Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Концепция устойчивого развития России






    Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года [6, 39].

    В первой части “Концепции” отмечается, что богатства природы, ее способности поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными, что возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека, что цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды.

    Во второй части “Концепции” отмечается, что к началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Её негативное воздействие на окружающую среду, в расчете на единицу производимого продукта, существенно превышало показатели технологически передовых стран. Значительная часть основных производственных фондов устарела, а 16 процентов территории страны, где проживает более половины населения, характеризуются как экологически неблагополучные.

    В третьей части “Концепции” определены задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.

    Переход к устойчивому развитию подразумевает последовательное решение ряда принципиальных задач:

    - в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

    - добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

    - ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

    В четвертой части “Концепции” подчеркивается важность регионов в достижении устойчивого развития. Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:

    - формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально - экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

    - выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

    - осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

    - развитие сельского хозяйства на основе прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

    - реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

    В пятой части “Концепции” сформулированы критерии принятия решений и определены показатели устойчивого развития.

    В качестве лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного потребления энергии и других ресурсов, а также количества отходов на душу населения или единицу валового внутреннего продукта.

    В состав параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе показателей обязательно должны быть показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения.

    В шестой части “Концепции” определяется место России в мировом сообществе в период перехода к устойчивому развитию.

    Усилия России в области охраны окружающей среды должны быть сконцентрированы по следующим основным направлениям:

    - сохранение биоразнообразия;

    - защита озонового слоя от истощения;

    - предотвращение антропогенного изменения климата;

    - охрана лесов и лесовосстановление;

    - борьба с опустыниванием;

    - развитие и совершенствование системы особо охраняемых территорий;

    - обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;

    - решение проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем – таких, как сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе.

    Седьмая часть “Концепции” определяет постепенность перехода России к устойчивому развитию. В этом переходе выделено три этапа.

    Начальный этап связан с созданием необходимых условий, обеспечивающих возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады: природа, население, человек. Главное содержание этого этапа состоит в решении острых экономических и социальных проблем при всестороннем обосновании и строгом соблюдении экологических ограничений на хозяйственную деятельность. На этом этапе разрабатываются программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса, и начинается их планомерное выполнение. Начинают проводиться комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях, подготавливается организационная основа реализации этих мер.

    Второй этап составляют основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, осуществляется экологизация процесса социально-экономического развития.

    Третий этап связан с решением проблем гармонизации взаимодействия человека с природой. Этот этап перехода к устойчивому развитию осуществляется в масштабе всего мирового сообщества. Россия будет играть здесь ключевую роль, поскольку на ее долю приходится значительная часть ненарушенных экосистем.

    Против логики намеченных мероприятий трудно возражать. Но насколько они обеспечены нормативами и правовой базой для экологического управления природопользованием? Чтобы ответить на этот вопрос приходится повторить то, что уже было отмечено выше. Состояние окружающей среды, как в России, так и в других странах, оценивается по изменению концентрации химических элементов, органических соединений и биологических тест - объектов. При этом основное внимание при измерениях уделяется контролю качества аналитических методик.

    Но комплексная эколого-экономическая оценка состояния природно-промышленных регионов требует от измерений эмерджентной характеристики состояния среды: норма, риск, кризис, бедствие.

    Без такого подхода большинство положений концепции устойчивого развития носят декларативный характер. К сожалению, такой подход к оценке состояния окружающей среды в экологической метрологии, впрочем, как и сама экологическая метрология, только формируется и не имеет достаточной нормативной и правовой базы.

    Особенностью экологической метрологии является то, что в ней термин «измерение» трактуется в эмерджентном смысле, так как в практике недостаточно измерять только физические величины. В настоящее время, как уже отмечалось во введении, выделяют четыре эмерджентных уровня природно-антропогенных нарушений: норма, риск, кризис и бедствие. В основу выделения этих уровней положено ранжирование нарушений экосистем по глубине и необратимости, т.е. по реальным имеющим физическое выражение морфологическим факторам.

    Предметом экологической метрологии являются комплексный контроль экологического состояния территории, а также выбор наиболее информативных критериев и принципы оценки состояния экосистем и их биотической, медико-демографической и эколого-гигиенической составляющих, при строгом соблюдении требований фундаментальной (научной) метрологии.

    В связи с этим, далее будут рассмотрены санитарно-экологические принципы устойчивого развития регионов (природно-промышленных территорий).

     

     

    КОТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

    1. Какие международные мероприятия были проведены по проблемам окружающей среды и концепциям устойчивого развития?

    2. Какие методы оценки состояния окружающей среды в настоящее время известны?

    3. Каковы важнейшие задачи концепции устойчивого развития окружающей среды?

    4. В чём суть концепции устойчивого развития в регионах?

    5. Какие показатели устойчивого развития могут устанавливаться?

    6. Какие энергетические уровни выделяют при антропогенном нарушений экологических систем?

    ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ
    ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    УРБАНИЗИРОВАННЫХ РЕГИОНОВ
    (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

    Создание эффективной системы эколого-гигиенической безопасности является одним из важнейших условий достижения устойчивого социально-экономического развития общества. Эта проблема особенно актуальна в начале XXI века, о чем сказано в принятой в 1996 г. концепции перехода России к устойчивому развитию (указ Президента РФ от 1.04.96г., Х9440). В условиях дестабилизации российской экономики, нарастающей деградации среды обитания, ухудшения эколого-гигиенической и медико-демографической обстановки первоочередное значение в создании методологической базы этих преобразований приобретает выработка рациональной экологической политики в регионах с напряженной медико-экологической ситуацией и недостаточно комфортными природными условиями, формирование единой системы мониторинга среды обитания и здоровья населения [10, 44, 71].

    Система эколого-гигиенической безопасности является одним из ключевых блоков национальной политики достижения санитарно-эпидемиологического благополучия на пути к устойчивому развитию общества. В соответствии с Глобальной стратегией ВОЗ по здоровью и окружающей среде (1993) ее основными ориентирами служат: создание устойчивой основы для достижения здоровья для всех категорий населения; обеспечение благоприятного качества окружающей среды, способствующего укреплению здоровья; обеспечение адекватного общественного сознания [10].






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.