Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи.






Собственно стилистические ошибки. Ошибки по отдельным уровням языковой системы. Определение практической стилистики. Проблемы выбора словесных единиц в процессе выражения мысли и построения связного высказывания.

 

Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.

 

Стилистика – раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, индивидуальный стиль писателей и т.д.).

Стиль – разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения (функциональный стиль).

Практическая стилистика - раздел стилистики, изучающий использование языковых единиц в типичных речевых ситуациях и контекстах повседневного речевого общения носителей литературного языка.

Ошибка - это нарушение требования правильности речи.

Недочет - это нарушение требований хорошей речи, т.е. точности, выразительности, богатства речи.

Стилистические ошибки (недочёты)– вид речевых ошибок, состоящих в употреблении слов, словосочетаний, конструкций, которые не соответствуют стилю данного текста, нарушают требования коммуникативной целесообразности.

Диалект – разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной, социальной, профессиональной общностью.

Диалектизмы – слова из разных диалектов.

1. Прочитайте лингвистический текст. Определите и выпишите ключевые словосочетания. Выделите основную информацию.

 

Работа над стилем – это прежде всего работа над его лексикой, так как слово – основа для понимания речи.

К собственно-стилистическим ошибкам относится все, что разрушает единство стиля высказывания: неправильный выбор слова; нарушение лексической сочетаемости; повторение слов; неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской, диалектизмов, профессионализмов, паронимов, заимствованных слов, фразеологизмов. Неправильный выбор слова делает речь неточной и нередко искажает смысл высказывания: Погода сопутствовала хорошему отдыху (вместо благоприятствовала); У птиц скоро появится наследство (имеется в виду потомство); Я решил продолжить семейную династию и потому решил стать фармацевтом (вместо традицию).

Нарушение лексической сочетаемости – самая распространенная ошибка. Лексическая сочетаемость – это способность слов сочетаться друг с другом. Так, прилагательное обильный сочетается не со всеми существительными, которые обозначают атмосферные осадки: можно сказать обильные дожди, обильные осадки, но не говорят обильный снег, обильный град. Часто слова с одинаковым значением могут иметь разную лексическую сочетаемость: истинный друг, но подлинный документ.

Нарушение стилевого единства текста ослабляет его выразительность. Профессионализмы – слова и выражения, используемые людьми одной профессии. Они в большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям. Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала. Профессионализмы часто обладают экспрессией, что сближает их с жаргонизмами. Так, водители руль называют баранкой, полиграфисты, принятые на письме кавычки по их виду образно называют ёлочками («»), лапками (“ ”), общий заголовок в газете – шапкой. Профессиональная лексика, а также обороты и конструкции, свойственные научному или официально-деловому стилю, нарушают речь: Сын поступил в медвуз согласно желанию отца. Девушка, ты по какому вопросу расстроена?

2. Дайтеоценку употреблению выделенных слов. Предложения исправьте устно. Запишите предложения, используемые в сфере медицины.

1) Новое метро возникло в Алматы. 2) Самолет заправили удобрением. 3) Декада борьбы с курением будет проходить пять дней. 4) Увеличить количество диспансерных больных до 150 человек.

3. Прочитайте текст. Ответьте, что такое ошибка и недочет? Как их разграничивать? Приведите примеры.

Все орфографические, пунктуационные и грамматические нарушения являются ошибками; речевые же могут быть как ошибками, так и недочетами. Например, употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм или смешение причастий действительно и страдательного залога – все это примеры речевых ошибок. Другие же, менее грубые речевые нарушения: повторение одного и того же слова, однообразие конструкций, неудачный порядок слов, различного рода стилевые смешения и т.д. – правильнее считать речевыми недочетами.

Грамматические ошибки - это ошибки, связанные с нарушением грамматических норм: норм склонения и спряжения, согласования слов, построения предложений той или иной структуры.

Грамматические ошибки могут быть трех видов - словообразовательные: нарушена структура слова; морфологические, или формообразовательные: нарушена форма слова; синтаксические: нарушена структура словосочетания или предложения. Например, разновидностями морфологических ошибок являются: ошибки в образовании падежной формы существительного: " сапогов" вместо " сапог"; ошибки в образовании личной формы глагола: " бежат" вместо " бегут" и др.

Грамматическая правильность речи оценивается так же, как и орфография с пунктуацией, так как вместе с ними она составляет понятие " грамотность речи". Грамматические ошибки необходимо отличать от орфографических: если погрешность заметна и в устной и в письменной речи, значит это грамматическая ошибка; если погрешность заметна только в письменной речи, значит, в тексте допущена орфографическая ошибка.

 

4. Ознакомьтесь с видами стилистических ошибок и речевых недочетов. Прочитайте приведенные примеры, найдите и исправьте ошибки. Запишите правильный вариант предложений.

Виды стилистических ошибок и речевых недочетов Примеры
Употребление слова в несвойственном ему значении Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.
Нарушение лексической сочетаемости У девочки были коричневые глаза.
Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) Вот, например, классический пример.
Повторение одного и того же слова Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется… В этой книге рассказывается…
Употребление лишнего слова Нашим войскам пришлось отступать назад.
Смешение паронимов Татьяна росла на ложе природы (ложе - лоно).
Ошибки в использовании фразеологических оборотов Пьеса " Вишневый сад" сыграла большое значение. (Иметь значение- играть роль)
Несоответствие фразеологического сочетания контексту Отец Павла Власова посвятил жизнь побоям жены.

5. Ознакомьтесь с видами грамматических ошибок. Прочитайте приведенные примеры, найдите и исправьте ошибки. Запишите правильный вариант слов, словосочетаний и предложений.

Виды грамматических ошибок Примеры
Ошибочное словообразование " ветелинар" (ветеринар), " заместо" (вместо)
Ошибки в образовании форм существительного " с повидлой"
Ошибки в образовании форм прилагательного " более интереснее", " более умнее". Это был " самый умнейший" человек своего времени.
Ошибки в образовании форм местоимений " ихний", " около его"
Ошибки в образовании форм глагола " ложит", " ездиет", " ляжь" (вместо ляг). Душа Катерины " жаждает " любви.
Нарушение согласования " Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные такой неизбывной тоской".
Нарушение управления " жажда к славе", " осмысляет об этом"
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым " Крестьянство боролись против гнета помещиков".
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом " Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов"
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом " На картине изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени".
Ошибки в построении предложения с однородными членами " Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей"
Ошибки в построении сложного предложения " Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство".
Смешение прямой и косвенной речи " Игорь сказал, что " хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона"
Пропуски необходимых слов " Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол"
Нарушение границ предложения " Охотник положил ружье, привязал собаку. И пошел к зверю".

 

6. Прочитайте и объясните ошибки в данных словосочетаниях. Определите тип ошибки.

 

 

Свободная вакансия, прейскурант цен, хронометраж времени, самый оптимальный, потенциальные возможности, ограниченный предел, вновь восстановлен, очень гениальный, передовой авангард, совместное сотрудничество, первая премьера, положительный успех, саммит на высшем уровне, предельные лимиты, неожиданный сюрприз, весь цвет элиты, страшно обрадоваться, прощальная лебединая песня, низко потупить голову.

7. Исправьте ошибки в словосочетаниях, назовите тип ошибки.
Задеть тему, повысить свою речь, туристический тур, нарушить экологию, польза от использования, чувствуется сочувствие, повысить кругозор, очень огромные глаза, написать в письменном виде, гуманитарное отношение, предоставить друга родителям, двойственный стандарт, коммуникативные платежи, уменьшенное значение, уменьшительная зарплата, гормональные отношения, разнообразные по возрасту люди, злобный прогульщик, будничный день.
8. Найдите ошибки в данных фразеологизмах. Составьте с любыми двумя фразеологическими оборотами распространенные предложения.
Голубая кость, гол как орел, биться как вобла об лед, слона не обидит, тише воды, ниже земли; кошка наплакала, моя хата с боку, авгиевы хоромы, как сыр в молоке плавать, душа в подошвы уходит, кровь мерзнет, птица высокого пошиба, наводить тень на забор, навострить коньки, с гулькин хвост, слон на ухо наступил, жирафовы слезы, ждать у моря дождя, отложить в долгий комод, витать в тучах, одержать поражение, на черте бедности.

9. Объясните, за счет чего создается комический эффект в предложениях.
1. Всех тяжелобольных закапывать с 9-00 до 10-00. 2. Медперсоналу категорически запрещается доедать то, что осталось от больных. 3. Кондитерскому цеху срочно требуются двое мужчин: один – на обертку, другой – на начинку. 4. Врач Ахметова М.З. испускала свое душевное тепло. 5. Школу ХХ1 века я представляю так: вместо учителей на стене висит большой плакат. 6. Хлебозаводу требуются рабочие по выпечке хлебобулочных изделий и безалкогольных напитков. 7. Собаководы! Срочно оботрите морды от слюны для осмотра зубной системы. 8. Дети, не скрипите кровать, проснете папу. 9. Стада говядины бродят по лугу. 10. Книга – настольный друг человека.

10. Найдите стилистические ошибки словоупотребления в данных предложениях. Запишите их исправленный вариант.
1. В преддверии предстоящего туристского сезона была организована продажа путевок. 2. Местный абориген познакомил туристов с обычаями своего племени. 3. В овощной бутик привезли свежие фрукты. 4.Чехов – один из талантливейших авторитетов своего времени. 5.Летом он любил скакать на велосипеде по проселочной дороге.

11. Прочитайте текст. О чем он? Найдите в начале текста повторение одного и того же слова. Найдите ошибки в построении предложений с причастным оборотом и запишите их правильный вариант.

Бром

С Иваном Петровичем творилось что-то неладное. Иван Петрович быстро возбуждался. На обычный вопрос Иван Петрович отвечал повышенным тоном, раздражался по пустякам, кричал, а иногда и плакал. Иван Петрович плохо спал.

Мы с Иваном Петровичем пошли к врачу. Врач объяснил, что это – заболевание нервной системы. Заболевание называется неврозом. При этом заболевании расстраивается процесс торможения. Больной жалуется на быструю усталость, тоску. Врач порекомендовал Ивану Петровичу правильный режим жизни, покой, рациональную диету.

Но есть средства, изменяющих процесс торможения и возбуждения в центральной нервной системе химическим путем. Самым лучшим средством, действующего на нервные клетки мозга, являются соли брома.

Бром – химический элемент, открытый в 1821 году французским химиком Баларом. В природе встречается бром в соединении с калием или натрием. В чистом виде бром – темно-красная жидкость с резким неприятным запахом (бром по-гречески – зловоние).

Он применяется при гипертоническом болезни, диабете, язвенном болезни, бронхиальном астме и многих кожном болезнях. Но пить бром без указаний враче только вредит здоровьем. И.П. Павлов говорил, что «человечество должен быть счастлив тем, что располагает таким драгоценным для нервной системы препаратом, как бром».

12. Найдите в последнем абзаце текста «Бром» ошибки, связанные с нарушением согласования и управления. Запишите правильный вариант предложений.

13. Найдите в цитате И.П.Павлова нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

14. Постройте устно текст-рассуждение. В качестве тезиса возьмите цитату И.П. Павлова: «человечество должно быть счастливо тем, что располагает таким драгоценным для нервной системы препаратом, как бром». Приведите доказательства и сделайте вывод.

Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

- раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, индивидуальный стиль писателей и т.д.).

- разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения

- нарушение требования правильности речи

- нарушение требований хорошей речи, т.е. точности, выразительности, богатства речи

- речевые ошибки, состоящие в употреблении слов, словосочетаний, конструкций, которые не соответствуют стилю данного текста, нарушают требования коммуникативной целесообразности

- разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной, социальной, профессиональной общностью

- слова из разных диалектов

- способность слов сочетаться друг с другом

- ошибки, связанные с нарушением грамматических норм

- ошибки, связанные с нарушением структуры слова

- ошибки, связанные с нарушением формы слова

- ошибки, связанные с нарушением структуры словосочетания или предложения

☼ ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Для чего нужна кровь?

Наше тело состоит из миллиардов клеток. Все они хотят хорошо питаться. За это отвечает кровь. Наряду с красными кровяными тельцами, которые переносят жизненно важный кислород (О2), в крови есть много других составляющих, которые выполняют важные задачи. Например, питательные вещества поднимаются из пищеварительного тракта и распределяются среди органов. И, напротив, через кровь выводятся отходы. К тому же существуют кровяные пластинки, которые закрывают раны, и белые кровяные тельца, которые служат защитой от болезнетворных микроорганизмов.

 

Страдая хроническим бронхитом, больной решил навестить известного врача. Тот внимательно его осмотрел, детально обо всем расспросил и заверил, что болезнь поддается лечению.
- Вы в этом уверены, доктор? - с надеждой спросил пациент. - Наверное, у вас есть большой опыт в лечении этой болезни?

Врач загадочно улыбнулся и доверительно сообщил:
- Можете мне поверить, дорогой мой, у меня самого бронхит вот уже более пятнадцати лет!

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

СРСП

1. Определите значения однокоренных слов в следующих парах. Составьте с любой парой словосочетания.
ВИдение – видЕние, острОта – остротА, хлОпок - хлопОк, перенОсное – переноснОй, перехОдный – переходнОй, запАхнуть – запахнУть.

2. Объясните значения слов, обратив внимание на разницу в их значениях. Составьте с любой парой распространенные предложения.
Прецедент - инцидент, оппонент – полемист, эпатировать – шокировать, дискуссия – диспут, коллизия – конфликт, компиляция – плагиат, консенсус – компромисс, компрометировать – игнорировать, вариативность – интерпретация, эрудиция – интеллект.

3. Раскройте скобки, составив словосочетания с приведенными ниже паронимами.
Туристский, туристический (путевка, фирма, снаряжение, маршрут, агентство), гуманный, гуманитарный, гуманистический (наука, подход, помощь, право, отношение, взгляд), ложный, лживый, лицемерный, фарисейский (человек, учение, взгляд, опенок, вызов); словарный, словесный (портрет, запас, состав, статья); логичный, логический.

 

Составьте словосочетания, соблюдая правила управления.
Альтернатива (чему), аналогия (с чем и между чем), беспокойство (о ком, за кого), версия (чего), геноцид (кого), долг (кому), жажда (чего), импичмент (кого), мемориал (кого-чего), несоразмерность (с чем), обелиск (кому), одержимость (чем), опасения (чего), подтверждение (чего), причастность (чему), уверения (в чем).
5.Укажите, в каких примерах нарушены нормы сочетаемости.
Одержать успехи, поставить пьесу, дать отпор для врага, увеличить уровень, совершить нападение, оказать вред, вопреки указания начальника, добиться успехов, понести потери, делать привилегии кому-либо, играть первостепенное значение, занять звание чемпиона, должность заведующего кафедры, скучать по другу, идти один за одним, разочароваться в жизни, указать о недостатках, коснуться о теме любви, отзыв на статью, характеристика на студента.
6. Перестройте предложения, устранив повторение союзов.
По дороге мы очень замерзли и, забыв обо всех интересных местах, о которых нам рассказывали, побежали отогреваться в корпус, который нам отвели. Мне кажется, что депутаты своими выступлениями хотят сказать, что они действительно принимают важные законы, чтобы улучшить жизнь людей.
7. Определите причины ошибок и речевых недочетов в предложениях.
Подъезжая к развалинам старого замка, расположенным на месте средневекового город, начался сильный ветер. Все, кто хоть раз увидели красоты Урала, не забудет ни сияния полярной тундры, ни горных массивов, покрытых величественными лесами, ни голубых озер. К новым компьютерам более бережливо сотрудники отдела стали относиться. Мой рассказ будет неоконченным, не упомянув о дорожном происшествии. Все зависящие меры от нас по предотвращению аварии были приняты. В походе участвовали двадцать один человек. Мы имели тому соответствующие примеры. Любовь не только облагораживает человека, сколько жизнь смыслом наполняет его. Особенно наступает горячая пора для студентов во время сессии. ЦРУ осуществил операцию по задержанию террористов. Придя домой, уже стемнело. Это был человек, верящий в добро и справедливость и который хотел принести пользу людям. Президент указал о том, что необходимо вводить новые законы по налогообложению. Те, кто встал на путь зла, обречен на поражение. Весна, о которой так долго мечтали, наконец-то наступила, и на полях, дачных участках и садах закипела работа.

СРС: Подберите текст по специальности и сделайте лингвостилистический анализ текста.

АРМ

1. Прочитайте начало текста. Как бы вы закончили рассказ?

В детстве я мечтал стать врачом. Мне нравился белый халат, запах лекарств, и я любил рассматривать иллюстрации в книгах по анатомии. Больше всего я хотел побывать в медицинском университете, где студенты ходят в белых халатах. Но однажды...

2. Продолжите данный текст-повествование в соответствии со стилистическими требованиями.

Я люблю свой университет, его старинное здание, сквер. Здесь работают известные ученые-медики. Медицинский университет имени С.Асфендиярова был основан в...

3. Постройте текст-рассуждение, используя данное высказывание в качестве тезиса. Приведите доказательства и сформулируйте вывод.

Интересно отметить, что мудрое правило " Лучше предупреждать болезнь, чем ее лечить" принадлежит китайцам. Я согласен с их мнением, потому что …

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.