Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективная необходимость государственного регулирования экономики




 

В современном механизме макроэкономического регулирования важная роль принадлежит государству. Без его регулирующего вмешательства не может обойтись ни одна экономика, ни одна страна. В пользу необходимости экономике государства экономическая теория и ее учебники приводят целый ряд аргументов. Главный из них состоит в том, что рыночный механизм не идеален, он не в состоянии решить все проблемы экономики страны. Из подобного рода аргументов составился целый «список» негативных сторон рынка. Они обуславливают необходимость специальной деятельности государства для их смягчения или устранения. К таким негативам Э. А. Лутохина относит:

- отсутствие заинтересованности рынка в создании «общественных товаров»;

- стремление к монополизму и монопольному диктату на рынке;

- отсутствие заинтересованности рынка в сохранении невоспроизводимых ресурсов;

- отсутствие у рынка механизма защиты окружающей среды;

- стихийность установления равновесия через неравновесие и кризисы, чреватые общественными потерями результатов труда и безработицей;

- отсутствие у рынка механизма социальной справедливости, создание им углубляющегося противоречия между богатыми и бедными;

- отсутствие рыночного механизма, обеспечивающего развитие фундаментальных наук [12, с. 158].

Со своей точки зрения А. С. Головачев к недостаткам рыночной экономики относит:

- неспособность ее самостоятельно обеспечить оптимальное функционирование экономики с общественной точки зрения;

- тенденцию к угасанию конкуренции — главного двигате­ля в механизме рыночной экономики, чему способствует науч­но-технический прогресс, требуя концентрации больших объ­емов реального капитала, крупных рынков, надежных источни­ков сырья. По мере ослабления конкуренции подрывается суве­ренитет потребителя;

- неравномерное распределение денежных доходов;

- неспособность учета всех выгод и издержек, связанных с производством и потреблением услуг образования, науки и культуры, автомагистралестроения и т.д.;

- несовершенный механизм обеспечения занятости населе­ния, что приводит к проблемам безработицы и инфляции;

- полное равнодушие рыночной системы к проблемам ма­лоимущих и слабозащищенных слоев населения;

- неспособность обеспечить стратегические направления развития образования, науки, техники, технологии, так как сти­мулируется только эффективное коммерческое освоение уже имеющихся научных достижений;

- неспособность к глубоким структурным преобразовани­ям экономики;

- и, наконец, неспособность рынка обеспечить рациональные подходы к природопользованию и охране окружающей среды [5, с. 154].



В известном американском учебнике К. Р. Макконелла и С. Л. Брю, всецело посвященном рыночной экономике, подчеркнуто: «Все реально функционирующие системы – это системы «смешанные», поскольку правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на пять известных фундаментальных вопросов» [11, с. 94].

Решение проблем, прежде всего социального характера, ко­торые не в состоянии разрешить рынок, требует активного го­сударственного регулирования в части создания условий для эффективного функционирования рыночного хозяйства, опре­деления правил экономического поведения субъектов хозяй­ствования, защиты их интересов, реализации возможностей проявления наиболее эффективных сторон рыночного меха­низма и устранения его негативных последствий.

Но если государственное регулирование является объектив­ной необходимостью в условиях современной рыночной эко­номики, то для экономики переходного периода его роль неиз­меримо более высока, так как здесь имеют место и другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством действенного частной соб­ственности, развитием процессов разгосударствления и прива­тизации государственных и коммунальных предприятий, жи­лья, формированием рыночной инфраструктуры, обеспечением экономической свободы хозяйствующим субъектам и т.д. Прове­дение рыночных реформ и ответственность за их реализацию также лежат на государстве.

Все приведенные аргументы обусловливают объективную необходимость государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал