Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценообразующие факторы.






Элементы цены
Себестоимость производства и реализации товаров (услуг) Прибыль производителя Косвенные налоги (акциз, НДС) Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли)
Оптовая цена изготовителя      
Оптовая цена отпускная    
Оптовая цена закупки  
Розничная цена

Формирование цен. Ценообразующие факторы.

Цена формируется под влиянием многих факторов. Основными являются следующие.

Факторы, влияющие на объем спроса на товар.

На рынке цена на товар складывается как результат взаимодействия спроса и предложения.

Спрос как рыночная категория отражает желание и возможность потребителя купить товар. Количественной характеристикой спроса является объем спроса Qdx. Он показывает какое количество товара покупатель готов купить в данный момент времени.

Qdx = f(Px, Py, …, Pz, Inc, W, Tax, F, S, N),

где

Qdx – объем спроса на товар Х в единицу времени;

Px – цена товара;

Py, …, Pz –цены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров;

Inc – доход покупателя;

W – уровень благосостояния, т. е. покупательная способность потребителя;

Tx – вкусы покупателя, влияние моды;

F – мнение потребителя о перспективах его благосостояния;

N – число покупателей.

Предложение как рыночная категория отражает желание продавца предложить определенное количество товара по определенной цене. Количественной характеристикой предложения является объем предложения Qsx.

Qsx = f(Px, Py, …, Pz, K, Tax, C, N),

где

Qsx – объем предложения товара X в данный момент;

Px – цена предложения товара X;

Py, …, Pz – цены на товары-конкуренты и товары, производимые совместно с данным товаром;

K – уровень технологии производства;

Tax – налоговая политика в государстве;

C – плата за ресурсы;

N – численность продавцов.

Когда на рынке товара Qdx=Qsx, формируется рыночное равновесие, т. е. складывается равновесная рыночная цена. Она показывает, что интересы покупателя и продавца удовлетворены.

Следующим ценообразующим фактором выступает эластичность спроса и предложения. Эластичность показывает чуткость, реакцию хозяйствующего субъекта на изменение переменной величины на 1 %.

Существенную роль в формировании цены играет конкуренция. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. В рамках несовершенной конкуренции может иметь место монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия (монопсония). Соответственно каждому типу рыночной структуры присущи свои особенности ценообразования.

Большое влияние на уровень цен и их динамику оказывает состояние финансово-кредитной системы. Неустойчивое ее состояние ведет к изменениям в покупательной способности национальной валюты. Так, девальвация денег порождает рост цен.

Важным ценообразующим фактором выступает государственное регулирование цен. Различают прямые меры по установлению цен и косвенные, направленные на изменение рыночной конъюнктуры, финансовой и налоговой политики и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.