Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биологическое и социальное в человеке




Биологическое и социальное в филогенезе и онтогенезе человека. Физиология человека (общие принципы). Социобиология о природе человека. Бессознательное и сознательное в человеке. Здоровье и здоровый образ жизни, Работоспособность, эмоции и творчество. Социально-этические проблемы генной инженерии.

Биологическое и социальное в филогенезе и онтогенезе человека

Homo sapiens (человек разумный) - дитя природы и общества, неразрывное единство природного, биологического и социального, которые не только тесно связаны между собой, взаимодействуют, но и в определенном отношении взаимообусловлены.

Человек разумный как биологический вид относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду - человек. Человеческий организм - биологическая материальная основа, на которой в процессе социализации строится, воздвигается человеческая личность, личность социального существа, организованного в сообщества, способного создавать, систематически использовать и совершенствовать орудия труда в процессе предметно-практической деятельности, обладающего речью, сознанием и самосознанием. Под влиянием факторов биологической эволюции организм человека приобрел уникальные системно-функционирующие свойства, качества.

С момента формирования Homo sapiens прошло 30-40 тыс. лет, некоторые авторы считают - 200 тыс. лет. Как же осуществлялся филогенез человека в этот период? Как социальная жизнь, материальное производство и культура повлияли на биологическую эволюцию человека? Данные науки свидетельствуют о том, что биологическая эволюция перестала играть решающую роль. Сила естественного отбора ослабевает и в значительной мере проявляет себя только в эмбриональном периоде развития человеческого организма. Развитие медицины, социальные институты ослабляют влияние биологической изменчивости индивидов. Так, в Европе за период с 1840 г. по конец ХХ века уровень смертности от туберкулеза снизился с 4000 до 13 человек на один миллион жителей.

Для современной эпохи характерен очень медленный темп генетических изменений в результате отбора и большое генетическое сходство людей, принадлежащих к различным социальным группам, нациям, расам. С другой стороны, наблюдается многообразие культур и образов жизни, то есть осуществляется культурная эволюция, которая играет все более значительную роль в эволюции Homo sapiens. В отличие от животных, где естественный отбор является главным фактором эволюции, у человека отбор способствует сохранению генофонда и сдерживанию негативных мутаций.

Выясняя сущность филогенеза человека, проследим, как изменяется физический облик, умственные способности и жизнеспособность человеческого организма. Комплексным показателем его биологической жизнеспособности является продолжительность жизни, которая с 22 лет в первобытном обществе увеличилась в начале ХХ века в Европе до 56 лет, а к концу ХХ века до 75-78 лет, то есть ее уровень приближается к средней норме 80-90-100 лет. Рассмотрим вопрос об умственных способностях человека, имеются ли здесь изменения. Ф. Гамильтон, один из создателей евгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения) утверждал, что интеллектуальный уровень человечества снижается, так как низшие классы и народы слаборазвитых стран имеют более низкий коэффициент интеллектуальности - IQ (Ай кью). Но вместе с тем эти люди имеют более высокий продуктивный уровень. Отсюда Гамильтон и другие ученые стали считать, что в человечестве все больший процент будут составлять люди с низким IQ. Сейчас от этого мнения наука отказалась. Л.П. Татаринов в статье "Дарвинизм сегодня" (Коммунист, 1988, № 13) писал: "Более вероятно, что рост интеллектуальных детей - следствие совершенствования системы воспитания и образования, прогресс которой ... в целом несколько недооценивается". Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей подтверждает эту мысль Л.П. Татаринова. О.И. Скороходова, выпускники психологического факультета МГУ и другие слепоглухонемые достигли высокого интеллектуального развития.



Наука не располагает данными об эволюции мозга после выхода человека из мира животных. Размеры мозга человека не изменились существенно, хотя у наших предков это имело место в течение всей эволюции: у австралопитеков - 500-600 см3, у питекантропов - до 900 см3, у синантропов - до 1000 см3. Средний размер мозга у современного человека: 1400 см3 у мужчин и 1270 см3 у женщин. Однако у современного человека не наблюдается прямой зависимости между размером мозга и индивидуальной одаренностью. Так у известного французского писателя А. Франса - 1000 см3, а у Тургенева - 2012 см3, однако оба они талантливые писатели.



Таким образом, развитие процесса антропогенеза завершается с прекращением видообразования человека, заканчивается и действие группового отбора как главного фактора биологического филогенеза человека. И дальнейшее развитие Homo sapiens связано с развитием культуры, интеллекта и целесообразной деятельности. Исключение составляет лишь эмбриональное развитие. У современного человека генетическая информация уступает свою главенствующую роль социальной информации, развитие которой определяется не столько естественным отбором, сколько социальными факторами.

Биологическое и социальное в онтогенезе человека

Проблема соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека рассматривается в науке неоднозначно. Э. Геккель абсолютизировал биологические факторы развития человека, среди которых главными он считал борьбу за существование и естественный отбор. Представитель евгеники Ф. Гамильтон в 1870 году в книге "Наследственный гений" выступил с позиций расизма, утверждая, что северная (нордическая) раса превосходит все другие народы (негров и др.) по своим интеллектуальным и другим качествам, выступил против межрасовых браков. Эту же идею еще более радикально развивали П. Попенто и Р. Джонсон, книгу которых "Прикладная евгеника", назвали учебником по расизму.

Однако после разгрома германского фашизма - главного пропагандиста расизма мировое общественное мнение начало изменяться. В пятидесятые годы ЮНЕСКО выступила с заявлением о том, что наука не располагает данными о различиях в умственных способностях различных рас и межрасовые браки безопасны. Научные исследования в ХХ веке свидетельствуют, что особенности генотипа проявляются на индивидуальном, а не на расовом уровне. В индивидуальном развитии человека выделяют два периода: эмбриональный и постэмбриональный. Академик Н.П. Дубинин так характеризует эти периоды: "В эмбриональный период развитие организма происходит по жестко закрепленной программе и при сравнительно слабом (через организм матери) влиянии окружающей физической и социальной среды". Развитие человеческого эмбриона и эмбрионов других млекопитающих очень сходно, особенно длительно сохраняются сходства эмбриона человека и обезьяны, что показывает их филогенетическое родство. Человек генетически уникален, его свойства в значительной степени детерминированы генотипом и передача этих свойств последующим поколениям подчиняется законам наследственности. Индивид наследует от родителей телосложение, массу, рост, цвет кожи, глаз, волос, химическую активность клеток, конституцию (морфологические и функциональные особенности организма). Однако многие ученые считают, что наследуются не сами способности, а их задатки, которые входят в развитие как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, то есть преобразуются и изменяются (Рубинштейн С.Основы общей психологии. М., 1940).

Генетический потенциал человека реализуется жестко во времени. Подтверждением этому служат факты, когда человеческие дети, младенцы попадали в джунгли и несколько лет жили среди зверей. Необратимое отставание их в интеллектуальном, социокультурном развитии после их возвращения к людям невозможно было компенсировать, восстановить никакими самыми упорными усилиями врачей, педагогов, ученых. Это показывает, что человеческое поведение, язык, культура и различные формы социальной деятельности могут быть усвоены новым поколением только через социальное наследование, через передачу социальной программы в ходе обучения и воспитания в соответствующее, жестко обозначенное время.

В онтогенезе человека важную роль играют генотип и фенотип. Генотип - совокупность генов, локализованных в его хромосомах, наследственная основа организма. Фенотип - совокупность всех свойств и признаков организма, которые сформируются в ходе его индивидуального развития. Фенотип зависит от генотипа и среды, фенотип есть результат взаимодействия генотипа, организма в целом со средой. Фенотип изменяется в течение всей жизни, тогда как генотип остается почти неизменным.

Г.А. Югай отмечает, что фенотип человека включает: 1)биологические задатки, закодированные в генах; 2) результаты влияния социальной и природной среды; 3) деятельность индивида; 4) его сознание и мышление.

Взаимодействие наследственности и среды в онтогенезе человека особенно важно в периоды интенсивного формирования организма человека, его личности (эмбриональный, грудной, детский, подростковый, юношеский). Развитие, адаптация человека осуществляются под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной, генотипа и среды. Например, о существенном влиянии социальной среды на развитие умственных способностей свидетельствует IQ однояйцовых близнецов, которые воспитывались раздельно, в разных социальных условиях.

К сожалению, биологически наследуются не только положительные, но и негативные задатки (умственная неполноценность, шизофрения и др.). Поэтому при заключении браков целесообразна, необходима генетическая консультация.

Таким образом, биологическое в человеке - это биологические законы обмена веществ и энергии, обусловленные морфофизиологическими особенностями организма. Биологическое - это морфофункциональная основа, которая обеспечивает индивидуальное приспособление организма к среде. Биологическое в человеке - необходимое, но не достаточное условие. Социальное - система материальных и духовных факторов общественного происхождения и совокупность межчеловеческих, интерсубъективных, коммуникативных и психоэмоциональных отношений, влияющих на жизнедеятельность человека, его здоровье.

Биологическое и социальное относительно гармонично связаны между собой, образуя социального человека, личность. Но в литературе встречаются крайности: когда абсолютизируется либо биологическое (биологизаторство), либо социальное (социологизаторство) при недооценке другой составляющей человека как биосоциального существа. Биологическое в человеке проявляется в социальной форме. Представляется наиболее обоснованной точка зрения, в соответствии с которой человек есть совокупность общественных отношений, определяющим в формировании личности оказывается социальная среда и воспитание, а связь социального и биологического рассматривается как противоречивое соотношение высшей и низшей форм движения материи.

Физиология человека (общие принципы)

Физиология - наука о жизнедеятельности организмов. П.К. Анохин ввел в физиологию понятие функциональной системы, которая отличается тем, что в процессе своей жизнедеятельности она достигает полезно приспособительного результата и при этом, осуществляя опережающее отражение действительности, обеспечивает свое будущее. Все организмы предваряют будущее, но наиболее эффективно, успешно это получается у человека благодаря развитию высшей нервной деятельности, величине и сложности функционально-структурной характеристике человеческого мозга. Кроме того, человек в отличие от обезьяны имеет S-образную форму позвоночника и отчетливый поясничный изгиб, благодаря чему он может передвигаться на двух ногах и заниматься с помощью рук деятельностью стоя. Человек имеет голосовой мускул, обеспечивающий богатство звуков его речи. Организм человека - открытая система, обменивающаяся со средой веществом, энергией и информацией. Упорядоченность организма выше, чем у окружающей среды. За счет своей познавательной деятельности человек вырабатывает высокоинформативное знание, представляемое и закрепляемое в словесной форме и овеществляемое в предметно-практической деятельности.

Физиологические процессы в организме человека управляются центральной нервной системой, вегетативной нервной системой, эндокринной системой, кровью и лимфой. Головной мозг человека имеет сложную иерархическую структуру. Кора головного мозга включает в себя сенсорную, двигательную и ассоциативную части. Имеет место асимметрия правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие "отвечает" за речь, письмо и выработку стратегий двигательных актов; при его поражении возникают маниакальные идеи. Правое полушарие распознает зрительные и слуховые образы, выражает эмоции; при его патологии развивается сенсорный и эмоциональный негативизм. Оба полушария обладают взаимодополняющей специализацией. Спинной мозг управляет условными и безусловными рефлексами. Вегетативная нервная система осуществляет нервную регуляцию внутренней среды организма. Сенсорная физиология контролирует функционирование отдельных сенсорных систем и его субъективное восприятие человеком. Двигательные центры расположены по всей центральной нервной системе. Главная функция крови и лимфы - обмен веществ между организмом и средой. Сердце обеспечивает кровоток. С помощью дыхания осуществляются доставка кислорода в кровь и выведение углекислого газа. Функция желудочно-кишечного тракта состоит в механической обработке, переваривании пищи, всасывании полезных продуктов переваривания и включение их в кровоток, а также выведении из организма отходов. Физиология мышц исследует энергетизм и механизм сокращения мышц. Физиология гормональной регуляции исследует функции эндокринной системы.

Физиологические функции человеческого организма отличаются согласованностью, гармоничностью.

Социобиология о природе человека

Возникновение социобиологии связывают с выходом в 1975 году книги американского энтомолога Э.О. Уилсона "Социобиология: новый синтез". Автор пытается по-новому рассматривать проблемы морали, свободы, альтруизма, эгоизма и других свойств человека, широко используя выводы, полученные при изучении животных, экстраполируя их на поведение человека. Здесь имеет место биологический и молекулярно-генетический редукционизм, то есть сложное сводится к более простому: антропология к биологии, а сама биология - к молекулярной генетике.

Представители социобиологии считают, что существенные изменения в понимание природы человека вносит теория генно-культурной коэволюции, в соответствии с которой процессы органической (генной) эволюции и культурной эволюции человека осуществляются совместно. Культура и гены в этой эволюции связаны между собой неразрывно. Но социобиологи считают, что главная роль принадлежит генам: именно гены являются конечными причинами поступков и действий человека. Задачу социобиологии Уилсон понимает как изучение биологических основ всех форм социального поведения у всех животных, включая человека. Уилсон утверждает, что у человека не может быть никаких высших целей, возникающих вне его биологической природы. С точки зрения теории генно-культурной коэволюции, моральные чувства и представления человек получает в порядке биологического наследования, все моральные запреты (табу) имеют биологические основания. Агрессивность рассматривается как неотъемлемая черта человека, унаследованная по биологическим каналам. Подобные мысли высказывает и австрийский зоолог К. Лоренц в книге "Агрессия" (М., 1994): "С человеческим обществом дело обстоит почти так же, как с обществом крыс, которые так же социальны и миролюбивы внутри замкнутого клана, но сущие дьяволы по отношению к сородичам, не принадлежащим к их собственной партии". С этих позиций война есть проявление внутривидовой агрессии. Человеческая любовь рассматривается социобиологами как поведенческий механизм, обеспечивающий оптимальную связь между удовлетворяющими друг друга партнерами.

О человеческом сознании Уилсон пишет: "Человеческое сознание является устройством для выживания и воспроизводства, а разум есть всего лишь один из инструментов для биологического воспроизводства". Давая оценку концепциям социобиологов, следует отметить, что идеи генно-культурной коэволюции обладают известной эвристической ценностью. Действительно, в развитии человека и общества важную роль играло взаимодействие биологического и социального. Об этом еще в 20-30-е годы ХХ столетия писал В.И. Вернадский, отмечая тесную взаимообусловленность человека и биосферы. Существуют и эволюционные связи человека с животными, аналогии между их поведением, то есть имеются биологические основы социальности человека. Но объяснять поведение человека преимущественно биологическими причинами нельзя. Одна природа, вне социальных условий, не делает человека человеком. Биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме, природно-биологическая сторона жизнедеятельности человека опосредуется, "очеловечивается" социокультурными факторами.

Таким образом, отмечая некоторые эвристически ценные идеи социобиологии (идеи коэволюции), следует решительно отметать спекуляции на ней представителей современного социал-дарвинизма, расизма и евгеники.

Бессознательное и сознательное в человеке

Проблема бессознательного и сознательного в человеке является как бы продолжением и конкретизацией вопроса о соотношении биологического и социального. В истории философии и науки долгое время человек, мотивы его поведения само его бытие трактовались как проявление сознательной жизни, то есть с позиций антропологического рационализма. Однако с развитием науки и философии исследователи, начиная с Нового времени, все большее внимания уделяют проблеме бессознательного, справедливо утверждая, что психика человека не исчерпывается сознанием, что существует еще и огромный пласт бессознательного, играющий важную роль в жизни человека. Г.Лейбниц, И. Кант, С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше начали исследовать психические процессы, не осознающееся человеком, выяснять их роль и значение.

Но, несомненно, главенствующая роль в разработке проблемы бессознательного, его соотношение с сознанием сыграл австрийский врач, психиатр и психолог З. Фрейд, открывший целое направление в науке - психоанализ. Фрейд показал, что бессознательное есть важнейший фактор человеческого измерения и существования. С точки зрения психоанализа Фрейда, психика человека включает в себя три пласта. Нижний пласт, самый мощный - Оно (id) находится за пределами сознания. В "Оно" сосредоточены всевозможные биологические влечения и страсти, главным образом, сексуальные, а также вытесненные из сознания идеи, образы. Второй слой психики человека - слой сознательного - "Я" (Ego) человека. И третий, верхний пласт - это "Сверх-Я" (Super-Ego) - это сфера долженствования, идеалы и нормы общества.

Личность, считал Фрейд, разрывается в противоречиях между неосознанным влечениями и побуждениями "Оно" и нравственно-культурной цензурой "Сверх-Я". И Фрейд считает, что человеческое сознание "Я" уступает под мощным давлением "Оно", которое всецело подчинено стремлению к удовольствиям и наслаждениям. И, таким образом, мысли, чувства, поступки человека управляются, стимулируются сексуальным влечением и сексуальной энергией (либидо). Более того, среди бессознательных влечений Фрейд выделяет и врожденную склонность к разрушению и агрессии - "инстинкт смерти", который противостоит "инстинкту жизни". Эрос (бог любви) и Танатос (олицетворение смерти) - эти две могущественные силы определяют поведение человека. Фрейд считает, что противоречия между биологическими влечениями и социальными нормами, бессознательным и сознательным в человеке в конце концов разрешаются в пользу биологического, бессознательного. И человек, с точки зрения Фрейда, - это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Швейцарский психолог К. Юнг высказал свое несогласие с этим мнением Фрейда. Юнг исследовал бессознательное и более глубоко дифференцировал фрейдовское "Оно", в котором выделил: 1) личностное бессознательное как отражение в психике индивидуального опыта человека, и 2) более глубокий слой - "коллективное бессознательное" как отражение опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляет архетипы - изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок, символики художественного творчества. По К. Юнгу, сущностное ядро личности - единство индивидуального и коллективного бессознательного при определяющем влиянии последнего, то есть человек - существо архетипное.

В дальнейшем проблемы психоанализа разрабатывали А. Адлер, В. Райх, К. Хорни. Наиболее видным представителем неофрейдизма был Эрих Фромм. Он критиковал теорию Фрейда за биологизацию бессознательного и противопоставление, антагонизм сущности человека и культуры. Фромм отверг и социологизаторство в понимании человека. Важным фактором развития человека Фромм назвал "экзистенциальную дихотомию" - противоречие между биологической и социальной сторонами человека. Он считал, что человек - существо "незавершенное и неполное", так как в силу своей смертности не может до конца развить социальные качества, способные компенсировать его биологическую неприспособленность. Фромм внес новые моменты в научное понимание проблемы соотношения сознательного и бессознательного. Фромм показал, что новая эпоха - эпоха рыночных отношений - порождает человека нового типа, которого он назвал "рыночным характером". "Человек, обладающий рыночным характером, - писал Фромм, - воспринимает все как товар - не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки, и его главная цель - в любой ситуации совершить выгодную сделку"[23].

Чтобы изменить человека, его характер и поведение, необходимо изменить само общество, считает Фромм, чтобы основным принципом общества было "быть", а не "иметь".

Здоровье, здоровый образ жизни, работоспособность, творчество

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье имеет не только физиологический, но и социально-этический, культурологический аспект. Здоровье включает и отношение ответственности: матери к своему будущему ребенку, родителей к детям, врача к пациентам, государства к населению, человека - к самому себе. Здоровье, с одной стороны, объективное состояние организма (включая и состояние психики), с другой стороны, это - большая ценность.

В сохранении здоровья населения огромное значение имеет профилактическая работа, систематические периодические профосмотры, которые способствуют ранней диагностике заболеваний и их своевременному эффективному лечению. Здесь многое зависит от врачей и от больных; если все они относятся к лечению с максимальной ответственностью, то обеспечивается полное, или хотя бы частичное выздоровление.

Здоровье, отмечает А.В. Сахно, - это индивидуальное, психосоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности. Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех генетически детерминированных задатков.

В сохранении и укреплении здоровья большую роль играет здоровый образ жизни. Каковы его основные принципы? По мнению А.В. Сахно, к ним относятся: 1) творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуальная и общественно-полезная, духовная или физическая деятельность); 2) отказ от вредных привычек (злоупотребление алкоголем, курение наркотиков и токсических веществ); 3) рациональное питание, сбалансированное качественно (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы) и количественно (энергетическая ценность пищи и расход энергии в процессе деятельности); 4) рациональная двигательная активность; 5) соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали.

Цель здорового образа жизни - создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями и радостью жизни человека, его активной творческой деятельности. Несомненно, здоровый образ жизни тесно связан с социально-экономической и политической, культурной деятельностью государства.

Физическое и духовное здоровье человека является основой его жизнедеятельности и работоспособности, то есть его способности к работе, к физическому и умственному труду, к преодолению физических и умственных нагрузок. Сохранению работоспособности на высоком уровне помогают тренировка, многократное повторение какой-либо работы. Важное значение имеет рациональная организация труда. Говорят, что усталость приходит прежде всего от бестолковой работы. Там, где четко организован труд, человек последовательно наблюдает позитивные результаты своего труда, имеет место и повышение производительности и настроения, эмоций, что умножает силы и энергию человека, его творческую активность. Творчество человека - это создание чего-то нового в любых сферах человеческой деятельности. Творчество делает мир человека богатым, интересным, радостным, расширяет его горизонты. Решающее значение имеет создание нужных самому индивиду и другим людям ценностей, в том числе и тех, которые обеспечивают здоровье. Творчество - это непрекращающийся процесс возвышения над пустым, негативным, болезненным.

Социально-этические проблемы генной инженерии

Среди важных проблем биоэтики особенно актуальными в конце ХХ века стали проблемы генной инженерии, представляющей собой раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов с помощью генетических и биохимических методов. Механизм генной инженерии включает: 1) извлечение из живой клетки какого-либо организма гена или группы генов; 2) соединение их с определенными молекулами нуклеиновых кислот и 3) внедрение полученных гибридных молекул в клетки другого организма.

Генная инженерия открывает новые пути для решения некоторых проблем генетики, трансплантации органов, лечения наследственных болезней в медицине, повышения продуктивности в сельском хозяйстве и разработки новых биотехнологий. Проблемы, связанные с генной инженерией, в настоящее время становятся глобальными. Больных с наследственными болезнями, обусловленными геномом, становится все больше. (Геном - совокупность генов в одинарном наборе хромосом данной животной или растительной клетки; геном - это генетическая программа развития организма).

Заболевания на генном уровне все чаще вызываются экологическим кризисом, все увеличивающимся числом мутагенов. Развитие атомной энергетики, использование синтетических химических соединений, гербицидов, повышение уровня радиации, увеличение доли химических веществ в пище и атмосфере вызывают мутации у человека в виде наследственных болезней и аномалий. Научные исследования показывают, что сейчас 50% патологий обусловлены нарушениями структуре и функциях наследственного аппарата, 5% новорожденных имеют генетические дефекты вследствие мутаций хромосом или генов. Эти причины вызывают не только физические болезни, но и отклонения в психической сфере.

Генная инженерия показала эффективность своих методов, но вместе с тем внесла тревогу в связи с тем, что нельзя полностью исключить ее негативные последствия. Мнения ученых разошлись. Академик Н.П. Дубинин считает, что наследственность современного человека надо охранять, сохранять, а не пытаться заменить ее "чем-то кажущимся лучшим". С другой стороны, А. Нейфак и другие призывают различать невежественное вмешательство в наследственность человека и катастрофическое по своим последствиям невмешательство. Здесь возникает вопрос: а каковы критерии профессионализма в этом вопросе? Однозначного решения этой проблемы генной инженерии научное сообщество не имеет.

И научные исследования, и практическое применение их результатов продолжается. И никакие запреты не могут остановить научный поиск. Но здесь жизненно важна величайшая ответственность ученого перед обществом, перед историей. Принцип клятвы Гиппократа "не навреди!" должен неукоснительно выполняться. Эта же установка касается и трансплантации органов и клонирования.

Генная инженерия, открывая новые большие перспективы в лечении наследственных болезней, в противовес евгенике, стремящейся вывести элитарную породу людей, ставит своей целью исправить недостатки природы, избавить людей от наследственных аномалий, обеспечить их здоровье. Но это возможно лишь при одновременном улучшении социально-экономических условий, благоприятной природной и социальной среды.

Литература

1. Губанов Н.И., Царегородцев Г.И. Биологическая и социальная детерминация способностей: методологические аспекты// Философские науки, 1988, № 2.
2. Дубинин Н.П. Генетика человека. М., 1978.
3. Ершов П.М. Потребности человека. М., 1990.
4. Кибернетика живого: человек в различных аспектах. М., 1985.
5. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда/ Перевод с англ. - М., 1993.
6. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов.// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.46. Ч.1. 7. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. М., 1994.
8. Морозова Г.Ф. Здоровье человека в свете экологии// Социологические исследования. 1994, № 11. 9. Шелер М. Положение человека в космосе// Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
10.Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975.
11.Ульмер Х.Ф., Брюк К., Эве К. И др. Физиология человека: В 13 т. Т.2. М., Мир, 1996.
12.Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннер Дж., Барникот Н., Рейнолдс В. Биология человека. М., 1979.
13.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал