Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовая и специализированные политики безопасности.






=1=

Успехом обеспечения сохранности и защиты информации на предприятии зависит, прежде всего, от разработанных политик безопасности на предприятии. Политика информационной безопасности организации -совокупность руководящих принципов, правил, процедур и практических приёмов в области безопасности, которые регулируют управление, защиту и распределение ценной информации.

Рассмотрим административный уровень информационной безопасности предприятия, то есть меры, предпринимаемые руководством организации. В основе всех мероприятий административного уровня лежит документ, часто называемый политикой информационной безопасности предприятия. Под политикой информационной безопасности понимается совокупность документированных управленческих решений и разработанных превентивных мер, направленных на защиту информационных ресурсов.

Разработка политики информационной безопасности - вопрос отнюдь не тривиальный. От тщательности ее проработки будет зависеть действенность всех остальных уровней обеспечения информационной безопасности - процедурного и программно-технического. Сложность разработки данного документа определяется проблематичностью использования чужого опыта, поскольку политика безопасности основывается на производственных ресурсах и функциональных зависимостях данного предприятия. Кроме того, Россия как государство не имеет подобного типового документа. Наиболее близким по идее можно назвать " Доктрину информационной безопасности РФ", однако, на мой взгляд, она носит слишком общий характер.

В связи с этим для разработки политики информационной безопасности целесообразно использовать зарубежный опыт. Наиболее детально этот аспект проработан в " Общих критериях оценки безопасности информационных технологий", версия 2.0 от 22 мая 1998 г. Британского стандарта BS7799: 1995. В нем рекомендуется включать в документ, характеризующий политику информационной безопасности организации, следующие пункты:

- вводный, подтверждающий заинтересованность высшего руководства проблемами информационной безопасности;

- организационный, содержащий описание подразделений, комиссий, групп и т.д., отвечающих за работы в области информационной безопасности;

классификационный, описывающий имеющиеся на предприятии материальные и информационные ресурсы и необходимый уровень их защиты;

- штатный, характеризующий меры безопасности, применяемые к персоналу (описание должностей с точки зрения информационной безопасности, организация обучения, порядок реагирования на нарушение режима и т.д.);

- раздел, освещающий вопросы физической защиты информации;

- раздел управления, описывающий подход к управлению компьютерами и сетями передачи данных;

- раздел, описывающий правила разграничения доступа к производственной информации;

- раздел, описывающий порядок разработки и внедрения систем;

- раздел, описывающий меры, направленные на обеспечение непрерывной работы организации (доступности информации);

юридический раздел, подтверждающий соответствие политики информационной безопасности текущему законодательству. Рекомендация в качестве основы для построения политики информационной безопасности зарубежных документов может вызвать недоумение. Однако, как видно из рекомендаций стандарта BS 7799: 1995, они носят общий характер и одинаково применимы для предприятий в любой точке земного шара. Так же как правила постройки дома одинаковы для всех домов в мире и лишь корректируются действующим законодательством, строительными правилами и нормами и подобными документами. К тому же последний раздел рекомендаций содержит подтверждение соответствия политики безопасности текущему законодательству страны, на основе которого она и должна базироваться.

=2=

Начать составление политики следует с анализа рисков. Анализ рисков состоит из двух основных этапов: инвентаризация и классификация информационных ресурсов. Инвентаризация информационных ресурсов поможет в определении степени необходимой защиты, контроле защищенности, а также будет полезна в других областях, как-то охрана труда и техника безопасности, страхование, финансы. В качестве ресурсов, связанных с информационных технологий, могут выступать:

информационные ресурсы: файловые хранилища, базы данных, документация, учебные пособия, документы процедурного уровня (инструкции и т.д.);

- программные ресурсы: прикладное и системное программное обеспечение, утилиты и т.д.;

- физические ресурсы: вычислительное и коммуникационное оборудование, носители данных (ленты и диски), другое техническое оборудование (блоки питания, кондиционеры), мебель, помещения;

- сервисы: отопление, освещение, энергоснабжение, кондиционирование воздуха;

- человеческие ресурсы.

После инвентаризации производится классификация ресурсов. Ценность каждого ресурса обычно представляется как функция нескольких дискретных переменных.

Приведем пример классификации информационного ресурса. В качестве основной переменной обычно выбирают степень конфиденциальности информации со следующими значениями:

- информация, содержащая государственную тайну;

- информация, содержащую коммерческую тайну;

- конфиденциальная информация (информация, не представляющая собой коммерческой или государственной тайны, хотя огласка ее нежелательна);

- свободная информация.

Следующей переменной может быть выбрано отношение того или иного ресурса к нарушениям основных трех аспектов информационной безопасности. К примеру, база данных телефонов работников предприятия может быть оценена на 8 с точки зрения доступности, на 2 с точки зрения конфиденциальности и на 4 с точки зрения целостности.

Далее производится собственно анализ рисков. Для каждого из информационных ресурсов определяется его интегральная ценность и возможные угрозы. Каждая из угроз оценивается с точки зрения её

применимости к данному ресурсу, вероятности возникновения и возможного ущерба. На основе результатов этого анализа составляется классификационный раздел политики информационной безопасности.

В штатный раздел направлен на уменьшение риска ошибок персонала, краж, мошенничества или незаконного использования ресурсов. В дальнейшем этот раздел используется для составления должностных инструкций пользователей и руководящих документов для отделов и служб информационной безопасности. В документ желательно включить следующие разделы:

- правила проверки принимаемого на работу персонала;

- обязанности и права пользователей по отношению к информационным ресурсам;

- обучение пользователей и порядок допуска к работам с информационными ресурсами;

- права и обязанности администраторов;

- порядок реагирования на события, несущие угрозу информационной безопасности;

- порядок наложения взысканий.

В первый пункт включаются правила подачи заявлений о приеме, необходимые документы, форму резюме, рекомендаций и т.д. Кроме того, определяются необходимость, форма и порядок проведения собеседования с работниками различных категорий. Здесь же описываются различные обязательства о неразглашении.

Во втором пункте описываются обязанности пользователей по обслуживанию своего рабочего места, а также при работе с информационным ресурсами. Этот пункт тесно связан с третьим пунктом, поскольку определяет необходимые знания пользователей.

Третий пункт определяет необходимые знания для различных категорий работников, периодичность и порядок проведения инструктажа по пользованию информационными ресурсами. Необходимо четкое знание пользователями всех процедурных вопросов (идентификация в системе, смена пароля, обновление антивирусных баз, работа с пакетами программ и т.д.). Кроме того, описывается порядок подключения пользователя к информационным ресурсам (необходимые документы, согласующие лица и подразделения).

Для нормального функционирования системы администраторы информационной безопасности должны обладать достаточными правами. Отключение от сети или информационного ресурса рабочей станции, являющейся носителем вируса, - необходимость, а не нарушение технологического процесса.

=3=

Для своевременной реакции на угрозы безопасности системы следует четко определить формальные процедуры уведомления и реагирования на подобные системы. Все пользователи должны быть обязаны сообщать закрепленным лицам об инцидентах и слабых местах в системе безопасности, сбоях в работе программного и аппаратного обеспечения. Необходимо определить и довести до сведения пользователей методы фиксации симптомов сбоев оборудования.

Последний раздел содержит описание процедуры наложения взысканий за нарушения установленных на предприятии правил информационной безопасности. Карательные меры и степень ответственности необходимо закрепить документально.

В зависимости от типа предприятия меры физической защиты могут варьироваться в широком диапазоне. Исходя из анализа рисков для каждого предприятия, необходимо жестко описать типы помещений и необходимые для них меры безопасности. К мерам безопасности относятся установка решеток, замков, порядок допуска в помещения, средства электромагнитной защиты и т.д. Кроме того, необходимо установить правила использования рабочего стола и способы утилизации материалов (различных магнитных носителей, бумажных документов, агрегатов), правила выноса программного и аппаратного обеспечения за пределы организации.

Разделы управления, описывающие подходы к управлению компьютерами и сетями передачи данных и порядок разработки и внедрения систем, описывают порядок выполнения стандартных операционных процедур оперирования данными, правила ввода систем в эксплуатацию (приемка систем), аудита их работы. Кроме того, в данном разделе указывается порядок защиты предприятия от вредоносного программного обеспечения (регламент работы антивирусной системы в частности). Определяются порядок аудита работоспособности систем и резервное копирование. Описываются стандартное программное обеспечение, разрешенное к работе на предприятии. Здесь же описываются системы защиты электронной почты, системы электронной цифровой подписи и другие криптографические системы и системы аутентификации, работающие на предприятии. Это немаловажно, поскольку российское законодательство в области жестко в этом отношении.

Права доступа к системам должны быть документированы, а порядок их предоставления определен нормативными документами. Должны быть указаны должности, производящие согласование заявок на предоставление прав доступа, а также осуществляющие раздачу прав. Кроме того, в организациях с серьезными требованиями к информационной безопасности определяется порядок проверок прав доступа к системам и лица, его осуществляющие. В этом же разделе описываются правила (политика) пользовательских паролей.

Итак, политика информационной безопасности предприятия представляет собой документ, на основе которого строится система обеспечения безопасности. В свою очередь, политика строится на анализе рисков, и чем полнее будет произведен анализ, тем эффективнее будет документ. Анализу подвергаются все основные ресурсы, включая материальную базу и человеческие ресурсы. Политика безопасности строится в соответствии со спецификой предприятия и законодательной базой государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.