Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Билет 16. Функции сравнительного правоведения






    4 главные функции сравнительного правоведения:

    (лекция Михайлова)

    1) Когнитивная функция. Способствует развитию правового сознания и юридического мышления. Позволяет очиститься от предрассудков национального мышления, избавиться от ксенофобии. Формирует критичность сознания. Эрнст Фабель: «Сравнительное правоведение оживляет ход мыслей, побуждает к постановке проблем».

    2) Эпистемологическая функция. Эпистема – достоверное и обоснованное знание о предмете, раздел философского знания, изучающего как возможно истинное знание и пути проверки его на истинность. Сравнительное правоведение – необходимое, но не достаточное знание для выработки общих юридических понятий. Тем не менее оно позволяет глубже обосновать тот или иной правовой институт за счет рассмотрения его в системе.

    3) Описательно-географическая функция. Формирует юридическую географию, описывает, как соотносится территория и специфика правовой семьи.

    4) Унификационная функция. Способствует международной и национальной унификации права. Позволяет осуществлять гармонизацию законодательства. Способно обеспечивать более четкие гарантии в области международной торговли и способствует формированию различных международных объединений.

     

    Цвайгерт и Кетц:

    1) Расширение сферы познания. Сравнительное правоведение позволяет находить решение отдельных национальных проблем в правовых системах других стран. Сравнительное правоведение, подобно «школе правды», расширяет и обогащает «набор решений» и предоставляет критически настроенному исследователю возможности найти более оптимальное решение для данного времени и места.

    2) Стимулирование процессов отмирания «закоренелых национальных предрассудков» и улучшения взаимопонимания между народами.

    3) Исключительная полезность сравнительно-правовых исследований для правовых реформ в развивающихся странах.

    4) Стимулирование «посредством сравнительно-правовых исследований постоянной критики собственного порядка» с целью преодоления национально ограниченной «догматической дискуссии» и дальнейшего развития национального права.

    5) Среди функций, имеющих «особое практическое значение», авторы называют:

    a. результаты сравнительно-правовых исследований как материал для законодателя (законодательная функция),

    b. как инструмент для толкования законодательства (интерпретационная),

    c. значение сравнительного правоведения для юридического образования (дидактическая),

    d. его роль в унификации права (унификационная).

    Э. Вайс:

    По мере своего становления и развития сравнительное правоведение играет все более активную и разностороннюю роль в обеспечении прав человека и гражданина.

    Р. Давид:

    Фактор, помогающий, «понять мировоззрение других и объяснить другим наши собственные взгляды, организовать в области права то мирное и по возможности гармоничное сосуществование, которое является необходимым условием сосуществования и прогресса нашей цивилизации».

    ____________

    Кроме того, нередко функции сравнительного правоведения рассматриваются в прогностическом плане (прогностическая функция), в качестве своеобразного средства сближения законодательства разных стран, с точки зрения «общего связующего звена между юристами разных стран, стремящимися понять и быть понятыми, а также способствовать укреплению и развитию мирных отношений между народами».

    Довольно распространенными являются попытки функционального анализа сравнительного правоведения как средства развития национального права, своеобразного «инструмента национальной юридической техники», в потенциальном плане — весьма эффективного фактора преобразования права.

    В образовании:

    К. Цвайгерт и X. Кётц

    · расширяет кругозор, обогащает знания студентов-юристов,

    · учит уважать самостоятельную правовую культуру других народов,

    · учит понимать, как использовать критические идеи для улучшения правовых конструкций,

    · дает знания о социальной обусловленности правовых норм,

    · позволяет глубже вникнуть в процесс формирования правовых институтов,

    · указывает на всеобъемлющую ценность права и универсальность правовой науки, помогает преодолевать узкую специализацию.

    Рене Давид:

    Способствует более глубокому пониманию собственной правовой семьи


     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.