Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Психология личности






ПЛАН

 

1. Личность. Структура и развитие личности.

2. Направленность, потребности, мотивация.

3. Самосознание личности. Личностный рост.

4. Психологическая защита и ее механизмы.

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Гармоничное развитие личности в ментальности народов мира.

2. Карьерный рост специалиста как условие реализации успешности личности.

3. Сознание и самосознание личности.

4. Профессиональный аспект личностного роста.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера / Б.Г. Ананьев.– Л., 1979.

2. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.. 1990.

3. Варій М.Й. Загальна психологія: підручник / М.Й. Варій. – К., 2007.

4. Загальна психологія: підручник / О.В.Скрипченко, Л.В. Долинська. З. В. Огороднійчук та ін. – К., 2005.

5. Максименко С.Д. Загальна психологія / С.Д. Максименко. – К., 2004.

6. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самопознание / В.С. Мерлин. – Пермь, 1990.

7. М’ясоїд П.А. Загальна психологія / П.А. Мʼ ясоїд.– К., 2006.

8. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общей ред. В.Н. Дружинна. – СПб., 2007.

9. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб., 2006.

10. Цимбалюк І.М. Загальна психологія. Модульно-рейтинговий курс для студентів вищих навчальних закладів / І.М. Цимбалюк, О.Ю. Яницька. – К., 2004.

 

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

 

Деятельность – активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Индивид – биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидами мы рождаемся) и понятие.

Индивидуальность сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.

Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из которых, человек объясняет как свое поведение и ответственность, так и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Мотив это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Направленность – система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Потребность необходимость личности в способах и условиях своего существования. Потребности могут быть: биологическими (в пище, сне, защите от холода и жары и т.д.), культурными (формируются на основе естественных: на основе естественной потребности в еде – потребность во вкусных, специально приготовленных блюдах и эстетической сервировке; на основе потребности в одежде – потребность одеваться удобно и современно); духовными (чтение, просмотр фильмов, спектаклей, музыка), материальными (пища, одежда, жилище, предметы быта и др.), социальными.

Психологическая защита регулятивная система, которую личность использует для снятия психологического дискомфорта, переживаний, которые угрожают Я-образу, и сохраняют его на желаемом и возможном для определенных условий уровне.

Рефлексия – способность человека осуществлять самонаблюдение, самопознание, самоанализ, выяснение оценки личностных особенностей со стороны других людей, а также критическое оценивание собственных действий, достижений, ресурсов, личностных качеств, результатом чего является их коррекция.

Самооценка оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей.

Способности – индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успех деятельности и легкость овладения ею.

Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Поясните взаимосвязь и соотношение между понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Согласны ли вы с утверждением: «Каждая личность является индивидом, но не каждый индивид – личность»?

3. Как вы понимаете выражение: «Личность неповторима в своей индивидуальности»?

4. Какие в современной психологии существуют подходы к тому, что представляет собой внутренняя структура личности?

5. Какие составляющие в структуре личности выделяет А.В. Петровский?

6. Какие подструктуры в психологической структуре личности выделяет К.К. Платонов? Как они формируются?

7. Что является источником и движущими силами развития личности?

8. Что является ведущим компонентом структуры личности? Каковы ее основные проявления?

9. Назовите основные проявления направленности личности. Какие виды направленности выделяют в зависимости от того, какие мотивы в деятельности и поведении личности играют доминирующую роль? Охарактеризуйте их.

10. Что понимают под мотивами поведения? Какие основные мотивы в поведении и деятельности человека вам известны?

11. Какие психические явления связывает закон П.Йеркса – Дж. Доджсона?

12. Приведите примеры ситуаций, в которых актуализируются мотивы достижения успеха и избегания неудач.

13. Перечислите внешние и внутренние мотивы, возникающие в учебной деятельности.

14. Что является источником активности живого существа?

15. Какие потребности присущи личности? Сформулируйте свое понимание базовых потребностей.

16. Какие принципы мотивации человека были раскрыты в теории иерархии потребностей А. Маслоу? Какие уровни включает в себя «пирамида» А. Маслоу?

17. Согласны ли вы с мыслью И.С. Тургенева: «Достоин жалости тот, кто живет без идеалов».

18. В чем заключается активность человеческой личности? Чем она отличается от активности животных?

19. Назовите и охарактеризуйте основные виды деятельности человека. Какова их роль в развитии личности?

20. Какова роль рефлексии в деятельности человека?

21. Что такое уровень стремлений? Какое соотношение уровня стремлений и возможностей необходимо для обеспечения лучшего развития и формирования личности?

22. Как взаимосвязаны самооценка личности и уровень ее стремлений? Какие виды психологического воздействия способствуют повышению самооценки?

23. Что вызывает у человека такое психическое состояние, как фрустрация? Каковы ее непосредственные психологические последствия?

24. Что такое психологическая защита? В каких ситуациях вступают в действие защитные механизмы психики?

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Задание 1. Разработайте несколько рекомендаций по развитию познавательной мотивации учебной деятельности.

 

Задание 2. Разработайте несколько рекомендаций по повышению трудовой мотивации.

 

Задание 3. Определите, на актуализацию каких потребностей и мотивов ориентированы следующие воздействия:

а) Если Вы хотите хорошо провести вечер, посетите наше кафе.

б) Если ты сейчас уйдешь, то больше никогда не увидишь меня.

в) Если Вы не прекратите разговаривать со мной в таком тоне, я вынужден буду просить Вас покинуть мой кабинет!

г) Расскажи Деду Морозу стихотворение про елочку, тогда он даст тебе подарок.

д) Чтобы ваши питомцы росли здоровыми и полными сил, добавляйте им в корм специальные витамины.

е) Если хочешь сегодня выглядеть «на все сто», пойдем к моему знакомому парикмахеру.

ж) Прибавь, пожалуйста, звук, а то мы не услышим новости.

з) Примерьте, пожалуйста, это платье! Оно так соответствует Вашему имиджу!

и) Не забудь погулять с собакой, иначе она будет выть всю ночь.

к) Немедленно ложись спать, иначе утром проспишь!

 

Задание 4. Определите, в каких приведенных ниже случаях поведение является деятельностью, а в каких – нет:

а) Ребенок строит домик из кубиков.

б) Пожилые люди прогуливаются на свежем воздухе.

в) Человек грызет ногти в состоянии задумчивости.

г) Студент пропускает утренние занятия, так как ему не хочется рано вставать.

д) Школьник рисует каракули на страницах учебника.

е) Продавец обвешивает покупателей.

ж) Человек разговаривает во сне.

 

Задание 5. Проанализируйте хорошо знакомые вам виды деятельности (игровую, учебную и трудовую), выделив в них мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия и операции.

 

Задание 6. В следующих ситуациях выделите структурные компоненты деятельности (мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия, операции):

а) Желая хорошо выглядеть на свадьбе своей подруги, девушка с усердием шьет себе модное красивое платье по снятой ею из журнала выкройке.

б) Чтобы порадовать и удивить своих гостей, хозяйка изучает кулинарные книги и обзванивает знакомых в поисках «экзотических» рецептов.

в) Собираясь в дальнюю поездку, автолюбитель проверяет состояние своей машины, заливает полный бак бензином, обновляет масло, подкачивает колеса, приобретает минимум запчастей.

г) Желая получить достойную отметку на семинаре, студент идет в библиотеку, терпеливо конспектирует научную статью, ищет ответы на вопросы преподавателя.

 

Задание 7. Придумайте и опишите конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируется самосознание.

 

Задание 8. Опишите жизненные ситуации, в которых происходит актуализация различных типов самооценки: адекватной, неадекватно завышенной и неадекватно заниженной.

 

Задание 9. Разработайте несколько психологических рекомендаций по взаимодействию с людьми, имеющими разный тип самооценки.

 

Задание 10. Опишите несколько жизненных ситуаций, в которых происходит актуализация механизмов психологической защиты. Определите, какие механизмы психологической защиты в них проявляются.

 

Задание 11. Какие механизмы психологической защиты действуют в следующих ситуациях:

а) После развода у Маргариты возникли серьезные финансовые трудности. Она сменила дорогие наряды на одежду спортивного стиля, стала ходить на работу пешком (раньше ее подвозил муж или же она брала такси). Коллег и знакомых она уверяла, что такая одежда удобна, а благодаря пешим прогулкам она получает всю необходимую физическую нагрузку и совершенно не нуждается в диете.

б) Антон Сидоренко часто приходит домой «навеселе». По этому поводу в семье нередки ссоры. Тем не менее, когда его жена ушла в магазин, забыв взять с собой кошелек, и была вынуждена вернуться, Антон заявил: «Пить надо меньше, тогда и забывать не будешь».

в) Сергей не закончил домашнюю работу по биологии. Чтобы не позориться перед классом, он притворился, что у него болит голова, и опустил ее на парту.

г) Иван не сдал экзамен по математике и объясняет это тем, что математика – очень сложный предмет.

д) Андрей последнее время пристрастился к выпивке, но не считает себя алкоголиком.

е) Игорь не признается самому себе, что он не удовлетворен своей должностью, и ему кажется, что все недовольны его работой.

 

Задание 12. Напишите перечень личностных свойств и распределите их по группам в соответствии с психологической структурой личности: познавательная сфера, потребностно-мотивационная сфера, эмоциональная сфера, волевая сфера, способности, характер, самосознание.

 

Задание 13. Составьте психологический портрет хорошо знакомого вам человека. Перечислите основные личностные черты, которыми он обладает. Как можно взаимодействовать с данным человеком, учитывая особенности его личности.

 

Задание 14. Определите свои личностные, профессиональные и социально-психологические ориентации и предпочтения с помощью экспресс-диагностики социальных ценностей личности.

 

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

(по Н.П. Фетискину)

Инструкция. Ниже предлагается 16 ценностей. Оцените для себя значимость каждой из них в баллах по шкале: 10 (неважно), 20, 30, 40 …100 (очень важно):

1. Интересная работа, приносящая удовлетворение.

2. Высокооплачиваемая работа.

3. Удачная женитьба или замужество.

4. Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.

5. Участие в общественной деятельности.

6. Ваше вероисповедание.

7. Спортивные упражнения.

8. Интеллектуальное развитие.

9. Карьера.

10. Красивые машины, дом, одежда и т.д.

11. Время в кругу семьи.

12. Несколько близких друзей.

13. Работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.

14. Медитация, размышления, молитвы и т.п.

15. Здоровая сбалансированная диета.

16. Чтение учебной литературы, просмотр образовательных программ, самосовершенствование и т.д.

Обработка и анализ результатов

Распределите баллы в соответствии с табл. 5.1. цифры в разделах – номера соответствующих ценностей.

Чем больше суммарная сумма баллов в каждом разделе, тем большую значимость составляет для Вас этот вид ценностей. Важно также, чем ближе одно к другому значения во всех восьми разделах, тем более разносторонни вы как человек.

Таб.5.1. Оценка значимости социальных ценностей личности

Профессиональ- ные Финансовые Семейные Социальные Общественные Духовные Физические Интеллектуаль- ные
               
               
Всего баллов: Всего баллов: Всего баллов: Всего баллов: Всего баллов: Всего баллов: Всего баллов: Всего баллов:

Задание 15. Пройдите тест и определите уровень своей самооценки.

Тест «Уровень самооценки»

Инструкция: продумайте предлагаемые ниже утверждения, указав по 4-х балльной системе своё отношение к ним. При этом баллы должны означать следующее:

Я думаю об этом: очень часто – 4 балла;

часто – 3 балла;

иногда – 2 балла;

редко – 1 балл;

никогда – 0 баллов.

Вопросы

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за учебу.

3. Меня волнует мое будущее.

4. Многие люди ненавидят меня.

5. Я менее инициативен, чем другие.

6. Меня волнует мое психическое состояние.

7. Я боюсь показаться невежей.

8. Внешность других намного привлекательнее, чем моя.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто делаю ошибки.

11. Жаль, что я не умею говорить с людьми так, как нужно.

12. Жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Я хотел бы, чтобы другие люди чаще одобряли мои действия.

14. Я чересчур скромен.

15. Моя жизнь напрасна.

16. Многие люди неверно думают обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня слишком многого.

19. Люди не очень интересуются моими достижениями.

20. Я немного стеснителен.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

26. Я чувствую себя скованным.

27. Я уверен, что люди почти всё принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждёт от меня группа.

 

Интерпретация результата:

0 − 35 баллов – высокий уровень самооценки – означает, что человек, как правило, не отягощён комплексом неполноценности, он правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

36 − 45 баллов – средний уровень самооценки – свидетельствует о том, что человек редко страдает от комплекса неполноценности и лишь время от времени старается подладиться под мнение других.

46 − 120 баллов – низкий уровень самооценки – сигнализирует о том, что человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается считаться всегда с мнением других и часто страдает от комплекса неполноценности.


Задание 16. Определение способности к самосовершенствованию

(по методике М.П. Лукашевича)

 

Инструкция: при ответах на вопрос необходимо выбрать только один вариант ответа.

№   Вопросы Варианты ответов
нет частично да
         
  Знаете ли Вы что-либо о принципах, методах, правилах самообразования, самовоспитания, саморазвития личности?      
  Обладаете ли Вы серьезным стремлением к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию своих качеств, способностей?      
  Отмечают ли друзья и знакомые Ваши успехи в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии?      
  Стремитесь ли Вы глубже узнать самого себя, свои творческие способности?      
  Имеете ли Вы свой идеал и побуждает ли он Вас к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию?      
  Часто ли Вы задумываетесь о причинах своих промахов и неудач?      
  Способны ли Вы к самостоятельному и быстрому овладению новыми видами деятельности, например к изучению иностранного языка самостоятельно?      
  Способные ли Вы продолжать решать трудную задачу, если первые 2 часа не дали ожидаемого результата?      
  Ведете ли Вы дневник, где планируете свою жизнь (на год, на ближайшие месяцы, неделю, день) и анализируете, что не удалось из запланированного выполнить и почему?      
  Считают ли Вас Ваши друзья человеком способным к преодолению трудностей?      
  Знаете ли Вы свои сильные и слабые качества?      
  Волнует ли Вас Ваше будущее?      
  Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Вас уважали ближайшие друзья и родители?      
  Способны ли Вы управлять собой?      
  Способны ли Вы сдерживать себя в конфликтной ситуации?      
         
  Стремитесь ли Вы воспитать в себе силу воли или другие качества?      
  Добиваетесь ли Вы того, чтобы к вашеймысли прислушались?      
  Считаете ли Вы себя целенаправленным человеком?      
  Считают ли Вас родители человеком, способным к самообразованию, саморазвитию?      
  Считают ли Вас учителя человеком, способным к самообразованию, саморазвитию?      
  Считают ли Вас друзья человеком, способным к самообразованию, саморазвитию?      

 

Обработка и интерпретация результатов теста. Обработайте полученные результаты. Подсчитайте суммарное число полученных баллов, учитывая то, что " нет" – 1 балл, " частично" – 2 балла, " да" – 3 балла. Вы можете определить уровень Вашей способности к самосовершенствованию на основе суммарного количества набранных Вами баллов.

 

Ключ к обработке результатов определения способности к самосовершенствованию

Суммарное число баллов Уровень способности к самосовершенствованию
21− 28 1-й – очень низкий
29− 32 2-й – низкий
33− 36 3-й – ниже среднего
37− 40 4-й – чуть ниже среднего
41− 44 5-й – средний
45− 48 6-й – чуть выше среднего
49− 52 7-й – выше среднего
53− 56 8-й – высокий
57− 63 9-й – очень высокий

 

 

Задание 17. Оценка уровня способности к самоуправлению

(По методике В.И. Андреева, М.П. Лукашевича)

 

Инструкция. Внимательно ознакомьтесь с содержанием вопроса и выберите, пожалуйста, один из предложенных вариантов ответа: 1, 2 или 3.

 

Тестовый материал:

 

1.1. Причины своих неудач я вижу в том, что недостаточно правильно оцениваю свои способности и возможности (1 – очень часто, 2 – часто, 3 – редко).

1.2. Я испытываю потребность, используя тестовые и другие методики, более глубоко познать себе, свои творческие, профессиональные, управленческие способности, а также другие личностные качества (1 – очень редко, 2 – периодически, 3 – довольно часто).

1.3. Я думаю, что неплохо разбираюсь в людях, не хуже тех, кто имеет психологическое образование (1 – думаю, что нет, 2 – когда как, 3 – так).

1.4. Мое обращение и мои поступки часто бывают непредсказуемы даже для меня самого (1 – так, 2 – когда как, 3 – нет).

2.1. Я знаю, чего хочу и как этого можно добиться в ближайшие два-три года (1 – мои планы и желания часто меняются, 2 – мои планы и желания вряд ли кардинально изменятся, 3 – я точно знаю, чего хочу и как этого достичь).

2.2. Мои друзья считают меня человеком целеустремленным (1 – нет, 2 – некоторые, 3 – да).

2.3. Для меня характерны настойчивость и упорство в достижении цели

(1 – скорее, нет, 2 – когда как, 3 – да).

2.4. Мои суждения и мнения часто не совпадают с мнением коллектива

(1 – редко, 2 – периодически, 3 – часто).

3.1. Для меня характерны усидчивость и высокая работоспособность (1 – скорее нет, 2 – когда как, 3 – да).

3.2. Я тщательно планирую свои дела на день, неделю, месяц, год (1 – нет, 2 – когда как, 3 – да).

3.3. Друзья считают меня достаточно ответственным человеком (1 – скорее нет, 2 – некоторые, 3 – да).

3.4. Я стараюсь рационально и с пользой для дела распределять свое время (1 – мне это не удается, 2 – удается иногда, 3 – чаще всего удается).

4.1. Друзья считают меня человеком решительным и энергичным (1 – скорее нет, 2 – некоторые, 3 – да).

4.2. Мне нравятся люди деловые и рациональные (1 – скорее, нет, 2 – когда как, 3 – так).

4.3. Мне кажется, что я человек одержимый (1 – нет, 2 – иногда так, 3 – да).

4.4. Кажется, все, что я планирую, в основном выполняю (1 – чаще всего нет, 2 – когда как, 3 – да).

5.1. Друзья считают меня человеком самостоятельным и независимым (1 – думаю, что нет, 2 – некоторые, 3 – так).

5.2. Многие дела в нашем коллективе делаются по моей инициативе (1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – очень часто).

5.3. Я придерживаюсь точки зрения, что инициатива наказуема, то есть если ты что-то предложишь, то тебе же это поручат сделать. Поэтому со своими идеями лучше не " высовываться" (1 – думаю, что это так, 2 – когда как, 3 – нет).

5.4. Мои коллеги по работе считают меня человеком ответственным и обязательным (1 – думаю, что нет, 2 – кто как, 3 – да).

6.1. Все, что я делаю, я предпочитаю делать не спеша, аккуратно и качественно (1 – не всегда, 2 – когда как, 3 – это для меня характерно).

6.2. Друзья считают мине человеком дисциплинированным и точным (1 – думаю, что нет, 2 – некоторые, 3 − да).

6.3. Мне часто не хватает самокритичности (1 – да, 2 – иногда, 3 – нет).

6.4. Мне нравится работа, которая требует скрупулезности и точности выполнения (1 – да, 2 – когда как, 3 – я способен и на такую роботу).

7.1. Мне кажется, что при оценке себя: 1 – я чаще всего недооцениваю свои способности; 2 – я чаще всего переоцениваю свои способности; 3 – я оцениваю свои способности довольно правильно и объективно.

7.2. Я часто ловлю себя на мысли, что выполняю работу, которая для меня: 1 – не совсем интересна по своему характеру; 2 – доставляет много трудности; 3 – интересная и творческая.

7.3. Мои педагоги считали (считают), что я учился: 1 – значительно ниже своих способностей; 2 – немного ниже своих способностей; 3 – в соответствии со своими способностями.

7.4. Я думаю, что в жизни я добился бы значительно более, если бы: 1 – ставил и решал больше сложные задачи; 2 – проявлял больше энергии и силы воли; 3 – не мешало стечение обстоятельств.

8.1. Мои друзья и близкие считают, что я человек с развитым самовнушением (1 – да, 2 – точно не знаю, 3 – нет).

8.2. В случае конфликта или стрессовой ситуации мне удается отвлечься от неприятностей (1 – далеко не сразу, 2 – когда как, 3 – сравнительно быстро).

8.3. Мое расположение духа изменяется (1 – резко и часто, 2 – смотря по обстоятельствам, 3 – не часто).

8.4. Приступая к новому виду деятельности: 1 – я медленно вхожу в работу; 2 – я каждый раз по-разному вхожу в работу; 3 –я сравнительно быстро вхожу в курс дел.

9.1. Я овладеваю новыми видами деятельности (1 – сравнительно медленно, 2 – когда как, 3 – сравнительно быстро).

9.2. Выполняя работу, я стараюсь: 1 – сделать ее как можно быстрее; 2 – сделать ее как можно качественнее; 3 – усовершенствовать способы и методы ее выполнения.

9.3. Что я думаю относительно самообразования и саморазвития: 1 – это для меня трудная проблема; 2 – это трудная проблема, но ее можно решить и я пытаюсь это сделать; 3 – этой проблеме я постоянно уделяю много внимания.

9.4. Читая литературу, я отдаю преимущества: 1 –художественной литературе; 2 – специальной литературе; 3 – стараюсь разнообразить ее список.

Обработка и интерпретация результатов теста.

Номер избранного варианта представляет собой соответствующее количество набранных баллов. Подсчитайте набранные вами баллы и определите по соответствующей сумме баллов уровень ваших способностей к самоуправлению по приведенной ниже таблице. Наибольшей сумме баллов соответствуют наиболее развитые типы способностей, которые и определяют ваши ведущие (главные) способности к самоуправлению и соответственно их тип. Определите тип способностей, для этого подсчитайте в следующем порядке:

 

Оценка уровня способностей Тип способностей личности к самости
к самопознанию (1.1+ 1.2+ 1.3+ 1.4)= самопознающийся
к самоопределению (2.1+ 2.2+ 2, 3+ 2.4)= самоопределяющийся
к самоорганизации (3.1+ 3, 2+ 3.3+ 3.4)= самоорганизующийся
к самореализации (4.1+4.2+ 4.3+ 4.4)= самореализующийся
к самодеятельности (5.1+ 5.2+ 5.3+ 5.4)= самодеятельный
к самоконтролю (6.1+ 6.2+ 6.3+ 6.4)= самоконтролируемый
к самооценке (7.1+ 7.2+ 7.3+ 7.4)= самокритичный
к самовнушению (8.1+ 8.2+ 8.3+ 8.4)= самовнушаемый
к саморазвитию (9.1+ 9.2+ 9.3+ 9.4)= саморазвивающийся
к самоуправлению = сумма всех названных выше показателей проявлений «самостей» самоуправляемый

 

Оценка результатов уровня способностей к самоуправлению

 

Номер варианта Характеристика уровня Сумма баллов
  Очень низкий 36− 44
  Низкий 45− 52
  Ниже среднего 53− 60
  Чуть ниже среднего 61− 68
  Средний 69− 76
  Чуть выше среднего 77− 84
  Выше среднего 85− 92
  Высокий 93− 100
  Очень высокий 101− 108

 


Задание 18. Пройдите тест и диагностируйте наличие у себя мотивации на успех или боязнь неудачи.

Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана)

Инструкция. Отвечая на приведенные ниже вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативности.

4. При необходимости выполнения ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо заниженно легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени результативность деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Ключ к опроснику

Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

Ответ «НЕТ>: 4, 5. 7, 9, 13, 15, 17.

 

Обработка результатов и критерии оценки

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от I до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

 

Задание 19. Пройдите тест, который поможет определить характерные для Вас особенности психологической защиты.

 

Опросник КеллерманаПлутчикаКонте (LIFE STYLE INDEX)

Цель: изучение особенностей психологической защиты.

Инструкция. Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях и, если они имеют к Вам отношение, отметьте соответствующие номера знаком «+».

1. Со мной очень легко договориться.

2. Я сплю больше, чем другие мои знакомые.

3. Я всегда нахожу человека, на которого хочу походить.

4. Если меня лечат, я стараюсь узнать, почему мне это все делают.

5. Если я чего-нибудь захочу, не могу дождаться, пока не получу.

6. Я часто краснею.

7. Одно из самых больших моих достоинств – сдержанность.

8. Иногда у меня появляется побуждение пробить стену кулаком.

9. Я несдержанный.

10. Если меня кто-нибудь затянет в толпу людей, я готов его убить.

11. Я редко запоминаю свои сны.

12. Меня злят люди, которые командуют другими.

13. Мне часто бывает плохо.

14. Я – высоконравственный человек, каких мало.

15. Чем больше приобретаю имущества, тем счастливее себя чувствую.

16. Я всегда нахожусь в центре своих мечтаний.

17. Мне делается неловко даже от мысли, что члены моей семьи ходили бы голыми.

18. Люди уже мне говорили, что я часто хвастаюсь.

19. Если меня кто-нибудь отвергает, у меня иногда даже возникает желание покончить с жизнью.

20. Люди мною часто любуются.

21. Я иногда бывал так ожесточен, что даже ломал вещи.

22. Меня очень раздражают люди, сочиняющие всякие сплетни.

23. Я всегда вижу лучшую сторону жизни.

24. Я хочу и все время стараюсь с помощью физзарядки изменить свой внешний облик.

25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила бы окружающий мир.

26. Я не суеверен.

27. Мне уже говорили, что я бываю слишком импульсивным.

28. Меню раздражают люди, которые рисуются перед другими.

29. Ненавижу недружелюбных людей.

30. Я очень стараюсь никого не обидеть.

31. Я из тех людей, кто никогда не плачет.

32. Я очень много курю.

33. Мне очень трудно расстаться с тем, что мне принадлежит.

34. Я плохо запоминаю лица.

35. Я много занимаюсь онанизмом.

36. Я с трудом запоминаю фамилии.

37. Если мне кто-то мешает, я ему ничего не говорю, а сразу же жалуюсь кому-нибудь.

38. Люблю выслушивать различные мнения по обсуждаемому вопросу, даже если знаю, как его надо решать.

39. Мне никогда люди не надоедают.

40. Я не могу спокойно усидеть на месте.

41. Я мало что помню из своего детства.

42. Я долго не замечаю отрицательные стороны своих знакомых.

43. Прежде чем сердиться, надо все хорошо обдумать.

44. Обо мне говорят, что я доверчив.

45. Мне неприятны люди, которые одним прыжком достигают своей цели.

46. Неприятные мысли я стараюсь выбросить из головы.

47. Я никогда не теряю оптимизма.

48. Перед путешествием я обдумываю каждую мелочь.

49. Иногда я сам понимаю, что сержусь на кого-то больше, чем следовало бы.

50. Если дела идут не так, как мне хочется, я иногда становлюсь угрюмым.

51. Во время спора я люблю указывать другим на ошибки в их рассуждениях.

52. Если мне бросают вызов, у меня появляется сильное желание его принять.

53. Неприятные фильмы меня бесят.

54. Я раздражаюсь, если на меня не обращают внимания.

55. Люди говорят про меня, что я не эмоционален.

56. Приняв какое-то решение, я и потом продолжаю обдумывать его.

57. Если кто-нибудь говорит, что моих способностей недостаточно для выполнения чего-либо, то я обязательно постараюсь сделать это.

58. Когда я вожу автомобиль, мне иногда хочется разбить другую машину.

59. Многие люди меня раздражают потому, что они эгоисты.

60. Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой какую-то работу.

61. Я брезгую некоторыми пищевыми продуктами.

62. Я иногда грызу ногти.

63. Говорят, что я склонен обходить острые вопросы.

64. Я любитель выпить.

65. Я возмущаюсь, когда слышу вульгарные шутки.

66. Мне иногда снятся вещи, вызывающие неприязнь.

67. Карьеристы меня раздражают.

68. Я много вру.

69. Я брезгую порнографией.

70. Из-за своего характера я имел неприятности по работе.

71. Больше всего я ненавижу несчастных людей.

72. Разочарование в чем-либо приводит меня в плохое настроение.

73. Если я слышу или читаю о какой-нибудь трагедии, это не меняет моего настроения.

74. Прикосновение к чему-то слизистому вызывает у меня отвращение.

75. Когда я в приподнятом настроении, то начинаю вести себя как ребенок.

76. Я все-таки много спорю с людьми.

77. Я никогда не испытываю неприятных ощущений на похоронах от того, что нахожусь в одном помещении с покойником.

78. Не люблю людей, которые стараются быть в центре внимания.

79. Многие люди меня раздражают.

80. Мыться не в своей ванне для меня настоящее мучение.

81. Мне неловко произносить нецензурные слова.

82. Я раздражаюсь, когда чувствую, что нельзя доверять людям.

83. Мне нужно, чтобы обо мне говорили, что я сексуально привлекателен.

84. Что бы я ни начинал, я никогда не заканчиваю начатого дела.

85. Я стараюсь одеваться так, чтобы выглядеть более привлекательно.

86. Я придерживаюсь более строгих моральных принципов, чем мои знакомые.

87. В споре мои аргументы, как правило, бывают более логичными, чем у других.

88. Люди безнравственные мне неприятны.

89. Когда кто-то меня толкает, я способен взбеситься.

90. Я часто влюбляюсь.

91. Говорят, что я человек объективный.

92. Вид крови не вызывает у меня никакого волнения.

 

Обработка результатов. Восемь эго-защитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, числовые значения которых выводятся из числа позитивных ответов на определенные утверждения, поделенных на число утверждений в каждой шкале. Напряженность психологической защиты подсчитывается по формуле (число «+» / n – число утверждений) х 100 %.

Опросник содержит 8 шкал:

n=10 Реактивные образования (гиперкомпенсация): 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86.

n = 11 Отрицание реальности (запрет): 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90.

n=10 Замещение: 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89.

n=17 Регрессия: 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84

n = 10 Компенсация: 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85.

n= 12 Проекция: 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 82, 88.

n=10 Вытеснение: 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92.

n= 12 Рационализация: 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91.

 

Задание 20. Выполните психологические тренинговые упражнения.

1. Упражнение на адекватность самооценки по типу «Ранжирование» – «Психологический рост».

Ведущий: “Закройте глаза. Сейчас, с закрытыми глазами, встаньте по росту − от самого маленького до самого высокого. Слева – направо. Запрещается переговариваться”.

Анализ: Кто угадал свой рост? Кто занизил или завысил свой рост? Почему?

2. Упражнение на развитие рефлексии «Моя личная гора».

А. Прочитайте текст.

Группа туристов с интересом подходит к подножию горы и начинает подъем вверх.

− Ох и крута! – с восторгом говорит один.

− Да и круче видели! – пренебрежительно отвечает другой.

− О чем вы, не понимаю. Тропа широкая, удобная. Все бы горы такие пологие были, по ней так легко и интересно шагать! – возбужденно рассуждает третий.

− А какая она разнообразная и необычная. Травка-муравка, березки, сосенки. Мне нравятся такие горочки… – радостно произносит вслух четвертый турист.

− Нечем тут восхищаться, все здесь стандартно, обычно и примитивно. Растительность так себе. Скучно даже. – слышим мнение разочарованного туриста.

− Вот, вот… Когда подходили к подножью, мне тоже показалось место удивительным и необычным. А сейчас, побыв на горе, просто разочарование и все. Камня за травой даже не видно. Хочется быстрей уйти от этого уныния и серости. – раздраженно вторит соратник по туризму.

− Нет, друзья, не соглашусь. Когда только подходили, никакой изюминки и в помине не было. Зато оглянитесь сейчас! Таинственность и величие, сила и красота царят здесь везде! − воодушевленно произносит седьмой.

− Соглашусь. Не хочется уходить от сюда, здесь как дома – легко и комфортно. – умиротворенно рассуждает еще один турист.

 

Б. Представьте себе, что эта гора – Вы. Туристы прислушивались к себе, а судили о Вас. Каждый из них взаимодействуя с Вами, примерял к себе, то, что видел, чувствовал, анализировал. Попробуйте охарактеризовать себя с точки зрения того, как воспринимают Вас близкие (значимые для Вас) люди. Запишите, что они, по Вашему мнению, говорят о Вас.

В. Другие люди могут ошибаться, приписывая Вам определенные качества и свойства. Заглянуть в глубину, в самую суть себя, можете только Вы и никто больше. Попробуйте ответить себе на вопросы. Какая Ваша гора? Каковы ее размеры и ландшафт? Что демонстрируете Вы миру? Что является опорой, остовом, основой? Что содержат Ваши недра? Все ли ископаемые известны Вам? Насколько используете то, что уже обнаружено Вами? Насколько глубоко Вам удалось заглянуть? Запишите результаты самоанализа.

3. Упражнение на рефлексию, построенное по принципу незаконченного предложения.

 

А. Закончите предложения по поводу учебного занятия:

Варианты:

" На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…";

" На этом занятии меня порадовало…";

" Я похвалил бы себя…";

" Особенно мне понравилось…";

" После занятия мне захотелось…";

" Я мечтаю о …";

" Сегодня мне удалось…";

" Я сумел…";

" Было интересно…";

" Было трудно…";

" Я понял, что…";

" Теперь я могу…";

" Я почувствовал, что…";

" Я научился…";

" Меня удивило…" и т.п.

 

Б. Протестируйте свою деятельность на занятии. Постарайтесь обосновать свой ответ.

1. На занятии я работал (активно/пассивно).

2. Своей работой на занятии я (доволен/недоволен).

3. Занятие мне показалось (длинным/коротким; полезным/бесполезным).

4. За занятие я (устал/не устал).

5. Мое настроение (стало лучше/хуже).

6. Информация занятия мне (понятна/непонятна; интересна/скучна).

 

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

 

1. Природная предрасположенность к выполнению какой-либо деятельности:

а) волевой характер;

б) талант;

в) гениальность;

г) задатки;

д) способности.

2. Врожденное качество, обеспечивающее успешность выполнения определённой деятельности:

а) способности;

б) одарённость;

в) талант;

г) задатки;

д) гениальность.

3.Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения деятельности и лёгкости её освоения:

а) способности;

б) одарённость;

в) талант;

г) задатки;

д) гениальность.

4. Высший уровень развития способностей, обеспечивающий потребность в творчестве и высокопродуктивной деятельности:

а) способности;

б) одарённость;

в) талант;

г) задатки;

д) гениальность.

5. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, позволяющие успешно овладевать той или иной деятельностью:

а) способности;

б) одарённость;

в) талант;

г) задатки;

д) гениальность.

6. Побудитель к деятельности, связанный с удовлетворением определенной потребности, − это:

а) интерес;

б) мотив;

в) целеустремленность;

г) решительность;

д) потребность.

7. Основная причина активности человека, связанная с состоянием нужды и зависимости от конкретных условий существования, − это:

а) потребность;

б) интерес;

в) социализация;

г) интуиция;

д) конформизм.

8. Действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью:

а) привычка;

б) поступок;

в) навык;

г) умение;

д) трудолюбие.

9. Черта характера личности, ведущим мотивом деятельности которой является стремление к достижению первенства, славы, почётному положению в сфере общественной жизни:

а) честолюбие;

б) решительность;

в) одержимость;

г) импульсивность;

д) самоуверенность;

е) эгоизм.

10. Наиболее важными для человека по Маслоу являются потребности:

а) биологические;

б ) самоактуализации;

в) познавательные;

г) социальные;

д) естественные.

11. Способ психологической защиты, результатом которого является стирание негативной информации, – это:

а) рационализация;

б) вытеснение;

в) проекция;

г) идентификация.

12. Способ психологической защиты, результатом которого является снижение ценности недосягаемого, – это:

а) рационализация;

б) вытеснение;

в) проекция;

г) идентификация.

13. Способ психологической защиты, результатом которого является неосознанное приписывание другому человеку своих негативных желаний, – это:

а) рационализация;

б) вытеснение;

в) проекция;

г) идентификация.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.