Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика образа и содержания досуга в мире ислама (Иран, Турция, Египет)






В арабском языке слово «уакт ал-фараг» обозначает понятие «досуг» и дословно переводится как «свободное время». Таким образом, досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не явля­ется его обязанностью. Подобный взгляд типичен для мусульманской этики и приводит к эклектике в понимании термина, ибо смешивает до­суг с игрой, отдыхом и просто бездельем.

Определение досуга в научной литературе мусульманского Востока можно условно разделить на две группы:

I. Наиболее традиционная концепция - досуг как пассивное созер­цание (типична для Ближнего и Среднего Востока). Традиция подобного времяпрепровождения, по преданию, была заложена самим основателем ислама пророком Мухаммедом, когда он уединялся для размышлений о Боге и всем сущем. Досуг при этом связывается с высоким интеллектом и выступает прерогативой мужчин.

II. Концепция досуг как деятельность т.е. форма активной социаль­но-культурной деятельности. Она находит признание в странах с высо­ким уровнем секуляризации - Турция, Египет, Индонезия.

Основные характеристики досуга в исламе включают:

- досуговые традиции определяются базовыми принципами ислама, поэтому образ жизни мусульман претерпевает изменения не столь силь­но, как на Западе, несмотря на широкое распространения в отдельных странах средств коммуникации и новых технологий;

- ведущей формой досуга выступает прикладное творчество, соче­тающее отдых и труд по благоустройству быта. Ограничения и запреты на изображения людей и животных, существующие в исламе, привели к развитию самобытных направлений в прикладном искусстве - орнамен-талистике и каллиграфике;

- отмечается явная недооценка рекреативно-развивающего потен­циала свободного времени (пропагандируемая религиозно-экстатическая любовь к богу гасит другие интересы личности: стремление к самообра­зованию, самореализации через те или иные виды искусства, к физиче­скому самоусовершенствованию);

- преобладают пассивные виды и формы отдыха. Экстремальные климатические условия, особенно в летний период, способствуют затра­те больших физических сил в течение дня, поэтому много времени ухо­дит на восстановление сил: популярны послеполуденный сон, просмотр телепередач (особенно популярны египетские телесериалы, полные лю­бовного мелодраматизма), встречи и общение с друзьями, соседями и родственниками. Спортивные игры и развлечения, популярные на Запа­де, не приживаются на мусульманской почве в силу того, что существует запрет на обнажение тела как для женщин, так и для мужчин, а без соот­ветствующей экипировки занятия практически теряют смысл;

- отмечается негативное отношение к формам развлекательно-игрового досуга, принятым на Западе, поскольку в Коране существует запрет на алкоголь, азартные игры, обнажение тела. В силу этого в странах мусульманского Востока не получили распространения казино, тотализа­торы, дансинги, дискотеки, бары и т.п. (исключение составляют крупные города Египта и Турции, где уровень секуляризации достаточно высок);

- сохраняется культурная дистанция между полами, вследствие че­го имеются значительные различия в содержании досуга мужчин и жен­щин. Как правило, мужской досуг предусматривает практически еже­дневные встречи и общение в определенном месте, по-разному называе­мом у тех или иных народов - чайхана, макга, дом холостяков и т.п. Та­кие уличные или деревенские клубы, как правило, представляют собой многофункциональный комплекс, состоящий из просветительной, рекреационно-развлекательной, общественной деятельности. Так, во многих исламских странах функционирование подобных клубов приводило к изменениям в общественно-политической жизни страны - возникая спонтанно, впоследствии они перерастали в широкие идеологические движения. Вне зависимости от степени политизированности, их общей чертой следует считать элемент позитивной направленности, выражен­ной в сплоченности, солидарности и взаимопомощи людей.

Основную аудиторию посетителей выставок, фестивалей, лекций, литературных чтений и театральных постановок также составляют муж­чины. Женщины больше заняты домашним хозяйством и детьми, они более набожны и склонны соблюдать предписания Корана. Другими словами, сферы досуговых интересов мужчин и женщин традиционно мало пересекаются, хотя в странах с высоким уровнем секуляризации распространены семейные выезды на природу, в парки и зоны отдыха, туристские поездки.

19. «Эпоха культуры» как концепция постмодернизации в Японии.

За последние сто лет Япония неоднократно переживала периоды так называемой интернационализации, причем каждый из них был специфи­чен: вестернизация (период модернизации конца XIX в. - начала XX в., когда Япония перестала быть «закрытой» страной), американизация (пе­риод после второй мировой войны), японизация (период японского эко­номического «бума» 70-х годов). В 80-е годы Япония вступила в новый, постмодернизационный период своего развития.

Всякий раз на попытку вторжения чужой культуры японцы отвечали не только активным восприятием и синтезом, но и активным отторжени­ем, которое выливалось в «бум национального самоанализа», подразу­мевающий фетишизацию исторического прошлого, призывы вернуться к национальным японским традициям, к затворничеству.

В 70-е годы - последняя волна националистического «бума», когда Япо­ния творчески переработала достижения западной культуры и получила зва­ние «страны № I». На гребне экономических успехов появились концепции уникальности японского национального характера и превосходства японской культуры. Действительно, японизация имела резонанс во всем мире: повсюду открывались школы японских боевых искусств, оригами, икэбана, получил распространение дзэнбуддизм. на европейских и американских предприятиях предпринимались попытки ввести японскую форму и этику патерналистских взаимоотношений между начальником и подчиненным.

Несмотря на живой интерес к «японскому чуду», к концу 70-х годов во многих странах мира проявилось усиление антияпонских настроений. Выяснением причин непопулярности японцев занялись не только прави­тельственные организации, но и частный бизнес. Стало понятно, что су­ществование на прежних позициях - невосприимчивости чужих культур -уже невозможно: это принесло бы проигрыш в экономическом развитии.

Важным фактором перестройки должна была стать культура. На пра­вительственном уровне выработалось понимание того, что поддержка культуры - не вынужденная подачка, но взаимовыгодный процесс, по­скольку культура оказывает корректирующее воздействие на рыночные кризисы. Вложения в культуру в долгосрочном масштабе являются вло­жениями в экономическую эффективность. В 1979 г. глава кабинет Охира издал специальный документ «Эпоха культуры», где изложил официаль­ный курс внутренней и внешней жизни Японии на перспективу.

Основная суть документа сводилась к следующим направлениям деятельности:

1. Культура должна стать важным объектом капиталовложений японских монополии.

Одной из первых корпораций, вложивших деньги в популяризацию японской культуры, была корпорация «Мацусита дэнки»: была создана галерея японской живописи, выделены фанты американским ученым, работающим над традиционным японским искусством.

Особого внимания заслуживает деятельность фонда Тойоты. Он был основан в 1974 г. и с начала 80-х годов ориентировал свою деятельность на развивающиеся страны:

- программа «Узнай своего соседа» включала взаимные визиты, симпозиумы по гуманитарным вопросам и самобытности культур;

- издание словарей и переводов японской литературы;

- организация совместных археологических и этнографических экспедиций;

- реставрация храмов;

- симпозиумы по проблемам социализации и обучения детей в би-культурной среде.

2. Другое направление деятельности - межнациональное общение на уровне личностных связей предполагало:

- обмен студентами и преподавателями других вузов;

- расширение курсов и кафедр японского языка в других странах;

- формирование общественного мнения средствами массовой ин­формации. Япония занимала ведущее место в развитии сети спутниково­го телевидения, значительная часть телецентров в странах региона ос­нащена японским оборудованием, не говоря уже о бытовой аудио-, ви­део- и телетехнике. Таким образом, в сознании народов закреплялся об­раз Японии как страны, дающей возможность приобщиться к многообразию современного мира;

- активный культурный обмен. Гастроли театра Кабуки и Но, вы­ставки японской живописи, нецке и пр. способствовали тому, что тради­ционное искусство утрачивало свою закрытость, происходило рассекречивание тайн икэбаны, чайной церемонии, воинского искусства и даже японского стихосложения. В различных странах мира появились после­дователи, причем не японцы. Таким образом, традиционное искусство превратилось в достояние мировой культуры, а не японских монополий;

- еще один аспект развития межличностных контактов - помощь в передаче технологий через волонтеров. Организация «Волонтеры со­трудничества Японии с зарубежными странами» имела многолетний опыт помощи развивающимся странам, осуществляя передачу технологий культивирования риса, ирригации, сферы обслуживания и культуры. Помимо этого японцы всегда уделяли много внимания психологическим факторам и внедрению японской культуры труда - общая форма одеж­ды, гимн предприятия, этика псевдосемейных отношений в фирме пере­носились ими не менее эффективно, чем технологические процессы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.