Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
  • Мотивация. Типы мотивации






     

    Мотивирующие и мотивированные слова связаны отношения­ми словообразовательной мотивации.

    Мотивация — явление неоднородное. В современной дериватологии нет единой точки зрения на характер и типы словообразо­вательной мотивированности. Как пишет И. А. Ширшов, «за по­следние годы изучение проблемы мотивированности активизировалось. Перенос внимания с формантной части значения на лек­сическое значение производящего и характер его вхождения в производное оказался продуктивным и позволил выявить ряд ти­пичных случаев, резко расширив наше представление о типоло­гии мотивированности».

    Начало изучения проблем мотивации относится к 70-м гг. XX в. Первым предпринял попытку создать типологию словообразова­тельной мотивированности В.В. Лопатин. В статье «Метафориче­ская мотивация в русском словообразовании» он выделил три типа мотивации: 1) «нормальную»; 2) метафорическую; 3) перенос­ную.

    «Нормальными» мотивированными основами автор назы­вает производные, толкование которых не вызывает трудностей: домикдом.

    Под метафорической мотивацией В.В. Лопатин понима­ет такой тип отношений между мотивированным и мотивирую­щим словами, при котором «переносный смысл возникает у оп­ределенных основ только на уровне мотивированного слова, только в его словообразовательной структуре»: небоскрёб – «очень высокий многоэтажный дом» + «скребущий небо».

    Переносный тип мотивации в отличие от метафорического обусловлен тем, что перенос значения происходит в самом мотивирующем, а не в мотивированном слове: пролаза – «тот, кто способен попасть куда-либо, проявив хитрость» (нет соотношения

    с прямым значением мотивирующего глагола пролезть).

    Много внимания проблеме словообразовательной мотивиро­ванности уделяет в своих работах Е. А. Земская. Она подробно опи­сывает разные виды семантических отношений между мотивиро­ванным и мотивирующим словами. На основании признака, «ка­кое место в значении мотивированного занимает мотивирующая часть семантики», Е.А. Земская противопоставляет «основную» (домик 'маленький дом') и «периферийную» (госпитализиро­вать 'помещать в любую больницу, в том числе в госпиталь') мотивации. При периферийной мотивации «семантика производ­ных не включает в себя семантику производящих целиком, как в парах типа дом — домик, но связана с семантикой производящего лишь " краешком своего значения"».

    По признаку, «какой тип лексического значения мотивирую­щего (прямое или переносное) наследуется мотивированным», противопоставляются прямая (лесник ® лес ) и переносная мотивации. Последняя в свою очередь подразделяется на реаль­ную (образное значение мотивированного обусловлено перенос­ным значением мотивирующего: петух 'задиристый, запальчи­вый человек, забияка' — петушиться — 'вести себя задиристо, запальчиво, как петух') и ассоциативную (образное значе­ние мотивированного обусловлено устойчивыми ассоциациями, которые свойственны значению мотивирующего: школьничать 'вести себя шаловливо, как школьник'). Кроме того, Е.А. Земская выделила образную мотивацию, при которой образное значе­ние мотивированного основывается на прямом значении мотиви­рующего: молокосос.

    И.С. Улуханов строит классификацию типов мотивированно­сти на основе следующих признаков: 1) входит ли мотивирующее значение в мотивированное; 2) полностью или частично мотиви­рующая часть значения входит в мотивированное слово; 3) в де­нотативное или ассоциативное значение мотивированного слова входит мотивирующее; 4) какую роль (описательную, сопостави­тельную или экспрессивную) играет значение мотивирующего слова по отношению к мотивированному.

    На основании этих признаков И. С. Улуханов выделяет три сте­пени мотивированности.

    1. Все значения мотивирующего входят в значение мотивиро­ванного:

    а) значение мотивирующего совпадает с денотативным зна­чением мотивированного: лесок лес;

    б) значение мотивирующего совпадает с ассоциативным зна­чением мотивированного:

    с ассоциативно-описательным значением: горбуша горб;

    с ассоциативно-сравнительным значением: советь сова.

    2.Часть значений мотивирующего слова входит в значение мо­тивированного: булавка булава,

    3. Значения мотивирующего не входят в значение мотивиро­ванного, слова связаны экспрессивно: распатронить патрон.

    И. А. Ширшов разработал «шкалу мотивированности, где каж­дый тип занимает свое место в соответствии с убыванием моти­вировочного признака:

    полная частичная

    1) прямая 4) косвенная

    2) переносная 5) метафорическая

    3) периферийная 6) ассоциативная».

    Полная и частичная мотивированность различаются по при­знаку " способ вхождения производящего в значение производно­го — полностью или частично"».

    «Полная прямая мотивированность — это основной тип словообразовательной мотивированности, характеризующейся пол­ным вхождением прямого значения производящего в значение про­изводного, причем в производном оно формирует ядро лексиче­ского значения, ср.: каменный — 'относящийся к камню', камени­стый — 'обильный камнями'».

    При полной переносной мотивированности перенос­ное значение мотивирующего полностью входит в значение мо­тивированного слова. Так, значение производного обкусать 'ку­сая, обгрызть со всех сторон' мотивируется переносным значени­ем производящего кусать — 'захватывая зубами, отделять части чего-либо съестного'.

    По мнению И. А. Ширшова, «к прямой и переносной мотива­ции примыкает периферийная полнотой освоения значения производящего, но противопоставляется им по признаку " место значения производящего в семантической структуре производного"». При периферийной мотивации значение производящего фор­мирует «окраину семантического поля» производного.

    «Косвенная мотивированность выявляется в тех случаях, ког­да прямая отсылка к производящему или прямое включение про­изводящего в толкование производного невозможны, а семанти­ческие отношения проявляют себя косвенно, через лексическое значение производящего, точнее, через его часть». Ср.: интелли­гентский — 'относящийся к интеллигенту' — полная прямая мо­тивация; интеллигентный 'обладающий большой внутренней культурой' — частичная косвенная мотивированность.

    При метафорической мотивации семантические отноше­ния между производящим и производным основаны на сравне­нии: каменеть 'становиться твердым, как камень', змеиться 'извиваться подобно змее'.

    Под ассоциативной мотивированностью понимается та­кой характер семантических связей между производящим и про­изводным, который опирается на мотивировочный признак, не зафиксированный в толковых словарях, но потенциально сопут­ствующий мотивирующему («ассоциативный признак» находится «в семантической структуре производящего в латентном состоя­нии»): гусь — 'дикая и домашняя водоплавающая птица с длин­ной шеей' (ассоциативный признак 'способ передвижения' в ла­тентном состоянии), гуськом 'один за другим, как гуси...'.

    Рассмотренные классификации типов мотивации лишь частично соотносятся между собой и затрагивают семантический аспект взаимоотношений мотивирующего и мотивированного слов. Од­нако связи между ними более сложные и захватывают не только семантическую, но и структурную сторону взаимоотношений про­изводящего и производного.

    При выделении типов мотивации необходимо учитывать сле­дующие критерии:

    1) на базе одного или нескольких слов созда­ется производное;

    2) производным или непроизводным является мотивирующее слово;

    3) одно или несколько мотивирующих воз­можны при данном мотивированном;

    4) как соотносятся между собой мотивирующее и мотивированное с точки зрения семанти­ки;

    5) регулярными или нерегулярными являются средства выра­жения деривационного значения.

    На основании первого критерия мотивация делится на одно­словную (на базе одного слова: гаражныйгараж ) и мно­гословную (на базе двух и более слов: Заполярье за Поляр­ным кругом; вездеход везде + ходить ).

    В зависимости от типа мотивирующего слова мотивация может быть исходной (производное мотивируется непроизводной ос­новой; лесной лес ) и неисходной (производное мотивиру­ется производной основой: пересказывать пересказать ).

    По количеству мотивирующих основ мотивация делится на единичную (одно мотивирующее) и множественную (не­сколько мотивирующих). На явление множественной мотивации впервые обратил внимание Г. О. Винокур в статье «Заметки по русскому словообразованию». Говоря об омонимии словообразо­вательной формы, он писал, что «тожественная в звуковом отно­шении производная основа выделяет в своем составе не те же самые морфемы, членится по-разному, в зависимости от того, с какой производящей основой она соотнесена. Когда мы наблюда­ем изолированное слово учительство, то мы не можем сказать, какие морфемы выделяются в этом слове, пока не установим, какое из двух значений, присущих этому слову, имеется в виду. Если учительство означает занятие того, кто учит, то в данном слове выделяется суффикс - тельств-, так как в этом случае соот­носительная производящая основа есть учи-. Если же учительство имеет собирательное значение, то в нем выделяется суффикс -ств-, так как ближайшая производящая к нему основа в этом случае есть учитель-».

    Подробную классификацию типов многоструктурных слов раз­работал А. Н. Тихонов в статье «Множественность словообразова­тельной структуры слова в русском языке». Рассмотрим наиболее распространенные группы мотивированных слов, которым свой­ственна множественная мотивация.

     

    1. Абстрактные существительные с отрицательным префиксом не-:

    чуткость + не-

    нечуткость

    нечуткий + -ость-

     

    2.Существительные с суффиксами -ник- / -ик-:

    грех + -ник-

    грешник грешить + -ник-

    грешный + -ик-.

     

    3. Отглагольные существительные со значением процесса:

    проверить + -к-

    проверка

    проверять + -к-.

     

    4. Префиксально-постфиксальные глаголы:

    обрадовать + / -ся

    обрадоваться

    радоваться + об-

    5. Глаголы с суффиксами -нича- / -ича-:

    каприз + -нича-

    капризничать

    капризный + -ича-

     

    6. Глаголы типа потеть:

    пот + -е-

    потеть

    потный + -е-.

     

    7. Качественные наречия с отрицательным префиксом не-:

    весело + не-

    невесело

    невеселый + -о.

     

    С точки зрения семантики мы предлагаем разграничивать общую и периферийную (частичную) мотивации. При об­щей мотивации дериват включает в себя весь объем значения мо­тивирующего слова: лисенок лиса. При частичной мотивации значение мотивированного значительно шире мотивирующего: чер­нила чернить 'жидкость для письма не только черного, но и синего, красного, зеленого цвета' и т.п.

    Кроме того, в семантическом плане мотивация может быть прямая (мотивированное базируется на прямом значении мо­тивирующего: трава ® травка ), отраженная переносная (мотивированное базируется на переносном значении мотивиру­ющего: черствый ® очерстветь 'о бездушном человеке'), мета­форическая (переносное значение возникает в мотивирован­ном в процессе словопроизводства и основано на сравнении: зме­иться 'извиваться как змея') и ассоциативно-образная (значение деривата опирается на ассоциации, связанные у носи­телей языка с производящим словом: миндальничать 'прояв­лять излишнюю мягкость, слабость').

    По признаку частотности выделяют регулярную и нерегуляр­ную мотивации. При регулярной мотивации деривационное значение выражается при помощи регулярного словообразователь­ного средства: белый ® белеть. При нерегулярной мотивации деривационное значение обусловлено использованием уникаль­ного словообразовательного средства: почта ® почтамт.

    Кроме того, необходимо разграничивать последовательную и чересступенчатую мотивации. Последовательная мотивация связана с отсутствием пропуска структурно обязательного компо­нента между производящим и производным: зайчонок заяц. Чересступенчатая мотивация обусловлена пропуском звена в словообразовательной цепи, отсутствием слова, которое непо­средственно должно было стать мотивирующим для данного де­ривата: машинистка машина (пропущено словообразовательное звено машинист, так как в современном русском языке данная лексема имеет другое значение — 'водитель локомотива'); снего­вание снег (пропущен глагольный дериват снеговать, который должен был стать мотивирующим для данного слова).

    Таким образом, при определении типов мотивации у мотиви­рованного слова выделяют одновременно несколько разноуров­невых характеристик. Например:

    медведица медведь — мотивация однословная, исходная, еди­ничная, прямая, основная, регулярная, последовательная;

    петушиться петух — мотивация однословная, исходная, от­раженная переносная, основная, регулярная, последовательная;

    рассиропиться сироп — мотивация однословная, исходная, ассоциативно-образная, периферийная, регулярная, последова­тельная.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.