Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три ветви власти






Германия

В Федера- тивной Республике Германия конституционно закреплен и реализован принцип разделения властей на исполнитель- ную, законодательную и судебную (ст. 20).

Глава государства – президент ФРГ – избирается на свой пост Федеральным собранием – особым органом, со- зываемым именно для этой цели и состоящим из всех де- путатов бундестага и такого же количества делегатов от земельных парламентов (ландтагов). Кандидат на этот пост должен быть старше 40 лет, и для избрания ему необходимо набрать 2/3 голосов Федерального собрания. Срок пребы- вания на посту президента – 5 лет, с возможностью одно- кратного переизбрания. Обычно президент занимает до своего избрания высокую должность в одной из ведущих партий, однако на время нахождения на посту президента он приостанавливает свое членство в партии, находясь вне партийной политики, тем самым объединяя политическую систему и способствуя ее стабильности.

Именно президент предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера (председателя правительства), а затем, при положительном голосовании, утверждает его на этот пост. Однако в действительности президент не вли- яет на процесс выбора канцлера, поскольку кандидатом на этот пост становится лидер победившей на парламентских выборах партии или самой крупной партии в коалиции. По- сле того как федеральный канцлер утвержден, он формиру- ет правительство из членов партии-победительницы или из коалиции, которая выбрала его на этот пост. Кандидатуры министров утверждаются федеральным президентом.

Если бундестаг не может прийти к согласию по кандида- туре канцлера (три голосования не выявляют победителя), то федеральный президент может распустить бундестаг и назначить новые выборы. Помимо того, бундестаг рас- пускается в случае, если он выразил недоверие канцлеру. Тогда назначаются новые выборы и по их результатам фор- мируется новая правящая коалиция и избирается новый канцлер.

Правом законодательной инициативы в Германии облада- ют федеральное правительство, депутаты бундестага и бун- десрат (ст. 76 Основного закона). Менять или отменять при- нятые законы может Федеральный конституционный суд.

В Германии наиболее сильным влиянием обладает за- конодательная ветвь власти (по существу, правящая коали- ция), которая выбирает федерального канцлера и опреде- ляет курс законодательного процесса. Однако устоявшаяся система демократического управления и ответственность политиков перед обществом гарантируют защиту от пере- коса в сторону законодательной власти.



Высшим орга- ном исполнительной власти в Германии является кабинет министров – федеральное правительство во главе с феде- ральным канцлером. Кандидатом на пост канцлера стано- вится лидер партии, получившей абсолютное большинство (больше 50%) по результатам выборов в бундестаг, или ли- дер самой крупной партии в коалиции, сформировавшей абсолютное большинство в бундестаге. После голосова- ния в бундестаге по кандидатуре и ее одобрения (что га- рантировано в случае согласия парламентского большин- ства в отношении этого человека) федеральный президент утверждает канцлера, и он приступает к формированию правительства.

Срок полномочий канцлера равен избирательному циклу – 4 года (если выборы не будут внеочередными). После выборов новый состав бундестага сразу опреде- ляется с кандидатурой канцлера. Им может вновь стать бывший глава правительства.

Законодательная власть в Германии представлена двухпалатным законода- тельным собранием. Нижняя палата, бундестаг, является органом, представляющим весь немецкий народ, а верхняя палата, бундесрат, – органом, представляющим земли Гер- мании на федеральном уровне.

Депутаты бундестага избираются сроком на 4 года на всенародных выборах, которые проходят по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе.

Во главе бундестага стоит председатель, который из- бирается депутатами

Верхняя палата – бундесрат – состоит из 69 представи- телей немецких земель

Выборы в нижнюю палату парламента – бундестаг – проходят по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе.



Судебная ветвь власти в Германии (как и в других демократических странах) яв- ляется независимой и неподконтрольной другим ветвям власти. Основным принципом, который определяет дея- тельность судов в Германии, является принцип правово- го государства, который гарантирует независимость судов и равенство всех граждан перед правосудием.

Судебная система Германии включает в себя три состав- ные части: обычные суды, специализированные суды и кон- ституционные суды.

В сферу юрисдикции обычных судов входят уголовные и гражданские дела.

Специализированные суды подразделяются на 5 групп, в компетенцию которых входит соответственно рассмо- трение вопросов административного права, трудового законодательства, социальной сферы, сферы финансов и налогообложения и патентного законодательства.

Монако

Ст. 6 кон- ституции гласит, что в Монако обеспечивается разделение исполнительной, законодательной и судебной властей.

Правительство возглавляет назначаемый князем сроком на 3 года государственный министр, который должен быть французским гражданином. Согласно установленной прак- тике, Франция предлагает князю на выбор три кандидатурыгосударственного министра. Государственный министр и пять советников правительственных департаментов (граж- данские служащие) подотчетны князю.

Законодательная власть осуществляется совместно кня- зем и Национальным советом, однако право законодатель- ной инициативы по-прежнему закреплено в конституции исключительно за князем (ст. 66). В то же время поправки 2002 г. предусматривают, что парламент «имеет возможность предлагать законопроекты» (ст. 67), которые должны быть рассмотрены правительством в течение 6 месяцев после по- дачи.

Вотум недоверия правительству со стороны парламента не предусмотрен. Вместе с тем князь, согласно ст. 74, может распустить Национальный совет после консультаций с Со- ветом короны.

По конституции Монако (ст. 12–16), исполнительной властью обладает князь – глава государства: он выдвигает законопроекты, представляет княжество в отношениях с другими государ- ствами, обладает правами помилования, амнистии, награж- дения и предоставления монакского гражданства.

Действующий при князе Совет короны из семи человек призван консультировать его по важнейшим вопросам вну- тренней и внешней политики. Совет состоит исключитель- но из граждан Монако. Срок полномочий членов Совета короны равен трем годам с возможностью продления.

Также существует Государственный совет, основная за- дача которого – консультирование монарха по вопросам со- вершенствования действующей законодательной базы. Чис- ло его членов и срок полномочий определяются князем.

Наконец, при князе функционирует Социальный и эко- номический совет, который был основан в 1945 г. для над- зора за социально-экономической сферой.

Глава государства назначает государственного министра, который непосредственно управляет государством и пред- ставляет князя. Государственный министр вместе с Прави- тельственным советом осуществляют разработку законопро- ектов, руководство административными и общественными службами, командование силами порядка и полицией, веде- ние внешней политики и т.д.

Пост Государственного министра по традиции занима- ет гражданин Франции, отбираемый князем из числа трех лиц, предложенных французским правительством.

Законодатель- ную власть в стране наряду с главой государства, которому принадлежит законодательная инициатива, осуществляет Национальный совет – парламент Монако. Национальный совет состоит из 24 членов, избираемых на 5 лет всеобщим голосованием граждан Монако; 16 членов Национального со- вета избираются по мажоритарной, 8 – по пропорциональ- ной системе голосования.

Судебная власть в Мона- ко действует от имени князя, который делегирует ее судеб- ным органам.

В основе судебной системы, которая состоит из судов первой инстанции, мирового и апелляционного судов, ле- жит французский кодекс законов.

Иран

Высшим государственным лицом, главой Исламской Республики Иран, является духовный лидер — Верховный лидер исламской революции — рахбар, курирующий ра- боту всех ветвей власти и избираемый Советом экспертов. Рахбар должен соответствовать определенным требованиям (ст. 109), он обладает широким кругом полномочий (перечис- лены в ст. 110)

Статья 113 конституции устанавливает, что после Вер- ховного лидера исламской революции (рахбара) высшим официальным лицом в стране является президент, действу- ющий как глава исполнительной власти

Высший законодательный орган власти — однопалат- ный парламент — меджлис, он формируется в результате прямого голосования сроком на 4 года. Согласно ст. 71 конституции, меджлис может самостоятельно инициировать законы при условии, что они не противоречат конституции и исламским принципам (ст. 72). Соответствие принимаемых меджлисом законов исламу и конституции устанавливает Наблюдательный совет (Шоурае негахван; другой вариант перевода — Совет стражей), который, согласно ст. 96 кон- ституции, сочетает фактически функции верхней палаты и конституционного контроля.

Глава судебной власти назначается рахбаром. Судебная система испытывает влияние шариата. Активно действуют суды для духовенства

Исполнительная власть Президент ответствен за вопросы национального планирования, бюджета, политику в области занятости, хотя и имеет право передавать администрирова- ние этих вопросов другим лицам своего кабинета.

Конституция (ст. 127) наделяет президента полномочиями назначать с одобрения совета министров специальных представителей для решения конкретных специфических вопросов. В слу- чае вакансии поста президента выборы на эту должность должны быть проведены в течение 50 дней. Отставку прези- дента принимает рахбар.

Кроме институтов трех ветвей власти — законодатель- ной, исполнительной, судебной — особое место в институ- циональном дизайне занимает Высший совет национальной безопасности (гл. XIII конституции, ст. 176), функционирую- щий в соответствии с конституционными поправками 1989 г. и заменивший существовавший до этого периода Совет на- циональной обороны. ВСНБ координирует деятельность всех институтов государственной власти (включая разведыватель- ных служб) в области обороны и безопасности. В его состав входят президент (возглавляет ВСНБ), два назначенных рахба- ром представителя, спикер меджлиса, глава судебной власти, представители вооруженных сил, министры (иностранных дел, внутренних дел, информации), руководитель Корпуса стражей исламской революции. Принимаемые ВСНБ реше- ния вступают в силу после их одобрения рахбаром.

 

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал