Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая база предпринимательства в России






 

Развитие российского предпринимательства происходит в рамках оп­ределенного правового пространства. Для развития единого националь­ного рынка необходимо, чтобы продукция, товары, услуги, финансовые средства обращались на всей территории свободно, без установления ка­ких-либо препятствий, независимо от существующих границ между субъ­ектами Федерации.

Законодательство в области развития предпринимательства формиру­ется с учетом общей иерархии законодательных актов: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года были за­ложены основные начала, конституционные основы предпринимательст­ва и всей системы рыночной экономики. Непосредственное отношение к регулированию рынка имеет около 20 статей Конституции. Среди них: о единстве экономического и правового пространства России; установле­нии правовых основ единого пространства России; установлении право­вых основ единого рынка; многообразии форм собственности. Конститу­ционные нормы – это нормы высшей юридической силы, а вместе с тем и прямого, непосредственного действия (например, ст. 15 Конституции), а, следовательно, в случае, когда нормы закона, указа, иного правового акта противоречат Конституции, приоритет принадлежит применению ее норм.

Действующий Уголовный Кодекс РФ (УК РФ) разработан с учетом Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) и содержит принципиально новые положения, используемые в целях регулирования предпринимательской деятельности. Впервые введены в практику нормы, определяющие пре­ступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) и пре­ступления против интересов службы в коммерческих и иных организаци­ях (гл. 23 УК РФ). Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ создают " рамочные" условия функционирования субъектов предпринимательства. Конкретизируются же эти положения в законодательных актах, например, в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007г. № 209-ФЗ (с измен. от 27.12.2009г. №365-ФЗ).

В целях обеспечения защиты интересов субъектов предприниматель­ства, был принят Указ Президента Российской Федерации от 29.06.98 № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при разви­тии предпринимательства», который определил в качестве основных за­дач органов государственной власти в Российской Федерации при прове­дении государственной политики развития предпринимательства:

– сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

– уменьшение количества государственных органов, осуществляющих
лицензирование предпринимательской деятельности, регламентирование в полном объеме деятельности по лицензированию вышестоя­щими органами государственной власти;

– разграничение функций по лицензированию вышестоящими органами
власти.

Эти задачи были конкретизированы в Федеральном законе РФ «О го­сударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. №129-ФЗ (с изменениями от 27.12.2009г. №3521-ФЗ). Как было отмечено ра­нее, в нем описан новый подход к созданию и регистрации хозяйствую­щих субъектов. Дополняет его Федеральный закон РФ «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. №99-ФЗ. Он позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, а также создать условия для стабильной работы в сфере предпринимательской деятельно­сти. Закон существенно сокращает количество лицензируемых видов дея­тельности и упрощает порядок лицензирования.

Проводимая налоговая реформа предполагает создание эффективного правового механизма стимулирования предпринимательства.

С 01.01.2005г. введены I и II части На­логового кодекса РФ. Законодательство о налогах закрепляет принципы на­логообложения, систему налогов и порядок их взимания, взаимоотношения предпринимателей – налогоплательщиков с налоговой службой.

Разработка предложений по сокращению административных барьеров при организаций и осуществлении предпринимательской деятельности и их представление Президенту России была возложена на Правительство РФ, Так, например, Федеральный закон РФ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ (с измен. от 27.12.2009г. №365-ФЗ) при­зван обеспечить регламентацию деятельности органов исполнительной власти в части проведения проверок. Его цель - устранение администра­тивных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности.

В Российской Федерации антимонопольное законодательство основа­но, прежде всего, на конституционных нормах о конкуренции (напри­мер, ст. 8, 34, 74 Конституции РФ) и ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ (в ред. От 27.12.2009г. №379-ФЗ) принят Государственной думой ФС РФ от 08.07.2006г. (с измен. и дополнениями вступил в силу с 29.01.2010г.). Последний определяет сущ­ность, принципы формирования и развития государственного антимо­нопольного регулирования Российской Федерации, организационные и пра­вовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополисти­ческой деятельности и недобросовестной конкуренции.

Закон о защите конкуренции является инструментом государственного регу­лирования рыночных отношений и применяется с целью:

– охраны и поощрения конкуренции;

– осуществления контроля за хозяйствующими субъектами, обладаю­щими существенной властью на товарном рынке;

– регулирования процессов концентрации на товарных рынках и кон­троля за структурой рынка;

– защиты прав и интересов потребителей;

– содействие малому предпринимательству.

Закон о защите конкуренции действует на всей территории России.

При применении Закона о конкуренции следует принимать во вни­мание, что некоторые товарные рынки регулируются специальным зако­нодательством, прежде всего, Федеральным законом РФ от 17.08.95 N° 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с измен. от 25.12.2008г.).

Среди большого массива антимонопольного законодательства выде­ляются законодательные акты, включающие отдельные положения анти­монопольной направленности, например:

– Закон РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в ред. ФЗ от 27.12.2009г. №374-ФЗ) ч. 5, 6, 7 ст. 17;

– Закон РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
(в ред. ФЗ от 27.12.2009г. №352-ФЗ) ст. 32 с изменениями и дополнениями, которые вступают в силу с 01.01.2010 г.;

– Федеральный закон РФ от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 18.07.2009г. №186-ФЗ);

– Федеральный закон РФ от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи» в ред от 28.06.2009г. №124-ФЗ;

– Федеральный закон РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 27.12. 2009г. с изменениями и дополнениями вступает в силу с 22.01.2010г.);

– Федеральный закон РФ от 03.06.2006г. №74-ФЗ (в ред. от 27.12.2009г.) «Водный кодекс РФ» и другие.

Антимонопольное законодательство включает не только законода­тельные, но и подзаконные акты в виде указов Президента РФ, постанов­лений и распоряжений Правительства РФ. К ним относятся:

– Указ Президента РФ от 17.02.95 № 161 «О гарантиях права граждан на
охрану здоровья при распространении рекламы»;

– Указ Президента РФ от 06.03.95 № 245 «Об основных принципах
осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» (с измен, от 16.11.96);

– Постановление Правительства РФ от 09.03.94 № 191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на
рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)» (с измен, от 04.09.95) и др.

Действенным инструментом антимонопольной политики является проведение торгов на поставку продукции для государ­ственных и муниципальных нужд. В статьях 447-449 части I Гражданского кодекса Россий­ской Федерации (далее ГК РФ) определены общие правила организации и проведения торгов (конкурсов).

Параграф 4 части II ГК РФ определяет понятие «государственные ну­жды» и устанавливает общий порядок заключения контрактов на постав­ку продукции для государственных нужд. Статьи 763-768 определяют особенности выполнения подрядных работ для государственных нужд.

В Федеральном законе РФ от 21.07.2005г. №44-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» определено, что органы федеральной и региональной власти предусматривают резервирование доли заказа в размере 15% от его объе­ма и размещение его среди субъектов малого предпринимательства на основе конкурсов (ст.14). Кроме того, Правительством РФ был принят ряд постановлений, регулирующих вопросы обеспечения участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственных про­грамм и выполнении поставок для государственных нужд.

Законодательство Российской Федерации содействует освоению но­вых отношений предпринимательства и в области труда, исходя из конститу­ционного закрепления отношений социального партнерства, свободы труда, социальной защиты населения. Важнейшим является пакет законов: о занято­сти населения, коллективных договорах и соглашениях (1992), охране труда (1993), порядке разрешения коллективных трудовых споров и целый ряд других, развивающих положение нового трудового кодекса.

В 2003 году вступила в силу новая редакция Закона РФ от 11.06.2003г. №74-ФЗ (в ред. от 30.10.2009г. №239-ФЗ) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с семьями и наемными работниками в России занимаются фер­мерством 2, 5 миллиона человек, а всего в стране насчитывается 265 ты­сяч фермерских хозяйств. Фермером теперь может стать любой человек не моложе 16 лет. Полно­правными членами в хозяйстве могут быть люди не более чем из трех семей. И среди них не должно быть более пяти человек, не связанных родственными узами с главой хозяйства.

При создании хозяйства его члены заключают между собой соглаше­ние, по которому впоследствии будут распределяться все имущество, прибыль, права и обязанности.

Совершенствование правовой системы Российской Федерации на­стоятельно требует дальнейшего обновления трудового законодательства, соответствующего перспективам развития гражданского общества, реали­ям рыночной экономики, основополагающим принципам международно­го права (Декларациям, решениям и Конвенциям ООН и МОТ.

На уровне Забайкальского края регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в области инвестиционной деятельности. Так, принят ЗЗК №148 от 27 февраля 2009г. «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае», цель которого стимулирование инвестиционной деятельности на территории Забайкальского края и привлечение инвестиций на основе создания режима наибольшего благоприятствования российским инвесторам, а также устанавливает формы и порядок государственной поддержки инвестиционной деятельности.

 

Формами краевой государственной поддержки является:

1) предоставление налоговых льгот в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами края;

2) предоставление льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью Забайкальского края;

2.1) субсидирование за счет средств бюджета края части затрат, направленных на реализацию инвестиционного проекта краевого значения;

(п. 2.1 введен Законом Забайкальского края от 22.12.2009 N 325-ЗЗК, в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 677-ЗЗК)

3) субсидирование за счет средств бюджета края части процентной ставки за пользование кредитом (займом);

(в ред. Закона Забайкальского края от 29.10.2010 N 418-ЗЗК)

4) субсидирование за счет средств бюджета края лизинговых платежей в части дохода лизингодателя;

5) субсидирование за счет средств бюджета края части вознаграждения за предоставление банковской гарантии;

6) субсидирование за счет средств бюджета края части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам;

7) предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджета края;

8) предоставление инвестиций в уставный капитал.

9) предоставление инвестиционного налогового кредита;

(п. 9 введен Законом Забайкальского края от 29.10.2010 N 418-ЗЗК)

10) предоставление инвесторам информационной и организационной поддержки.

(п. 10 введен Законом Забайкальского края от 29.10.2010 N 418-ЗЗК)

 

Инвесторы, претендующие на получение краевой государственной поддержки для реализации инвестиционного проекта, должны отвечать следующим требованиям:

1) не находиться в состоянии реорганизации, ликвидации или банкротства;

2) не иметь просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды свыше 50 тыс. рублей для организаций и свыше 5 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей;

(в ред. Закона Забайкальского края от 29.10.2010 N 418-ЗЗК)

Инвесторы, претендующие на государственную поддержку в форме государственной гарантии Забайкальского края, не должны иметь просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды.

(абзац введен Законом Забайкальского края от 29.10.2010 N 418-ЗЗК)

3) не иметь просроченной задолженности по ранее предоставленным им бюджетным средствам на возвратной и возмездной основах.

Краевая государственная поддержка в формах субсидирования за счет средств бюджета края части процентной ставки за пользование кредитом (займом), субсидирования за счет средств бюджета края лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, субсидирования за счет средств бюджета края части вознаграждения за предоставление банковской гарантии, субсидирования за счет средств бюджета края части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам, предоставления государственных гарантий, инвестиций в уставный капитал для реализации инвестиционных проектов предоставляется на конкурсной основе.

(в ред. Закона Забайкальского края от 29.10.2010 N 418-ЗЗК)

Конкурсный отбор инвестиционных проектов (далее - конкурсный отбор) является открытым.

Критерии конкурсного отбора:

1) максимальная бюджетная эффективность;

2) экономическая значимость проекта для края;

3) социальная эффективность;

4) минимальное значение срока окупаемости.

5) обеспечение инновационного, технологического развития и модернизации экономики края.

(п. 5 введен Законом Забайкальского края от 29.10.2010 N 418-ЗЗК)

Инвесторы, желающие участвовать в конкурсном отборе для получения краевой государственной поддержки, представляют организатору конкурсного отбора следующие документы:

1) заявку на участие в конкурсном отборе по форме, утвержденной организатором конкурсного отбора;

2) копию лицензии на право осуществления соответствующей деятельности, если данная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) бизнес-план инвестиционного проекта, выполненный в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края исполнительным органом государственной власти Забайкальского края;

4) утратил силу. - Закон Забайкальского края от 10.10.2012 N 709-ЗЗК;

5) бухгалтерский баланс с приложениями или соответствующие налоговые декларации по состоянию на последнюю отчетную дату текущего года и за предыдущий год, содержащие отметку об их представлении в установленном порядке в налоговый орган, а также заверенные подписями руководителя и главного бухгалтера инвестора (при наличии) и его печатью (при наличии);

(в ред. Закона Забайкальского края от 10.10.2012 N 709-ЗЗК)

6) копии учредительных документов, заверенные нотариально;

(в ред. Закона Забайкальского края от 10.10.2012 N 709-ЗЗК)

7) справку налогового органа о состоянии расчетов с бюджетами всех уровней, выданную не ранее тридцати календарных дней до даты подачи инвестором заявки на участие в конкурсном отборе;

(в ред. Закона Забайкальского края от 10.10.2012 N 709-ЗЗК)

8) копию договора, заверенную третьим лицом, или письменное подтверждение третьего лица о намерении предоставить обязательство на реализацию инвестиционного проекта, в качестве обеспечения которого привлекается государственная гарантия Забайкальского края (представляется только инвесторами, претендующими на государственную поддержку в форме государственной гарантии Забайкальского края);

(п. 8 в ред. Закона Забайкальского края от 20.12.2010 N 443-ЗЗК)

8.1) исключен. - Закон Забайкальского края от 20.12.2010 N 443-ЗЗК;

9) копию кредитного договора, заверенную кредитной организацией, или письменное подтверждение кредитной организации о намерении предоставить кредит на реализацию инвестиционного проекта (представляется только инвесторами, претендующими на государственную поддержку в форме субсидирования части процентной ставки за пользование кредитом (займом));

(в ред. Закона Забайкальского края от 29.10.2010 N 418-ЗЗК)

9.1) копию договора, заверенную некоммерческой организацией, предоставившей займ, или письменное подтверждение некоммерческой организации о намерении предоставить займ на реализацию инвестиционного проекта (представляется только инвесторами, претендующими на государственную поддержку в форме субсидирования части процентной ставки за пользование кредитом (займом);

(п. 9.1 введен Законом Забайкальского края от 29.10.2010 N 418-ЗЗК)

10) копию договора лизинга, заверенную лизингодателем, или письменное подтверждение лизингодателя о намерении передать лизингополучателю по договору лизинга принадлежащее ему имущество (представляется только инвесторами, претендующими на государственную поддержку в форме субсидирования лизинговых платежей в части дохода лизингодателя);

11) копию договора о предоставлении банковской гарантии или письменное подтверждение банка, иного кредитного учреждения или страховой организации (гаранта) о намерении предоставить банковскую гарантию, а также копию договора, в обеспечение исполнения которого предоставляется такая гарантия, либо письменное подтверждение другой стороны о намерениях заключить такой договор (представляется только инвесторами, претендующими на государственную поддержку в форме субсидирования части вознаграждения за предоставление банковской гарантии);

12) предварительный расчет суммы финансовых средств, необходимых для субсидирования части процентной ставки, лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, вознаграждения за предоставление банковской гарантии (представляется инвесторами, претендующими на государственную поддержку в форме субсидирования части процентной ставки, субсидирования лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, субсидирования части вознаграждения за предоставление банковской гарантии);

13) предварительный расчет суммы финансовых средств, необходимых для субсидирования части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам (представляется инвесторами, претендующими на государственную поддержку в форме субсидирования части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам);

14) копии решения о выпуске ценных бумаг, проспекта эмиссии ценных бумаг (если предусмотрен), отчета о результатах выпуска ценных бумаг (представляется инвесторами, претендующими на государственную поддержку в форме субсидирования части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам).

При подведении итогов конкурсного отбора при прочих равных условиях приоритет имеют инвестиционные проекты, в ходе реализации которых используются технологии и выпускается продукция, соответствующие мировым стандартам качества, а также инвестиционные проекты, реализуемые на территории промышленных парков и агроиндустриальных парков, созданных в соответствии с законодательством Забайкальского края.

(абзац введен Законом Забайкальского края от 03.07.2009 N 206-ЗЗК, в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 677-ЗЗК).

В рамках развития инфраструктуры поддержки предпринимательства принят ЗЗК №368 от 4 мая 2010 года «О промышленных парках Забайкальского края», цель которого организовать промышленный парк (территориально обособленный комплекс объектов недвижимости с инфраструктурой), позволяющий компактно размещать производства и предоставлять условия для эффективного осуществления промышленной деятельности и является стимулирование социально-экономического развития Забайкальского края.

Основными задачами функционирования промышленных парков являются:

1) развитие высокотехнологичных, конкурентоспособных производств не ниже российского уровня;

2) создание инфраструктурных условий для всестороннего использования производственного потенциала промышленных предприятий;

3) создание новых рабочих мест, повышение квалификации руководителей промышленных предприятий, специалистов производственной сферы;

4) увеличение налогооблагаемой базы на территории Забайкальского края;

5) привлечение инвестиций на территорию Забайкальского края;

6) развитие межрегиональных и международных связей в промышленной сфере.

 

Территориально обособленный комплекс должен быть обеспечен:

1) инженерными коммуникациями, электроэнергией, водоснабжением, теплоснабжением, офисными зданиями, производственными помещениями, объектами инженерного и транспортного назначения;

2) резервом площадей для развития промышленного парка.

К полномочиям управляющей компании промышленного парка относятся:

1) получение от резидентов промышленного парка статистических отчетных данных об их деятельности, подготовка отчетов о результатах функционирования промышленного парка и представление их в уполномоченный орган;

2) разработка перспективного плана развития промышленного парка;

3) оказание содействия резидентам промышленного парка в материально-техническом обеспечении, найме персонала;

4) осуществление функций заказчика по разработке документации территориального планирования промышленного парка, заказчика (застройщика) по реализации проекта инженерного обустройства промышленного парка, в том числе по строительству транспортной инфраструктуры, систем и объектов электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоочистки и водоотведения, иных объектов инфраструктуры и благоустройства коллективного пользования на территории промышленного парка;

5) эксплуатация и содержание объектов недвижимости и инфраструктуры промышленного парка;

6) осуществление функций продавца (перепродавца) произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии;

7) предоставление услуг, в том числе правовых, консалтинговых, маркетинговых, информационных, транспортных, услуг по водоснабжению и водоотведению, санитарной уборке территорий коллективного пользования, охране территории промышленного парка, иных услуг;

8) заключение договоров аренды земельных участков, административных и производственных зданий и сооружений;

9) публикация в средствах массовой информации сведений о наличии не сданных в аренду земельных участков на территории промышленного парка.

 

 

Вопросы для повторения

1. Какие основные недостатки предпринимательской деятельности
обусловили необходимость ее государственного регулирования?

2. Чем отличается правовое регулирование предпринимательской деятельности от административного?

3. В чем состоит сущность государственного экономического регулирования предпринимательской деятельности?

4. Каков механизм налогового регулирования
деятельности в развитых странах мира?

5. Назовите основные недостатки современной системы мер государственного регулирования предпринимательства в России.

6. Каковы положительные и отрицательные стороны антимонопольной политики?

7.Какие федеральные законы РФ регулируют деятельность в сфере предпринимательства в области налоговой и антимонопольной политики,
трудовых отношений?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.