Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и роль науки в современном информационном обществе






Современный этап развития общества определяется различными исследователями как информационный, сверхиндустриальный, постиндустриальный. Этот этап характеризуется изменением роли техники, науки, знания в общественной жизни.

Информационное общество начинает формироваться в результате информационной (или компьютерной) революции, когда происходит радикальное изменение всех средств обработки, передачи и производства информации. Информационные технологии позволяют создать общество, основанное на знаниях. возрастает содержание «знаний» в товарах и услугах. Понятие «средства производства» из предметной области постепенно переходит в область человеческих отношений.

Новое общество основано на вычислительных сетях с глубокими и разносторонними связями внутри организаций и между ними. Возникает виртуальное бытие – глобальная компьютерная сеть. Происходит процесс глобализации экономики. Поскольку знания превращаются в ключевой ресурс, экономика приобретает планетарный характер, хотя отдельные организации и продолжают работать на местах, в регионах или в масштабах государств.

Основными составляющими интенсификации информационных процессов являются: увеличение объема накопленной и передаваемой информации, неуклонное возрастание скорости передачи сообщений, технический рост оснащенности общественного труда и новые способы его разделения. Информация становится базовым параметром нарождающейся информационной цивилизации.

Лидерство в развитии информационных технологий и средств массовой коммуникации становится все более эффективным средством обеспечения господствующего положения в политике, экономике, общественных отношениях.

Общество является информационным, если:

1) любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить любые информацию и знание, необходимые для их жизнедеятельности;

2) в обществе производится, функционирует и становится доступной современная информационная технология;

3) имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов; общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию;

4) в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер производства и управления;

5) происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

В информационном обществе огромное социальное и экономическое значение приобретает теоретическое знание. Происходят изменения характера науки. Наука как «всеобщее знание» становится основной производительной силой общества. Основным источником стоимости выступает уже не столько труд в процессе материального производства, а знание (в виде изобретения или организационного усовершенствования).

Информационное общество находится в процессе становления и изменения. Однако уже сейчас можно отметить и описать его характеристики, выделить его позитивные и негативные черты.

Общий уровень жизнедеятельности людей в информационном обществе отмечается высоким качеством жизни, это связано с ускоренными производственными процессами и информационными потоками. В обществе происходят ускоренные изменения. Это связано с сокращением времени между рождением идеи и ее реальным воплощением с последующим распространением в обществе. Если раньше это время измерялось десятилетиями и даже столетиями, то сейчас несколькими годами. Например, в 1836 году была изобретена машина, которая косила, молотила, вязала снопы и насыпала зерно в машины. Лишь к 1930 годам на свет появился такой комбайн. В настоящее время компьютерные технологии развиваются столь быстро, что компьютеры устаревают в течении нескольких лет.

Ускорение темпа перемен, прежде всего, затрагивает человека, который не успевает к ним адаптироваться. Возникает настроение и чувство непостоянства, неуверенности в завтрашнем дне. Темп перемен приводит к потере человеком привязанности к месту, людям, вещам. Если раньше вещи могли служить человеку всю жизнь, то сейчас это время сокращается. Э. Тоффлер называет такое общество «обществом одноразовых стаканчиков». Процесс производства товаров и необходимость ускоренного потребления взаимосвязаны и взаимопредполагают друг друга.

Наиболее ценным объектом потребления является информация. Человек создает все более сложную окружающую среду, перегруженную информацией, в которой он часто не может справиться с избытком информации. Скорость развития информационных технологий нередко приводит к тому, что естественной способности человека обработать информацию становится недостаточно для того, чтобы ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций. Возникает своеобразная «искусственная» неполноценность мышления.

Значительную роль приобретают средства массовой информации, которые исходят из особых принципов описания объектов и процессов. Такие формы познания как факты и проблемы заменяются сообщениями. Погоня за сенсациями, концентрация внимания на отдельных ярких, «интересненьких» событиях не позволяет человеческому сознанию отделять случайное от закономерного. Обновление информации лишает ее какой-либо структуры. В результате под действием средств массовой информации у человека не формируется целостного представления о реальности. В этой связи исследователями современного общества отмечается аспект мозаичности культуры, когда культура рассыпается на мозаику случайных, плохо связанных и структурированных понятий, исследующих мир не вглубь, в направлении выявления сущности, а вширь в русле формирования одноплоскостного текста реальности. Представления о мире складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей.

В связи с наступлением «информационного века» основной задачей становится максимально ускорить и упростить процесс передачи информации между людьми и повысить ее восприятие. Именно поэтому она стандартизируется и классифицируется с тем, чтобы как можно более ускорить процесс обработки информационного потока. Происходит сближение духовного и материального на почве информационного элемента культуры, что иллюстрируется тоффлеровской «блип»-культурой. В самом деле, она является в полном смысле культурой, а служит исключительно средством передачи и приема какой-либо информации, традиционно относимой к сфере культуры. Так, двадцатистраничный пересказ романа Толстого «Война и мир» будет «блип» –информационной выжимкой этого романа. Очевидно, что человек, стремящийся к истинной культуре, вовсе не удовлетворяется кратким пересказом сюжета, а постарается получить эмоциональное удовлетворение, прочитав роман целиком с тем, чтобы насладиться красотами авторского стиля и точностью прописи характеров.

Один из принципиальных парадоксов «информационного общества» – манипулирование личностью с помощью частичной информации. Как это не парадоксально, чем более информационно насыщенной оказывается цивилизация, тем человек более манипулируем теми, кто обладает, кодирует, передает информацию. Поэтому тот, кто владеет информацией, начинает владеть миром. Информационное общество в определенном отношении – опасное общество. Оно представляет опасность для свободы человека, его внутреннего мира.

Литература

1. Аб­де­ев Р.Ф. Фи­ло­со­фия ин­фор­ма­ци­он­ной ци­ви­лиза­ции. М., 1994.

2. Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995.

3. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

4. Новая постиндустриальная волна на Западе. М. 1999.

5. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике.// Ортега-и-Гассет Х. Избранное. М., 1997.

6. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1989.

7. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

8. Хайдеггер М. Вопрос о технике// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.