Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная поддержка развития малого предпринимательства






 

Государственная политика поддержки малого предпринимательства – самостоятельное системное направление социально-экономической по­литики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах:

- первый – широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки;

- второй – умеренное государственное регулирование малого бизнеса в
условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и
развитие конкурентоспособных малых предприятий.

Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на раз­ных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому пред­принимательству необходим вариант государственной политики, вклю­чающий следующие направления:

– формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

– создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-техни­ческих и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

– установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов
малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистиче­ской отчетности;

– поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, на­учно-технических, производственных, информационных связей с за­рубежными государствами;

– организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки МП являются:

– оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;

– финансирование федеральных программ поддержки и развития мало­
го предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым
предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;

– льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринима­тельства;

– предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государ­ственных заказов на производство и поставку отдельных видов пpoдукции, и товаров (услуг) для государственных нужд и др.

Важную роль в механизме поддержки МП должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создавае­мые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертво­ваний и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от матери­ально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг – оборудования.

Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования про­грамм и проектов развития и поддержки малого предпринимательства и в других субъектах Федерации. В некоторых из них финансирование осу­ществляется за счет средств:

– городского бюджета;

– от приватизации имущества;

– муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства;

– других внебюджетных источников финансирования, добровольных
взносов юридических и физических лиц и др.

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого пред­принимательства во многом зависит от функционирования разветвлен­ной структуры поддержки малых предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях.

Так, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса в США играют Администрация по делам малого бизнеса, органы конгресса по делам малого бизнеса, Министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, коммерческие банки, федеральные фонды и другие организации.

В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К федеральным органам, воздействующим на процессы развития малого предпринимательства, его поддержку отно­сятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты.

Важное значение в инфраструктуре предпринимательства имеет Рос­сийская торгово-промышленной палата, ассоциации (союза) предприни­мателей. В России создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя 81 палату субъектов федерации и 70 палат ад­министративно-территориальных образований, осуществляется инициа­тивное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат. Развиваются негосударственные научно-исследовательские, учеб­ные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства.

Основным инструментом реализаций государственной политики по поддержке малого предпринимательства является краевая долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2013–2015 годы» (далее – программа).

Цель программы: обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае.

Задачи:

повышение эффективности существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и ее дальнейшее развитие;

предоставление субсидий действующим субъектам малого и среднего предпринимательства и субсидий в виде грантов вновь созданным;

повышение уровня доступности заемных средств для субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение их затрат, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов;

обеспечение деятельности целостной системы информационно-консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства;

методическая поддержка органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства;

создание системы стимулов для органов местного самоуправления в целях реализации мероприятий поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Важнейшие целевые индикаторы программы:

Доведение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций к 2015 году до 39, 7 % (увеличение по отношению к 2012 году – на 1, 5 %);

доведение доли продукции, произведенной субъектами малого и среднего предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта к 2015 году до 10, 3 % (увеличение по отношению к 2012 году на 3, 0 %);

увеличение количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае в 2015 году по отношению к 2012 году до 6120 единиц (на 4, 6 %);

увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка, в 2015 году по отношению к 2012 году до 700 единиц (на 40, 0 %);

увеличение количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. существующих субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 году по отношению к 2012 году до 152 единиц (на 2 %).

Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы:

 

Увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства на 1, 1 тыс. единиц;

увеличение оборота малых и средних предприятий в сопоставимых ценах на 30, 9 %;

увеличение числа рабочих мест на 1, 2 тыс. единиц;

заполнение пустующих бизнес-ниш путем развития предпринимательства в соответствующих сферах деятельности;

достижение более равномерного развития малого и среднего предпринимательства Забайкальского края в территориальном разрезе.

 

Наряду с выше обозначенными формами поддержки предпринима­тельства необходимо выделить поддержку субъектов малого предпринима­тельства в области подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции предпринимателей и работников разных специальностей.

К настоящему времени уже сформировался ряд научных центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых, трудовых процессов в малом предпринимательстве. Здесь получили развитие нескольких видов перспективных институтов под­держки малого предпринимательства:

– финансовые институты, в том числе кредитные союзы, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды;

– лизинговые компании;

– бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры поддержки предпринимательства;

– центры (пункты) информационного обеспечения;

– инновационно-технические центры, инновационно-промышленньк комплексы;

–учебные центры;

– ассоциации, агентства поддержки малого предпринимательства.

Таким образом, в нашей стране развиваются основные элементы системы поддержки малого предпринимательства, которыми обладают раз витые рыночные системы.

Вопросы дли повторения

1. Каковы основные причины значительного роста численности малых предприятий в мире в послевоенный (после 1945 года) период?

2. Проанализируйте роль малого бизнеса в экономике.

3. Каковы важнейшие показатели отнесения предприятий к разряду малых?

4. Почему, несмотря на абсолютное количественное преобладание ма­лых предприятий в экономике, их доля в ВВП, произведенной продук­ции, валовых доходах незначительна?

5. Как комплексно раскрывается сущность малых предприятий?

6. Какова роль малых предприятий в реализации функций предпринимательства?

7. Охарактеризуйте основные способы государственной поддержки деятельности малых предприятий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.