Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация синхронных способов словообразования






 

В зависимости от количества мотивирующих слов синхронные способы делятся на простые (имеющие одно мотивирующее слово) и сложные (имеющие два и более мотивирующих слова).

В зависимости от того, с помощью какого словообразовательного средства выражено в слове его словообразовательное значение, синхронные способы словообразования делятся на аффиксальные, безаффиксальные и смешанные.

К аффиксальным способам (словообразовательное значение мотивированного слова выражено с помощью аффикса или аффиксов) относятся префиксальный, суффиксальный, постфиксальный, префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный.

К безаффиксальным способам (словообразовательное значение мотивированного слова выражено не с помощью аффикса, а других словообразовательных средств) относятся чистое сложение, аббревиация, сращение, конверсия.

К смешанным способам (словообразовательное значение мотивированного слова выражено одновременно с помощью аффиксальных и безаффиксальных средств) относятся сложносуффиксальный, сложнопрефиксальный, сложнопрефиксально-суффиксальный.

 

Префиксальный (приставочный) способ (префиксация)

Показателем словообразовательного значения мотивированного слова выступает префикс. В современном русском языке префиксация наиболее распространена в сфере глагола (играть → за играть, пере играть, от ыграть, раз ыграть, вы играть, на играть, с ыграть, до играть, по играть, под ыграть, про играть и т. д.), значительно реже — в сфере существительного (дед → пра дед, вкус → при вкус, переживание → со переживание, правда → не правда), прилагательного (симметричный → а симметричный, человечный → бес человечный, добрый → пре добрый), наречия (всегда → на всегда, даром → не даром), местоимения (что → кое -что).

Для префиксации характерно то, что префикс присоединяется не к основе слова, а к целому слову, не переводит мотивированное слово в другую часть речи, сохраняет в мотивированном слове все морфологические признаки мотивирующего слова, существенно не меняет лексическое значение мотивированного слова по сравнению с мотивирующим, а лишь уточняет его.

 

Суффиксальный способ (суффиксация)

Показателем словообразовательного значения мотивированного слова является суффикс. В современном русском языке суффиксация служит наиболее распространенным способом словообразования, широко используясь в сфере существительного (земля → земель к а, земл иц а, земл ишк а, земл як, земл янин), прилагательного (земля → земель н ый, земл ист ый, земл ян ой, зем н ой), реже — в сфере глагола (зима → зим ова ть, сухой → сох ну ть), наречия (два → два жд ы, грозный→ грозн о).

В отдельных группах мотивированных слов в качестве показателя словообразовательного значения выступает нулевой суффикс. Нулевой суффикс встречается в отглагольных существительных со значением отвлеченного действия (взрывать→ взрыв, привозить→ привоз, выбирать→ выбор), в отадъективных (образованных от прилагательных) существительных со значением отвлеченного признака (сухой→ сушь, зеленый→ зелень, гнилой→ гниль), в отдельных существительных (заикаться→ заика, бежать→ бег), прилагательных (золото→ золотой, свинья→ свиной), числительных (пять→ пятый, сто→ сотый).

В лингвистической литературе нулевую суффиксацию либо выделяют в отдельный способ словообразования, либо называют безаффиксным способом словообразования, либо относят к флективному способу словообразования, либо рассматривают в составе суффиксального способа.

Суффиксальная морфема в отличие от префиксальной присоединяется не к целому слову, а к основе мотивирующего слова, в значительной степени изменяя лексическое значение мотивирующего слова и, как правило, переводя мотивированное слово в другую часть речи. Присоединение суффикса часто приводит к различным морфонологическим изменениям на его стыке с основой слова (друг→ дружок — чередование г с ж, глубокий→ глубина — усечение -ок -).

 

Постфиксальный способ (постфиксация)

Показателем словообразовательного значения мотивированного слова является постфикс. В современном русском языке в роли словообразовательного постфикса выступают частицы -ся(-сь), -то, -либо, -нибудь.

Постфикс -ся(-сь) в одних случаях является показателем словообразовательного значения в слове (стучать→ стучать ся, глядеть→ глядеть ся, простить→ простить ся), в других — показателем грамматического значения возвратности (умывать→ умыватъ ся, целовать→ целовать ся, катать→ катать ся). Эта особенность постфикса -ся(-сь) необходимо учитывать при проведении словообразовательного анализа с целью разграничения словообразования и формообразования.

С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь выражается словообразовательное значение неопределенных местоимений (кто- то, чей- либо, сколько- нибудь и др.)

Постфикс, как и префикс, присоединяется к целому слову. При этом мотивированное слово сохраняет все морфологические свойства мотивирующего слова.

Часто постфиксальный способ словообразования рассматривается лингвистами в составе суффиксального способа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.