Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности государственного регулирования в различных экономических системах




Степень влияния государства и определяет во многом вид экономической системы. На данный момент различают четыре основных системы: рыночная, командно-административная, традиционная и переходная. Традиционная экономика представляет собой систему, в которой решения принимаются на основании обычаев, традиций и привычек. Традиционная экономика, что вполне естественно, в чистом виде в настоящее время не существует, но некоторые ее элементы есть в современном мире. Основной интерес представляет сравнение рыночной и командно-административной экономик.

Командная (плановая) экономика – основана на централизованных методах принятия решений и господстве государственной собственности.

Рыночная (предпринимательская) экономика – основана на децентрализованных методах принятия решений и частной собственности.

Любая реальная экономическая система содержит элементы всех трех типов, а значит, является смешанной. Но чаще всего в экономике можно выявить доминирующий тип принятия решения и назвать соответствующую экономическую систему.

Наиболее ярко разные экономические системы проявились между 1917 и 1991 гг., когда 14 стран в разных частях света отказались от рыночной экономики и перешли к строительству социалистического планового хозяйства. Но к концу 1980-х гг. этот эксперимент в большинстве стран показал негативные результаты, и начался процесс обратного перехода к рыночной экономике, которая в этот период в других странах доказала свои преимущества.

Обратный переход для ряда бывших социалистических стран оказался связан с серьезными потрясениями, а некоторые из них распались, в силу чего опыт можно изучать в 31 стране (если учесть, что в двух странах – Куба и Северная Корея обратный переход не происходил). Некоторые различия государственного регулирования в плановой и рыночной системах демонстрирует таблица 1.2, сопоставляющая механизмы исполнения в двух разных системах одних и тех же экономических функций.

 

Таблица 1.2 – Различия государственного вмешательства в плановой и рыночных системах

Экономические функции и институты План Рынок
Организация экономики Иерархическая структура административного подчинения (вертикаль власти) Сетевая структура договорных отношений, свободная конкуренция, свободный вход на рынок, борьба с монополизмом
Предприятие Производственная единица; все решения, риски и ответственность централизованы Рыночная компания; полная ответственность за решения и риски
Распределение ресурсов Через план в натуре: плановые задания, фонды, прикрепление потреби-телей к поставщикам Свободная купля-продажа
Цены Государственные твердые; двухуровневая система цен Свободные цены
Внешние связи Государственная монополия внешней торговли: сделки только через государственные внешнеторговые организации Открытая экономика, свобода внешнеэкономических сделок, регулирование через импортные и экспортные тарифы, количественные ограничения  
Окончание таблицы 1.2
Валюта Твердый официальный курс, специальные курсы для отдельных операций Свободный курс, регулирование через валютные резервы и нормативы
Собственность Государственная Частная, государственная
Трудовые отношения Принудительный труд или материальное стимулирование. Государственная система оплаты труда (норы, ставки, тарифные сетки). Патернализм: высокие формальные гарантии занятости, оплата труда, социальной защиты Рынок рабочей силы, дополняемый сетью социальной защиты по нуждаемости
Жилищно-коммунальное хозяйство Государственное; субсидированные цены на жилье и коммунальные услуги Рынок жилья; жилье частное или арендуемое; цены рыночные

Источник: [30]



В настоящий момент актуально обсуждение стран с переходной (трансформационной) экономикой. В западных странах, в международных экономических организациях, обсуждая эти проблемы, нередко страны с переходной экономикой трактуют расширительно, присовокупляя к ним и так называемые страны с развивающимися рынками. Рекомендуя те или иные меры оздоровления и оживления экономики, ставят в один ряд множество стран с несовершенными рыночными институтами, у одних – в связи с социалистическим экспериментом, у других – из-за общего низкого уровня развития.



В переходной экономике государство наряду с об­щими («традиционными») выполняет особые функ­ции. Прежде всего, рыночная трансформация предпо­лагает либерализацию экономики, т.е. предоставление экономическим субъектам большей свободы и избавле­ние их от излишней государственной опеки. Таким об­разом, государство существенно сокращает сферу свое­го влияния на экономические процессы. В то же время в период экономических реформ необходим единый центр, определяющий стратегические цели и способ­ный своей властью создать условия для обеспечения их достижения. Таким центром может выступить только государство. Поэтому важной функцией государства в переходной экономике является реализация целостной концепции реформ, в том числе и поддержка институ­циональных преобразований. Прежде всего, речь идет о создании правовой базы функционирования рыноч­ной экономики, а также об обеспечении справедливых и равных условий хозяйствования для всех экономиче­ских субъектов.

Растет роль государства как арбитра, устанавлива­ющего и контролирующего выполнение «правил ры­ночной игры», и одновременно снижается его значение как активного участника экономических процессом. Приватизация государственной собственности, продик­тованная необходимостью децентрализации источни­ков принятия экономических решений, с течением времени также существенно сокращает возможности госу­дарственного влияния на экономические процессы.

Отсюда следует, что в переходный период возраста­ет значение инструментов косвенного воздействия на экономику при сокращении элементов прямого (дирек­тивного) управления экономическими процессами. Не­редко говорят о необходимости создания «малого, но сильного государства». Это означает, что при сокраще­нии не свойственных рыночной экономике функции госуправления органы государства должны со всей от­ветственностью подойти к выполнению оставшихся.

Страны с переходной экономикой столкнулись с глубоким кризисом — трансформационным спадом. Его причинами послужили как существенные экономические диспропорции, доставшиеся в наследство от командно-административной системы, так и дисфункция хозяйственного механизма, обусловленная сочетанием элементов рыночного и го­сударственного управления в переходный период. По­этому в процессе рыночной трансформации особая роль государства заключается в принятии мер но преодоле­нию трансформационного спада. Прежде всего, это снижение гиперинфляции за счет проведения жесткой кредитно-денежной политики. Необходимо создать не­зависимый профессиональный центральный банк, ко­торый бы эффективно боролся с неконтролируемым ростом цен, а также осуществлять сбалансированную бюджетную политику, исключающую финансирование бюджетного дефицита за счет дополнительной эмиссии денег. Борьба с товарным дефицитом, характерным для стран с переходной экономикой, предполагает ли­берализацию предпринимательской деятельности и внешней торговли. Это позволит в короткие сроки уве­личить число продавцов и производителей продукции, а также компенсировать недостаток товаров на рынке соответствующим объемом импорта. Существенную роль должны сыграть государственные меры в соци­альной сфере, призванные нивелировать негативные последствия роста числа безработных, а также сниже­ния покупательной способности населения, прежде все­го его малоимущих слоев.

Новые условия требуют адекватных изменений в са­мой системе государственного управления, формирова­ния последней на принципах демократии, разделения властей и верховенства закона как условий, в наиболь­шей степени отвечающих требованиям современного уровня социально-экономического развития.

Важной задачей органов государственного управле­ния в переходный период является определение страте­гических целей социально-экономического развития страны с учетом накопленного ею потенциала, геополи­тического положения, тенденций изменений в миро­вом хозяйстве. Современные страны с переходной эко­номикой сталкиваются с вызовами постиндустриаль­ной эпохи, для преодоления которых требуются соот­ветствующее преобразование структуры народного хо­зяйства, создание новых институтов и трансформация уже сложившихся для адаптации к условиям новой экономической реальности.

Не стоит забывать, что помимо уникальных, свой­ственных только переходному периоду функций, госу­дарство выполняет также задачи, характерные для лю­бой экономической системы: создание общественных благ (оборона, охрана правопорядка и т.д.); формирова­ние условий для выполнения социальных обязательств; обеспечение предпосылок устойчивого экономического роста. В период глобализации большое значение при­обретает наиболее выгодная интеграция национальной экономики в систему мирового хозяйства.

Степень и активность государственного вмешатель­ства в экономические процессы в переходный период, а также конкретный набор методов и инструментом воздействия определяются особенностями национальной экономики, уровнем его развития, глубиной трансфор­мационного спада, сложившимися традициями и вы­бранными целями макроэкономического развития.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал