Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды правовых актов управления. В настоящее время в России издано и действует около 121 тысячи федеральных нормативных правовых актов






В настоящее время в России издано и действует около 121 тысячи федеральных нормативных правовых актов, из которых законов – около 2 тысяч[47], а остальные – акты управления. Если сюда добавить индивидуальные правовые акты, как издаваемые, так и совершаемые, то их число вырастет до огромных размеров.

Безусловно, такое большое количество актов должно быть упорядочено и классифицировано с целью унификации банков данных правовой информации, удовлетворения потребностей юридической практики. Немаловажна роль Президента Российской Федерации в формировании правовой базы, устанавливающей компетенцию органов исполнительной власти в сфере правотворчества, издания нормативных правовых актов, установления пределов их действия. В частности, им изданы следующие указы по данному вопросу: от 24.11.1995 г. «О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов»[48], от 15.03.2000 г. «О классификаторе правовых актов»[49], от 10.08.2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»[50].

В основе классификации актов управления лежат юридические свойства акта. По юридическим свойствам акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные, о чем уже было сказано выше. Также бывают акты смешанного типа. Эти акты содержат как нормы права, так и индивидуальные конкретные предписания, адресованные органам исполнительной власти, должностным лицам, другим субъектам. Смешанные акты могут издавать органы, наделенные правом издавать нормативные правовые акты (Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, правительство (администрация) субъекта РФ). Индивидуальные предписания в подобных актах играют вспомогательную роль по отношению к нормативным предписаниям, обеспечивают их реализацию.

Существенное значение имеет классификация актов управления по наименованию и по субъектам, принимающим эти акты. В связи с этим выделяются:

1) указы и распоряжения Президента РФ (ст.90 Конституции РФ). Поскольку в законодательстве отсутствует указание на то, что указы должны носить нормативный, а распоряжения – индивидуальный характер, то встречаются ненормативные указы и нормативные распоряжения.

2) постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ, ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Нормативный характер носят постановления, по вопросам ненормативного характера издаются распоряжения.

3) акты федеральных министерств, среди которых выделяют постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции положения и т.д.

4) акты федеральных органов исполнительной власти РФ (федеральных служб и федеральных агентств)

5) акты высших должностных лиц субъектов РФ: президентов (указы и распоряжения) и глав администраций (постановления и распоряжения).

6) акты высших исполнительных органов государственной власти общей компетенции субъектов РФ (правительств, администраций).

7) акты органов исполнительной власти специальной компетенции (министерств, департаментов, отделов и т.д.).

8) акты территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

9) акты исполнительных органов муниципальных образований (приказы, инструкции и т.д.).

10) локальные акты управления государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций

По форме выражения правовые акты подразделяются на:

1) письменные и устные акты. Письменные акты являются разновидностью служебных документов, принимаемых в установленной форме. Устные акты используются при необходимости оперативного реагирования в процессе управленческой деятельности.

2) конклюдентные акты. Они представляют собой действия уполномоченных лиц (сотрудников ГИБДД и т.д.), специальные звуковые сигналы, дорожные знаки и т.д.

В зависимости от действия во времени выделяют акты постоянного (бессрочного) действия (прежде всего нормативные акты управления), временного (срочного) и чрезвычайного действия.

В зависимости от действия в пространстве выделяют акты, распространяющие свое действие на всю территорию РФ, на территорию отдельного субъекта РФ, территорию нескольких субъектов РФ, территорию муниципального образования, территорию предприятия, учреждения, организации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.