Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление






 

ПЛАН

1. Понятие о мышлении как о высшей форме познавательной деятельности.

2. Основные теории мышления. Концепции развития мышления в онтогенезе.

3. Виды мышления и формы мышления.

4. Мыслительные процессы и операции.

5. Индивидуальные особенности мышления.

 

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

 

1. Происхождение умственных действий и операций.

2. Сравнительная характеристика теоретического и эмпирического мышления.

3. Проблемы измерения мышления. Тесты интеллекта и коэффициент интеллекта.

4. Средства развития мышления. Альтернативные подходы к развитию мышления.

5. Формирование интеллектуальной активности личности.

6. Личностные особенности творческого человека.

7. Понятие искусственного интеллекта: проблема создания и функционирования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности / Г.Ю. Айзенк. – Рига, 1992.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6 т. / Л.С. Выготский − Т.2.– М., 1982.

3. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности / С.В. Маланов.– М., 2004.

4. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. / Р.С. Немов – Кн. 1. – М., 1994.

5. Основи психології / за ред. О. В. Киричука, В. А. Роменця.– К., 2002.

6. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов / Л.Д. Столяренко.– СПб, 2006.

7. Тихомиров О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров.–М., 2002.

 

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

 

Абстрагирование – выделение в сознании одних признаков от других, а также от объектов, которым они свойственны.

Анализ – мыслительная операция, предполагающая расчленение объекта в сознании, выделение его отдельных частей, элементов, признаков и свойств.

Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Мышление – высший познавательный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения объективной действительности в ее закономерностях, наиболее существенных связях и отношениях.

Предметно-действенное мышление – вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Репродуктивное мышление – воспроизведение услышанного, решение проблемы по алгоритму.

Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частностей к целому.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Дайте общую характеристику мышления. Как мышление связанно с другими психическими процессами?

2. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных?

3. Сравните особенности развития мышления в онтогенезе и филогенезе.

4. На основании каких критериев классифицируют мышление?

5. Чем отличается предметно-действенное мышление от наглядно-образного?

6. Какие вы знаете мыслительные операции?

7. В чем состоит специфика анализа через синтез?

8. Какими интегральными характеристиками описываются индивидуальные особенности мышления?

9. Какую роль играет в деятельности скорость протекания мыслительных процессов?

10.В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны?

11. Как вы думаете, какое влияние оказывают эмоции на мышление?

12. Как соотносятся понятия «мышление» и «интеллект»?

13. Что является основными свойствами творческой личности?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Одинаковы ли по значению и использованию перечисленные ниже термины?

Интеллект, мышление, разум, рассудок, менталитет, знания, мудрость, образованность, информация, интеллигентность, понимание, информированность, эрудиция.

 

Задание 2. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.

1. Мышление − это процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта.

2. Мышление − это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.

3. Мышление − это опосредованное и обобщенноеотражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

4. Мышление − это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.

5. Мышление − это процесс переработки информации.

6. Мысль − это биотоки мозга.

 

Задание 3. Наиболее распространенное деление стилей мышления: деление на «теоретиков» (или, в близкой типологии В. Оствальда, «классиков») и «эмпириков» («романтиков»). Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где об «эмпириках».

1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа.

2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения.

3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении.

4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими.

5. Их сильная сторона − аналитичность, рациональность мышления, невысокая, эмоциональность.

6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами.

7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других.

8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию.

9. Слабость их − в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям.

10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.

 

Задание 4. Укажите, верно или неверно?

1) Функциональная ригидность помогает человеку адаптироваться к новым условиям.

2) Случайный перебор возможных вариантов – лучший способ решения задач.

3) В настоящее время наука сумела объяснить, как гены влияют на развитие интеллекта.

4) Алкогольное слабоумие следует считать примером олигофрении.

5) Средний IQ в популяции чаще всего составляет 100 баллов.

6) Судя по результатам тестирования, среди населения 9 % умственно отсталых.

7) Человек с нормальным интеллектом обладает и нормальным уровнем умственных способностей.

Задание 5. Опишите ситуации, в которых проявляются основные виды мышления (по различным классификациям).

Задание 6. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:

а) Написание журналистом аналитической статьи.

б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.

в) Составление свидетелем словесного описания преступника.

г) Собирание ребенком конструктора.

д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.

е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.

ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.

з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.

и) Составление архитектором будущего плана постройки.

к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.

л) Решение учебной задачи новым способом.

 

Задание 7. Приведите примеры ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация).

Задание 8. Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:

а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.

б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.

в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.

г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

д) Задание ученикам − найти сходство между предложенными чертежами.

е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.

ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.

з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.

и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.

 

Задание 9. Какая из приведенных классификаций может быть признана правильной?

а) Часы бывают электронные, механические, настенные, на­польные.

б) Животные подразделяются на диких, домашних, сумчатых и млекопитающих.

в) В зависимости от содержания хранящегося в памяти мате­риала различают следующие ее виды: образную, словесно-ло­гическую, эмоциональную и двигательную.

г) Обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую.

 

Задание 10. Выберите правильные варианты ответов.

 

1. Люди, стремящиеся к успеху и избегающие рискованных действий или высказываний, как правило, характеризуются:

а) высоким интеллектом и низким уровнем творческих способностей;

б) низким интеллектом и высоким уровнем творческих способностей;

в) низким уровнем интеллекта и творческих способностей;

г) высоким уровнем интеллекта и творческих способностей.

2. Как правило, творческие люди характеризуются:

а) конформизмом;

б) успешной социальной адаптацией;

в) ясными четкими представлениями об окружающем мире;

г) все ответы не верны.

 

Задание 11. Проверьте свое мышление.

А) Ответьте на вопросы.

1. Ты да Я, да мы с тобой. Сколько нас?

2. Каких камней в море нет?

3. В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя девушками, чтобы одно яблоко осталось в корзине?

4. Где находятся города без домов, реки без воды и леса без деревьев?

5. Вы − пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя посадками в Алжире и Стамбуле. Сколько лет пилоту?

6. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках.

7. Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28-е число?

8. Вы входите в темную малознакомую комнату. В ней две лампы — газовая и керосиновая. Что вы зажжете в первую очередь?

9. Какие местоимения портят мостовые?

10. Одинокий ночной сторож умер днем. Дадут ли ему пенсию?

 

Б) Вставьте слово, которое бы служило окончанием первого и началом второго:

1. МЕ(...)ОЛАД

2. АМ(...)АН

3. КАБ(…)ОШКО

4. У(...)ОД

5. ВАМ(

6....)С

 

В) Решите анаграмму и исключите лишнее слово:

1. КОХЙЕК 2. ТРБА
СНИНЕТ КПИРАКС

ОЖИВТ АТМЬ

ЛУФОБТ НКВЧУА

 

Г) Допишите общие окончания.

 

Пример: ДР(ель) В(_________) Б(_________)
  М(ель) Ж(_________) Г(_________)
  ТР(ель) Л(_________) Л(_________)
  Ц(ель) М(_________) М(_________)
  Щ(ель) Ч(_________) С(_________)
  ЯГ(ель) Т(_________) СТ(_________)
    Ш(_________) Ч(_________)
    С(_________) Ш(_________)

 

 

Д) Найдите число:

 

  В   ?
А   Д ?

 

Е) Составьте с каждым из слов столько предложений, сколько эти слова имеют значений:

КОРЕНЬ

ТЕНЬ

ЯЗЫК

ОБОРОТ

ХОЗЯЙСТВО

 

Задание 12. В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» есть такой диалог:

Алиса спрашивает Чеширского кота:

− А откуда Вы знаете, что вы не в своем уме?

− Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?

− Допустим, − согласилась Алиса.

− Дальше, − сказал кот. − Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме.

Правильно ли это умозаключение? Найдите, в чем тут «фокус». Приведите другие примеры ложных аналогий.

Задание 13. Какой из двух приведенных силлогизмов правильный?

а) Все планеты вращаются вокруг Солнца. Земля вращается вокруг Солнца. Земля – планета.

б) Все планеты вращаются вокруг Солнца. Земля – планета. Земля вращается вокруг Солнца.

 

Задание 14. Выведите (если это возможно) заключение из каждой пары посылок:

1. Тем, кто лыс, расческа не нужна.

Ни одна ящерица не имеет волос.

2. Все мои друзья простудились.

Тому, кто простужен, нельзя петь.

3. Ни один несчастный человек не хохочет.

Ни один счастливый человек не стонет.

4. Ни один свадебный пирог не полезен.

Неполезной пищи следует избегать.

Задание 15. Определите особенности собственного мышления, выполнив ряд тестов.

Тест «Абстрактное мышление»

Цель: исследование уровня сформированности абстрактного мышления.

Инструкция. На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Примеры 6 типов и соответствующие им буквы приведены вверху. Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из примеров. После этого напишите букву, которая соответствует найденному в примерах аналогу. Примеры:

А. Овца – стадо

Б. Малина – ягода

В. Море – океан

Г. Свет – темнота

Д. Отравление – смерть

Е. Враг – неприятель

 

1. Испуг – бегство

2. Физика – наука

3. Правильно – верно

4. Грядка – огород

5. Пара – два

6. Слово – фраза

7. Бодрый – вялый

8. Свобода – воля

9. Страна – город

10. Похвала – брань

11. Месть – поджог

12. Десять – число

13. Плакать – реветь

14. Глава – роман

15. Покой – движение

16. Смелость – героизм

17. Прохлада – мороз

18. Обман – недоверие

19. Пение – искусство

20. Тумбочка – шкаф

Таблица 3. − Оценка результатов теста

 

Баллы                  
Колиество правильных ответов 19-20     15-16 12-14 10-11 8-9    

 

 

Ключ

 

                                       
Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В

 

 

Тест «Оценка общих умственных способностей»

Цель исследования: определить уровень общих умственных способностей.

Инструкция. Вам предлагается несколько простых заданий. Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:

«Быстрый» является противоположным по смыслу слову: 1 – тяжелый, 2 – упругий, 3 – скрытный, 4 – легкий, 5 – медленный.

Бензин стоит 10 гривен 25 копеек за 1 литр. Сколько стоит 2, 5 литра?

Минер – минор. Эти два слова являются: 1 – сходными 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными по значению.

Правильный ответ напишите на бланке ответов напротив вопроса. Тест содержит 50 вопросов. На выполнение теста дается 15 мин. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо – пользуйтесь бумагой для записи. Во время выполнения теста отвечать на ваши вопросы экспериментатор не будет. О том, что вам непонятно, спросите сейчас. После команды начинайте работать. Через 15 мин. по команде сразу же прекратите выполнение заданий. Сосредоточьтесь. Начали!

 

Тестовый материал

 

1. Одиннадцатый месяц года – это: 1 – октябрь, 2 – май, 3 – ноябрь, 4 – февраль.

2. «Суровый» является противоположным по значению слову: 1 – резкий, 2 – строгий, 3 – мягкий, 4 – жесткий, 5 – неподатливый.

3. Какое из приведенных ниже слов относится к слову «жевать» как обоняние и нос: 1 – сладкий, 2 – язык, 3 – запах, 4 – зубы, 5 – чистый.

4. Какое из приведенных ниже слов отлично от других: 1 – определенный, 2 – сомнительный, 3 – уверенный, 4 – доверие, 5 – верный.

5. Ответьте «Да» или «Нет». Сокращение «н.э.» означает: «нашей эры» (новой эры).

6. Какое из следующих слов отлично от других: 1 – петь, 2 – звонить, 3 – болтать, 4 – слушать, 5 – говорить?

7. Слово «безукоризненный» является противоположным по своему значению слову: 1 – незапятнанный, 2 – непристойный, 3 – неподкупный, 4 – невинный, 5 – классический.

8. Какие из приведенных ниже пар являются полностью идентичными?

Sharp M.C. Sharp M.C.

Filder E.H. Filder E.N.

Соnnor M.G. Conner M.G.

Woesner O.W. Woerner O.W.

Soderquist P.E. Soderquist B.E.

9. «Ясный» является противоположным по смыслу слову: 1 – очевидный, 2 – явный, 3 – недвусмысленный, 4 – отчетливый, 5 – тусклый.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 550 долларов, заработав при этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?

11. Слова «стук» и «сток» имеют: 1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.

12. Три лимона стоят 13 гривен 0 копеек. Сколько стоит 1, 5 дюжины?

13. Сколько из этих пар чисел являются абсолютно одинаковыми?

5296 5296

66086 69686

834426 834426

7354256 7354256

61197172 61197172

83238224 83238234

14. «Близкий» является противоположным слову: 1 – дружеский, 2 – приятельский, 3 – чужой, 4 – родной, 5 – иной.

15. Какое число является наименьшим:

6 0, 7 9 36 0, 31 5?

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова.

Есть Соль Любовь Жизнь

17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?

 

 

1 2 3 4 5

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19. «Восходить» и «возродить» имеют: 1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если неправильно – Н. Мхом обороты камень набирает заросший.

21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их:

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного.

4. Не все золото, что блестит.

5. У семи нянек дитя без глазу.

 

22. Какое число должно стоять вместо знака «?»:

73 66 59 45 36?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:

1 – июне, 2 – марте, 3 – мае, 4 – ноябре.

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.

Все передовые люди – члены партии.

Все передовые люди занимают крупные посты.

Некоторые члены партии занимают крупные посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 с?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше.

Маша моложе Жени.

Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек товара стоят 2 грн. Сколько килограммов товара можно купить за 80 коп.?

28. «Расстилать» и «растянуть». Эти слова: 1 – схожи по смыслу, 2 – противоположны, 3 – ни схожи, ни противоположны.

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат.

4 6

3 7

2 13 11 8

1 9

14 12 10

30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.

Саша поздоровался с Машей.

Маша поздоровалась с Дашей.

Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль стоимостью 2400 долларов был уценен во время распродажи на 33 1/3 %. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция.

 

1 2 3 4 5

33. На платье требуется 2 1/3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

34. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны. Трое докторов не лучше одного. Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Увеличивать и расширять. Эти слова 1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

36. Смысл двух английских пословиц: 1 – схож, 2 – противоположен, 3 – ни схож, ни противоположен. Швартоваться лучше двумя якорями. Не клади яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3, 6 долл. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38. Претензия и претенциозный. Эти слова по своему смыслу: 1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

39. Если бы полкило конфет стоило 0, 0125 грн, то сколько килограммов можно было бы купить за 50 коп?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили:

1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6

41. Отражаемый и воображаемый. Эти слова являются: 1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными.

42. Сколько соток составляет участок длиною в 70 м и шириной 20 м?

43. Следующие две фразы по значению: 1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны. Хорошие вещи дешевы, плохие дороги. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое – сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12, 5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число вы бы поставили на его место:

1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14

46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 грн, К. – 3500 грн, П. – 200 грн. Если прибыль составит 2400 грн, то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1. Куй железо, пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят, щепки летят.

4. Не все золото, что блестит.

5. Не по виду суди, а по делам гляди.

48. Значение следующих фраз: 1 – сходно, 2 – противоположно, 3 – ни сходно, ни противоположно. Лес рубят, щепки летят. Большое дело не бывает без потерь.

49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

               
   
 
     
       
 

 

 


1 2 3 4 5

50. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?

 

Обработка результатов

Интегральный показатель общих умственных способностей подсчитывают по количеству правильно решенных задач.

№ задания Ключ № задания ключ № задания ключ № задания ключ
1.   14.   27.   40. 1/8
2.   15. 0, 31 28.   41.  
3.   16. НИ 29. 2-13 42.  
4.   17.   30.   43.  
5. Да 18.   31.   44.  
6.   19.   32. 1, 2, 4 45. 1/10
7.   20. Н 33.   46.  
8.   21. 3, 5 34.   47. 4, 5
9.   22.   35.   48.  
10.   23.   36.   49.  
11.   24.   37. 4, 8 50.  
12.   25. 1500(15) 38.      
13.   26.   39.      

 

Анализ результатов

 

Уровень общих умственных способностей определяется по таблице, где представлено соотношение количества правильно решенных задач со шкалой уровней.

 

Величина показателя Ип Уровень общих умственных способностей
13 и меньше низкий
14-18 ниже среднего
19-24 средний
25-29 выше среднего
30 и больше высокий

 

Методика «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой)

 

Цель: определение предпочитаемого способа мышления, а также манеры задавать вопросы и принимать решения.

Инструкция. Среди предлагаемых на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации вы получите в том случае, если будете как можно точнее сообщать об особенностях вашего реального мышления, а не о том, как, по-вашему, следовало бы мыслить.

Пример

Когда я читаю книгу по специальности, я обращаю внимание главным образом на:

1. качество изложения, стиль;

2. основные идеи книги;

3. композицию и оформление книги;

4. логику и аргументацию автора;

5. выводы, которые можно сделать из книги.

Если вы уверены, что поняли приведенную выше инструкцию, продолжайте работать дальше.

Каждый пункт данного опросника состоит из утверждения, за которым следуют пять его возможных окончаний. Ваша задача – указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к вам. На опроснике в квадратах справа от каждого окончания проставьте номера – 5, 4, 3, 2 или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить номер.

 

А. Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:

1. устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто;

2. лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы;

3. лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт;

4. подходит к ситуации наиболее логично и последовательно;

5. излагает аргументы наиболее кратко и убедительно.

Б. Когда я начинаю работать над проектом в составе группы, самое важное для меня:

1. понять цели и значение этого проекта;

2. раскрыть цели и ценности участников рабочей группы;

3. определить, как мы собираемся разрабатывать данный проект;

4. понять, какую выгоду этот проект может принести для нашей группы;

5. чтобы работа над проектом была организована и сдвинулась с места.

В. Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу:

1. связывать их с текущими или будущими занятиями;

2. применять их к конкретным ситуациям;

3. сосредоточиться на них и тщательно их проанализировать;

4. понять, насколько они сходны с привычными идеями;

5. противопоставить их с другими идеями.

Г. Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно:

1. полезнее текста, если они точны;

2. полезны, если они ясно показывают важные факты;

3. полезны, если они поднимают вопросы по тексту;

4. полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом;

5. не более и не менее полезны, чем другие материалы.

Д. Если бы мне предложили провести какое-то исследование, я, вероятно, начал бы с...

1. попытки определить его место в более широком контексте;

2. определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку или мне потребуется помощь;

3. размышлений и предложений о возможных результатах;

4. решения о том, следует ли вообще проводить это исследование;

5. попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее.

Е. Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы:

1. встретиться с ними индивидуально и задать каждому конкретные вопросы;

2. провести общее собрание и попросить их высказать свои мнения;

3. опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы;

4. встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды;

5. попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменной форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают.

Ж. Вероятно, я буду считать что-то правильным, истинным, если это «что-то»:

1. выстояло против оппозиций, выдержало сопротивление противоположных подходов;

2. согласуется с другими вещами, которым я верю;

3. было подтверждено на практике;

4. поддается логическому и научному доказательству;

5. можно проверить лично на доступных наблюдению фактах.

З. Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет скорее всего:

1. о том, как кому-то удалось решить личную или социальную проблему;

2. посвящена дискуссионному или социальному вопросу;

3. сообщением о научном или историческом исследовании;

4. oб интересном, забавном человеке или событии;

5. о точном, без доли вымысла, сообщении о чьем-то интересном жизненном опыте.

И. Когда я читаю отчет о работе, я обращаю внимание на...

1. близость выводов к моему личному опыту;

2. возможность выполнения данных рекомендаций;

3. надежность и обоснованность результатов фактическими данными;

4. понимание автором целей и задач работы;

5. интерпретацию данных.

К. Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать – это:

1. каков наилучший метод для решения этой задачи;

2. кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена;

3. почему эту задачу стоит решить;

4. какое влияние решение может иметь на другие задачи, которые приходится решать;

5. какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи.

Л. Обычно я узнаю максимум о том, как следует делать что-то новое, благодаря тому что:

1. уясняю для себя, как это связано с чем-то другим, что мне хорошо знакомо;

2. принимаюсь за дело как можно раньше;

3. выслушиваю различные точки зрения по поводу того, как это сделать;

4. есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать;

5. тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом.

М. Если бы мне пришлось проходить испытания или сдавать экзамен, я предпочел бы:

1. набор объективных, проблемно-ориентированных вопросов по предмету;

2. дискуссию с теми, кто также проходит испытания;

3. устное изложение и показ того, что я знаю;

4. сообщение в свободной форме о том, как я примерил то, чему научился.

5. письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод.

Н. Люди, особые качества которых я уважаю больше всего, это, – вероятно,...

1. выдающиеся философы и ученые;

2. писатели и учителя;

3. лидеры политических и деловых кругов;

4. экономисты и инженеры;

5. фермеры и журналисты.

О. Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она...

1. кажется родственной тем другим теориям и идеям, которые я уже усвоил;

2. объясняет вещи новым для меня образом;

3. способна систематически объяснить множество связанных ситуаций;

4. служит прояснению моего личного опыта и наблюдений;

5. имеет конкретное практическое приложение.

П. Когда я читаю книгу (статью), выходящую за рамки моей непосредственной деятельности, я делаю это главным образом из-за...

1. заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний;

2. указания со стороны уважаемого мной человека на возможную ее полезность;

3. желания расширить свою общую эрудицию;

4. желания выйти за пределы собственной деятельности для разнообразия;

5. стремления узнать больше об определенном предмете.

Р. Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу, то предпочитаю, чтобы в ней:

1. показывались преимущества для меня, в зависимости от выбираемой точки зрения;

2. излагались все факты в ходе дискуссии;

3. логично и последовательно обрисовывались затрагиваемые спорные вопросы;

4. определялись ценности, которые использует автор;

5. ярко освещались обе стороны спорного вопроса и сущность конфликта.

С. Когда я впервые подхожу к какой-то технической проблеме, я скорее всего буду:

1. пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией;

2. искать пути и способы решить эту проблему;

3. обдумывать альтернативные способы ее решения;

4. искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему;

5. пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения.

Т. Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы:

1. находить уже существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше;

2. ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе;

3. открывать новые и более совершенные методы;

4. находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому;

5. разбираться в том, как и почему существующие методы должны работать.

 

А теперь, пожалуйста, перенесите ваши ответы в соответствующие квадратики на бланке-дешифраторе и суммируйте баллы сначала по строкам, а затем – по столбцам, следуя указаниям на этом бланке.

Перепишите ваши оценки в пять пустых квадратов, расположенных ниже.

 

 

Бланк-дешифратор

А Ж Н

Теперь необходимо оценить полученные результаты и дать им содержательную интерпретацию.

Но прежде – проверьте качество своей работы. Пять ваших оценок, записанных в обозначенных буквами квадратах (С, И, П, А, Р) нижней части бланка-дешифратора, в сумме должны составить 270 баллов.

В ином случае – вам придется проверить свою «бухгалтерию»: сначала - по вертикали, а затем, в случае необходимости, и по горизонтали. Если и это не поможет найти ошибку, остается одно – проверить правильность ваших ответов (в смысле соблюдения инструкции) на каждый пункт опросника. Так или иначе, нужно добиться выполнения условия «С + И + П + А + Р = 270».

Как вы уже, наверное, догадались, буквы есть не что иное, как начальные буквы названий стилей мышления:

С – синтетический стиль;

И – идеалистический стиль;

П – прагматический стиль;

А – аналитический стиль;

Р – реалистический стиль.

Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора – «Что если...». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят формулировать теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир посто­янно меняющимся и любят перемены, часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалиста – повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам; они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях, легко, без внутреннего сопротивления воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» – классический вопрос Идеалистов.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим...» Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они воспринимают мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным и хотят это нечто исправить.

Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека.

Если вы набрали от 60 до 65 баллов в качестве оценки любого стиля мышления, это означает, что вы отдаете умеренное предпочтение этому стилю (или стилям). Иначе говоря, при прочих равных условиях вы будете предрасположены использовать этот стиль (или стили) больше (или чаще) других.

Если вы набрали от 66 до 71 баллов, значит, вы оказываете сильное предпочтение такому стилю (или стилям) мышления. Вероятно, вы пользуетесь данным стилем систематически, последовательно и в большинстве ситуаций.

Если же ваша оценка по какому-то стилю составила 72 балла и больше, тогда у вас очень сильное предпочтение этого стиля мышления. Фактически вы ему преданы.

Теперь, если вы получите одну или несколько высоких оценок по каким-то стилям мышления, у вас непременно окажется одна или даже несколько низких оценок по другим стилям. Тогда, если ваша оценка по какому-либо стилю находится в пределах от 43 до 48 баллов, для вас характерно умеренное пренебрежение этим стилем мышления. То есть при прочих равных условиях, вы, по возможности, будете избегать его при решении значимых для вас проблем.

Если вы набрали от 37 до 42 баллов – у вас, скорее всего, стойкое игнорирование такого стиля мышления. Наконец, если ваша оценка равна 36 баллам или меньше, этот стиль вам абсолютно чужд, вы, вероятно, не пользуетесь им практически нигде и никогда, даже если он является лучшим подходом к проблеме при данных обстоятельствах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.