Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преемственность в развитии культуры






Культура как механизм социального наследования. Каждая культура предполагает передачу социального опыта. Этот опыт выражается в знаниях и определенных способах трудовой деятельности, обычаях и традициях, основных символах и ценностях культуры. Только благодаря преемственности опыта люди овладе­вают достижениями прошлого и открывается возможность, опираясь на этот фундамент, развивать культуру дальше.

Для того чтобы воспользоваться накопленным ранее предметным и духовным богатством, новое поколение людей должно понять его смысл и предназначение, применить его к своим жизненным обстоятельствам. Так, в Древнем Риме была разработана детальная система правовых норм, регулирующих различные стороны жизни людей, в особенности имущественные отношения. Римское право и в наши дни изучается в юридических вузах.

Мысли и представления, выраженные в знаковых системах, хранящих достояния культуры, как бы отделяются от человека, приобретают самостоятельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией, носителем которой и является культура общества. Культура образует специфически человеческий «механизм» наследования духовного и практического опыта. Благодаря культуре становится возможным историческое развитие, которое основывается на накоплении и умножении информации, используемой людьми.

Культура включает в себя множество знаков и знаковых систем. С их помощью образуются культурные «тексты», в которых запечатлевается и хранится нужная людям информация. Под словом «текст» понимают не только письменное сообщение, но и любой объект, который несет важную для людей информацию – произведение искусства, вещь, обычай, танец, художественное произведение. Например, для археолога золотые украшения, найденные при раскопках, являются предметами древней культуры. Они интересуют его именно как носители исторической информации, тогда как для злоумышленника, который переплавляет их в слиток и продает, они не более чем средство наживы.

Важнейшей из созданных людьми знаковых систем является естественный язык. Любой из нескольких тысяч ранее существовавших и ныне используемых естественных языков – это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему значению в культурном наследовании.

Люди, говорящие на одном языке, способны понимать друг друга потому, что придерживаются одних и тех же норм, определяющих построение речи. Вместе с тем границы языковых норм не являются жесткими. Они достаточно гибки и изменчивы, чтобы дать простор воображению и обеспечить приспособление языка к возникающим в культуре новшествам. Каждая принципиально новая идея требует соответствующих языковых средств для ее объяснения. Так входят в язык многие научные термины, например, кванты, гены, волны вероятности и др.

Изобретение знаковых систем записи — одно из величайших достижений человеческой мысли. Бесписьменные языки могли обеспечить передачу лишь того объема знаний, который хранился в фольклоре и ограничивался возможностями памяти жреца или сказителя. Письменность позволяет обществу сохранять и передавать информацию, количество которой намного превосходит объем памяти отдельного человека. Для хранения этой информации создаются архивы, возникают библиотеки, делающие накопленное знание доступным людям. Благодаря письменности становится возможным общение между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное историческое время.

Функции языка в культуре. Язык – это способ вы­ражения мыслей, средство общения людей, показатель уровня развития культуры обще­ства и универсальное средство оформления, хранения и передачи культурного наследия, а также создания новых культурных ценностей. По тому, как человек говорит, можно определить уровень его культурного развития, индивидуальные особенности, характер. Речь человека – это его «визитная карточка».

Структура языка вместе с тем характеризует психологические особенности народа. Например, английская культура предполагает, что человек может прямо и недвусмысленно высказывать соб­ственное мнение, и это находит отражение в структуре и особенностях английского языка. Японская культура, напротив, ограничивает возможность непо­средственного и прямого выражения человеком своих чувств и желаний. Она не поощряет также обсуждение чувств и мыслей другого человека. О них собеседник дол­жен догадаться. Этому помогают определенные формы поведения, близкие к ритуалу.

Именно язык служит основным средством передачи культуры. Важной особенностью языка является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи усвоены в детском возрасте. Язык играет важнейшую роль в процессе приобретения и упорядочению опыта людей. Как и вся культура в целом, он накапливает общепринятые значения. Общение людей с помощью языка предполагает, что они понимают значение используемых слов и высказываний. Общий язык, используемый людьми, также поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям координировать свои действия благодаря убеждению, одобрению или осуждению друг друга.

Между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают не только определенное взаимопонимание, но и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, о правилах организации повседневной жизни. Поскольку язык способствует формированию чувства группового единства, в развивающихся странах, в которых существуют племенные диалекты, большое внимание уделяется выработке единого национального языка. Без этого трудно достичь сплочения всей нации, бороться с племенной разобщенностью.

Хотя язык и является могучей объединяющей силой, он способен и разобщать людей. Группа, использующая определенный язык, нередко считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, – чужими. Например, язык – главный символ известной отчужденности между англичанами и французами, проживающими в Канаде.

Язык обеспечивает существование и развитие всех основных форм проявления культуры – трудовой деятельности, религии, философии, образования, науки, техники, искусства. Разнообразие языков, присущих различным культурам, позволяют каждому народу в уникальной форме выражать не только свой исторический опыт, но и общечеловеческие ценности и смыслы. Поэтому унификация языков, сведение всего их многообразия к некоему единому стандарту просто недопустимы.

С учетом ведущей роли языка в деле социального наследования культуры одной из главных задач культуры становится постоянная забота о соблюдении грамматических правил и смысловой чистоте языка. Без этого наша речь становится непонятной, невнятной, смысл ее неправильно воспринимается другими людьми

Культурная традиция Развитие культуры включает в себя две тенденции – к сбережению накопленного и созданию нового. Первая из этих тенденций находит выражение в традициях.

Традиция — результат веками и тысячелетиями приобретавшихся знаний, опыта, форм и правил поведения, нравов, обрядов, обычаев. Каждая из традиций сложилась на опре­деленном историческом этапе и несет на себе печать своего времени. Но, оказавшись плодотворной, она становится необходимой и следующим поколениям людей. Таковы традиции «умной старины» (Пушкин).

Не все, что мы унаследовали от прошлого, называют традицией. Например, мы не ссылаемся на традицию, употребляя различные полезные вещи, имеющие давнее происхождение, или же выполняя правила нравственности, грамматические нормы языка и т.д. Ссылка на традицию или же на длительную историю уместна тогда, когда полезность какой-то части наследия прошлого не вполне очевидна или же может быть оспорена. Если в обществе существуют противоположные интересы, то и традиции прошлого становятся под вопрос, оцениваются как прогрессивные или реакционные, содействующие или препятствующие развитию.

Спор о традициях обостряется в переломные исторические эпохи, когда сталкиваются между собой взгляды традиционалистов, оправдывающих и защищающих прошлый опыт как ценный сам по себе, и взгляды радикалов, отрицающих традиции и оспаривающих зависимость от прошлого. Такой спор велся на этапе перехода от феодализма к капитализму в Западной Европе. Жизнь средневекового общества регулировалась традициями. Сторонники радикальных преобразований призывали полагаться на собственный разум и отбрасывать все, что мешает прогрессу. В сфере политической идеологии это отразилось в дискуссии между консерваторами и либералами.

Жизнь, однако, показала, что даже самые яростные радикалы становятся консерваторами после того, как они приходят к власти. Установленный ими новый общественный порядок нуждается в защите, поэтому начинают создаваться новые традиции, складываются новые легенды, почитаются новые герои. Без опоры на определенную традицию, без обеспечения преемственности в культуре общество не может существовать и развиваться.

Некоторые выводы:

1. Основная функция культуры – упорядочение, хранение и передача социального опыта.

2. Разнообразие языков национальных культур – основа динамичного развития мировой культуры.

3. Традиции сохраняют то, что соответствует интересам определенных социальных групп. Поэтому возникают дискуссии о прогрессивности или же реакционности тех или иных традиций.

4. Необходимо с уважением относиться к культурной традиции своего и других народов, так как на ее основе развивается все новое в каждой культуре.

 

Вопросы и задания.

1. Владимир Высоцкий писал:

Чистоту, простоту мы у древних берем,

Саги, сказки из пришлого тащим,

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

Прокомментируйте эти строки поэта.

2. Какие из забытых традиций прошлого, на ваш взгляд, нам полезно было бы восстановить?

3. Представь­те себе, писал французский психолог А. Пьерон, что нашу планету постигла ка­тастрофа, в результате которой в живых остались только маленькие дети, а взрослое население погибло. Сохранились бы все материальные и духовные ценности, все сокровища культуры — библиотеки и книги, музеи и картины, научные труды и техника, все самые совершенные машины. Род че­ловеческий не прекратился бы, но история человечества бы­ла бы прервана. Машины бы бездействовали. Книги оста­лись бы непрочитанными. Художественные произведения - ненужными: их смысл и эстетическая сущность не были бы открыты. Культурная история человечества должна была бы начинаться сызнова.

На ваш взгляд, какой вывод можно сделать из этого рассуждения?

4. Н.П. Акимов писал: «А если бы случилось так, что напере­кор всем законам истории будущее поколение усвоило бы себе все вкусы предыдущего, то это была бы катаст­рофа. Для всех поколений».

Согласны ли вы с таким выводом? Аргументируйте свой ответ.

5. Предположим, что все народы мира перешли на один – единственный язык. Как это сказалось бы на развитии культуры?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.