Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Французский материализм 18 века (Ж.-О. де Ламетри, Д. Дидро, К.-А. Гельвеций, П.-А. Гольбах).






В эпоху просвещения особое развитие принимает материалистическое направление. Это было связано, прежде всего, с экономическим развитием государств и выдвижением такого класса как буржуазия, философия которой основывалась материальных практических выгодах.

Представителями французского просвещения можно назвать таких материалистов как Ж.-О. де Ламетри, Д. Дидро, К.-А. Гельвеций, П.-А. Гольбах.

Жюльен Офре де Ламетри родился в 1709 г. в Сен-Мало. Он создатель таких работ как «Человек-машина» и «Человек-растение», переводящей материализм в рамки вульгарного (упрощенного). Он говорит, что тело - это машина, сама по себе заводящая пружины, которые приводят ее в движение. Питание восстанавливает то, что растрачивает сильное возбуждение. Душа - всего лишь пустое слово, которому не соответствует никакого понятия и которым разумный человек должен пользоваться только для обозначения нашего мыслящего начала.

К.-А. Гельвеций (1715-1771) он родился в Париже в семье придворного врача. Прежде всего, Гельвеций пытается открыть, что такое понимание; для этой цели " следует узнать, как формируются идеи". Он убежден, что " физическая восприимчивость и память или, говоря точнее, одна только чувственность вызывает формирование всех наших идей. Память в действительности - лишь один из органов физической восприимчивости; чувствующее начало в нас неизбежно должно быть также и началом памяти, потому что вспоминать означает... не что иное, как чувствовать".

Поэтому ощущения - фундамент всей ментальной жизни. На основе таких предположений Гельвеций разделяет идеи, а также и поступки, на три разных класса: а) полезные идеи; б) вредные идеи; в) безразличные идеи.

Итак, физический мир подчиняется законам движения, а мир морали - законам интереса или самолюбия.

Поль Анри Дитрих, барон Гольбах, родился в городе Гейдельсгейме в Пфальце в 1723 г., воспитывался и провел всю жизнь в Париже. Унаследовав огромное состояние, он обосновался в окрестностях Парижа, посвящая себя занятиям науками.

" Система природы" - главный труд Гольбаха, по словам современников, стал " библией атеистического материализма». По его мнению: " Человек - творение природы, существует как часть природы и подчинен ее законам, от которых не может освободиться даже в мыслях; тщетно его разум пытается перейти границы видимого мира: он постоянно вынужден возвращаться в свои пределы. Нет и не может быть ничего за пределами природы".

Различия между физическим человеком и человеком духовным нет. " Человек является чисто физическим существом; духовное существо - всего лишь то же самое физическое существо, рассматриваемое с особой точки зрения.

Физический человек действует под влиянием причин, познаваемых с помощью органов чувств; духовный человек - это человек, действующий по физическим причинам, которые нам мешают познать наши же предрассудки. Вследствие этого человек по всем своим потребностям всегда должен прибегать к физике и опыту. Именно с помощью опыта он должен и может понять такие вещи. Теологические понятия не обладают никакой реальностью.

Итак, человек является частью природы, а " в природе могут существовать только естественные причины и следствия". Поэтому бессмысленно говорить о душе, отделенной от тела.

Общество представляет собой " совокупность индивидуумов, объединенных необходимостью сотрудничества в целях самосохранения и общественного благополучия".

Дени Дидро (17131 784) — французский писатель и философ, один из виднейших деятелей Просвещения, организатор и редактор «Энциклопедии».

Уже в своих ранних произведениях Дидро выступил с критикой христианских догм и рели­гиозных суеверий.

Сначала Дидро был деистом, но с 1749 г. прочно встал на позиции материализма и атеизма.

Дидро был монистом, считая, что материя — это единственная су­ществующая субстанция.

Дидро понимает движение более широко: не только как переме­щение в пространстве, но и как любое изменение, рост и разрушение. Материя состоит из бесконечного количества элементов, каждому из которых присуще особое качество. Внутренняя противоречивость и разнородность материальных частиц и является источником всякого движения и изменения.

Сознание, которым обладает человек, есть свойство высокоорганизованной материи, и его возникновение связано со становлением человека как биологического вида, с развитием и усложнением органической материи. Дидро предвосхитил некоторые; идеи эволюционной теории.

Гносеология. Дидро был сторонником материалистического сен­суализма Локка, утверждал познаваемость мира и выступал против идеалистического сенсуализма Беркли и агностицизма Юма.

Судьба учения. Дидро оказал огромное влияние на дальнейшее развитие материализма и атеизма, в частности на Фейербаха.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.