Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие характеристики немецкой классической философии.






Важнейшим этапом развития европейской философии стала не­мецкая классическая философия. Ее основоположником был Им­мануил Кант, а развивали ее И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Ге­гель и Л. Фейербах. Немецкая классическая философия охватыва­ет период с 70-х гг. XVIII в. (с начала критического периода в творчестве И. Канта) и примерно до середины XIX в.

Немецкая классическая философия является закономерным результатом развития реальной действительности и мышления Нового времени. При объяснении условий её возникновения необходимо учитывать как особенности Германии конца XVIII – начала XIX в. Германия XVIII в. – одна из самых экономически и политически отсталых стран Европы. Революция в Германии совершается в сфере разума, потому что сама действительность не созрела до революции, находилась в состоянии застоя, тем более что германская буржуазия не была столь радикальна, как французская.

 

2. Трансцендентализм философии И.Канта. Учение о трансценден­тальном и эмпирическом субъекте познания. Анализ механизма процесса познания. Априоризм и агностицизм И.Канта.

Иммануил Кант (1724—1804) ро­дился и почти всю жизнь провел в г. Кенигсберге.

В творчестве Канта различаются два периода: докритический (до 1770 г.) и критический. В докритический он в основном занимался проблемами естествознания, в критический им была сформулирована его философская доктрина критицизма.

Основные труды. Докритический период: «Всеобщая естествен­ная история и теория неба», «О причинах землетрясений».

Критический период: «Критика чистого разума» (1781), «Критика способности суждения».

Философские воззрения. Критический периодучение о «чистом разуме». В центре его внимания находятся проблемы гносеологии, и свое учение о познании, т.е. о «чистом», или «теоретическом», разуме он на­звал трансцендентальной логикой.

В онтологических вопросах Кант по своим убеждениям является деистом, а значит, и объективным идеалистом, для него несом­ненно существование Бога — Творца мира. Находясь в рамках чистого разума, мы можем быть уверены в суще­ствовании объектов только двух типов: внешнего мира и человече­ского сознания.

Все, что мы знаем об объектах внешнего мира, — это их об­разы, отражения, явления в нашем сознании, то теоретический разум должен отличать сами эти объекты от их проявления в нашем созна­нии. Поэтому Кант вводит следующие понятия.

«Вещь сама по себеэто объект внешнего мира (или весь yiup в целом) такой, какой он существует сам по себе.

«Вещь для нас» — это образ (явление) объекта внешнего мира {или всего мира в целом), существующий в нашем сознании.

Вещь сама по себе есть трансцендентная сущность, т.е. находя­щаяся за пределами нашего возможного опыта, поскольку в опыте и в теоретическом познании, осмысляющем опыт, мы всегда имеем дело лишь с явлением (вещью для нас).

Хотя внешний мир и объекты в нем («вещь сама по себе») есть ис­точник чувственных данных, он, по Канту, в принципе не познаваем ни с помощью чувств, ни с помощью рассудка, поэтому Канта можно назвать агностиком. За пределами чувственного опыта и рассудочного позна­ния существуют, по Канту, еще такие вещи сами по себе, как Бог, бес­смертие и свобода. Кант считает их умопостигаемыми сущностями и предметом разума, но при этом не постижимыми для ума.

Центральная проблема чистого разума. Всякое знание о мире, которым мы обладаем, выражается в суждениях (предложениях). А все суждения можно поделить, с одной стороны, на аналитические и синте­тические, а с другой — на априорные и апостериорные.

Аналитические суждения — это такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте, уже заведомо содержится в понятии об этом объекте.

Синтетические сужденияэто такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте, не содержится в понятии об этом объекте.

Априорные суждения — это до- и внеопытные суждения, т.е. предшествующие соответствующему опыту и не зависящие от него.

Апостериорные сужденияэто послеопытные суждения, т.е. высказанные после того, как мы что-то узнали на своем опы­те, и описывающие это опытное знание.

Кант различает у человека познавательные способности трех ти­пов — чувственность, рассудок, разум.

По Канту, пространство и времяэто априорные формы соответственно внешнего и внутреннего чув­ственного созерцания, т.е. это врожденные для человека способности орга­низации и восприятия чувственных впечатлений.

Сам синтез чувственных данных, приходящих в сознание извне, из объективно существующего мира, с формой внешнего (пространство) или внутреннего (время) чувственного созерцания, присущего субъекту — человеку, называется у Канта трансцендентальной апперцепцией. В процессе познания происходит со­единение (синтез) чувственного созерцания с категориями рассудка. Важнейшей предпосылкой такого синтеза является единство нашего сознания. Оно выражается прежде всего в том, что любые природные объекты рассудок мыслит как подчиняющиеся трем законам, принадлежащим опять-таки самому рассудку, а не объектам внешнего мира.

Кант понимает разум как способность к умозаключениям, приводящим к образованию идей. По Канту, идеи — это понятия о безусловном. Разум образует три идеи: о душе, о мире, о Боге.

Фактически, по Канту получается, что человек не может познать окружающий мир, он познает только собственные суждения или идеи об этом мире.

В «Критике чистого разума» Кант формулирует четыре антиномии (неразрешимые противоречия), к которым мы приходим, пытаясь мыслить мир как без­условное целое. По его мнению, это доказывает невозможность мыслить мир как единое целое.

 

3. Морально-практическая философия И.Канта. «Категорический императив». Соотношение морали и религии. Социально-философские идеи Канта.

К центральным проблемам этики Канта относятся проблемы свободы и необходимости. Чело­век, с одной стороны, есть всего лишь одно из «явлений» («вещей для нас») в мире природы. Но, с другой стороны, человек при­надлежит к числу умопостигаемых «вещей самих по себе», есть субъект нравственного сознания и потому свободен. Отсюда человек выс­тупает как необходимая сущность (явление) в одном отношении и как свободная сущность («вещь самих по себе») — в другом.

Следуя Руссо, Кант утверждает, что каждый человек, каждая лич­ность является самоцелью, поэтому личность не может быть сред­ством при решении любых задач, даже задач по достижению всеобще­го блага. Отсюда следует кантовский категорический императив как морально-нравственный закон, которым должен руководствоваться человек, имеющий две формулировки:

• «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»1;

• «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не от­носился бы к нему только как к средству»2.

Категорический императив может проявляется в двух видах: в легальных поступках и моральных.

Судьба учения. Под непосредственным влиянием Канта развива­лась вся немецкая классическая философия, в конце XIX в. возникло неокантианство, кроме того, Кант оказал влияние на философию жизни, феноменологию, позитивизм и многие другие течения (схема 123).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.