Вместе с тем это имя подчеркивает превосходство бытия Божьего над бытием всего существующего: это самостоятельное, первичное, вечное бытие, это полнота бытия, которая есть сверхбытие: Бог - не просто Сущий, но Сущий, Которого вечно и беспредельно заключает в Себе совокупность всех форм бытия - как настоящих, так и будущих".

Древнее предание говорит о том, что евреи в эпоху после вавилонского плена не произносили имя Яхве - Сущий из благоговейного трепета перед этим именем. Только первосвященник один раз в год, когда входил для каждения во Святое святых, мог там внутри произнести это имя. Если же простой человек или даже священник в храме хотел сказать что-либо о Боге, он заменял имя Сущий другими именами или говорил " небо". Была и такая традиция: когда требовалось сказать " Бог", человек замолкал и прикладывал руку к сердцу или показывал рукой на небо, и все понимали, что речь идет о Боге, но само священное Имя не произносилось. На письме евреи обозначали Бога священной тетраграммой (YHWH). Древние евреи прекрасно сознавали, что на человеческом языке нет такого имени, слова или термина, которым можно было бы поведать о сущности Бога.

 

Итак, что говорит православное вероучение о Боге? Сегодня мы дадим общую характеристику, а на семинаре рассмотрим свойства Божии более подробно.

Какие свойства Бога, согласно православному вероучению, вы можете назвать????? - Бог является первоначальной (предшествующей миру) сущностью, вездесущей, всемогущей и всезнающей, создателем всего материального и нематериального, в частности, всех живых существ и мира (Вселенной). Бог является источником бытия.

В деистических концепциях Бог является первопричиной движения в мире, который, как совершенный механизм, начинает самостоятельно двигаться по предписанным законам. В теистических концепциях Бога, Он принимает деятельное участие в истории человечества. Христианство?????? – Бог посылает пророков и участвует в делах земных непосредственно: уничтожение Содома и Гоморры, Всемирный Потоп и т. д.

Бог в христианстве остаётся таинственным и непостижимым существом. Тем не менее, в Новом Завете даётся одно конкретное определение Бога: «Бог — есть любовь».

 

Вообще же суть библейского учения о Боге православная Церковь выражает кратко в следующих словах Православного Исповедания: " Бог есть един в существе и троичен в Лицах ". Т.е. Бог есть Троица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Сущность одна, ипостасей три. (Три состояния воды)

Как упорядочить эти свойства Бога для лучшего запоминания?

  Православное учение о Боге  
…в самом Себе     …в отношении к миру и человеку
О Боге, едином в существе. О Боге, троичном в лицах. Творец Промыслитель
Свойства существа Божия вообще:
Беспредельность Догмат Святой Троицы заключает в себе две основные истины: А. Бог есть един по Существу, но Троичен в Лицах, или иными словами: Бог - Триединый, Триипостасный, Троица Единосущная.  
Самобытность  
Независимость  
Неизмеримость и вездесущие  
Вечность  
Неизменяемость  
Всемогущество  
   
Свойства ума Божия:  
Всеведение  
Высочайшая премудрость  
  Б. Ипостаси имеют личные, или ипостасные свойства: Отец не рожден. Сын рожден от Отца. Дух Святой исходит от Отца.  
Свойства воли Божией:  
Высочайшая свобода  
Совершеннейшая святость  
Бесконечная доброта  
Совершеннейшая истинность и верность  
Бесконечное правосудие  

 

 

Термин " богословие" (по греч. Theologia - составное слово, состоящее из двух слов: Theos - Бог и logos - слово) был заимствован христианами у древних греков, называвших богословом того, кто учил о богах. В христианском восприятии термин " богословие" может быть осмыслен двояким образом.

1. Во-первых, как слово Бога о Самом Себе. Богословие в строгом смысле - как слово о Боге - стало возможным лишь после сошествия на землю Сына Божия, Который открыл истинное учение о Боге. По мысли святителя Григория Паламы, Бог ради нас не только воплотился, но и стал богословом. Это слово Бога о Себе и о сотворенном Им мире составляет содержание Божественного Откровения. Христианство – религия Откровения, т.е. построена на вере в богодухновенность Священного Писания.

2. Во-вторых, в общепринятом значении под богословием понимают учение о Боге Церкви или какого-то богослова. Таким образом, богословие есть осмысление Божественного Откровения. В древней Церкви областью богословия считался вопрос о Святой Троице. Не случайно в богослужебных текстах Божественная Троица именуется " истиннейшим предметом богословия" [8]. Так святой Апостол Иоанн, святитель Григорий Назианзин и преподобный Симеон именуются Церковью богословами: первый яснее других евангелистов изложил учение о Святой Троице и Божестве Сына; второй ревностно защищал и возвышенно проповедовал троичный догмат; третий воспел соединение человекам Триединым Божеством.

Все остальные части вероучения: о творении мира, о Воплощении Слова, о спасении, о Церкви и ее Таинствах, о Втором Пришествии Христовом и т. д. древние отцы относили к области икономии[Oikonomia (греч.) - букв. " управление домом", домостроительство, т. е. деятельность Бога в творении. Промысле и спасении мира.]. Лишь позднее было принято понимать под богословием все вероучение о Боге и Его Домостроительстве, Его отношениях с миром и человеком. Ныне богословие - это целая совокупность наук, среди которых различают: догматическое, основное, сравнительное, нравственное и пастырское богословие.

Православное догматическое богословие - наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви. Следующий вопрос – что такое догматы и догматическое сознание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.