Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия законности и эффективности правовых актов управления






Законность актов управления предполагает соблюдение требований, относящихся к порядку издания, форме и юридическому содержанию.

Порядок издания актов управления включает вопросы подготовки, принятия (издания или совершения) и вступления их в законную силу. Процедурные вопросы издания актов управления регламентируются нормативными правовыми актами, в первую очередь регламентами органов управления, издающих указанные акты. К порядку издания также относится требование издания акта только уполномоченным органом управления или должностным лицом лишь в пределах собственной компетенции.

Требование к форме (оформлению) правовых актов управления имеет немаловажное значение для юридической практики. По мнению М.В. Пучковой, это означает, что данные акты должны:

выражаться в установленной форме. Например, нормативные акты Правительства РФ издаются в форме постановлений, а индивидуальные – в форме распоряжений.

иметь логически обоснованную структуру, обеспечивающую последовательное и взаимосвязанное изложение содержания акта, т.е. его деление на разделы, главы, пункты, подпункты.

быть изложены хорошим стилем, содержать четкие, ясные и лаконичные формулировки.

иметь необходимые реквизиты: наименование органа (органов), издавшего акт; наименование вида акта и т.д.[51].

Юридическое содержание предполагает, прежде всего, соответствие акта Конституции РФ, федеральным законам и актам более высокой юридической силы, юридическое обоснование, т.е. необходимость соответствия цели закона и акта более высокой юридической силы.

Кроме основных, общих требований к акту управления, в юридической науке выделяют также специальные требования. В частности, А.П. Алехин данным требованиям относит:

1) своевременность акта, например, Правительство РФ должно принимать ежегодно постановления об утверждении квот иностранных граждан, приглашаемых на работу и т.д.;

2) согласие (разрешение) уполномоченного государственного органа, например, антимонопольного органа о реорганизации государственных унитарных предприятий в форме слияния или присоединения;

3) издание акта совместно двумя или более органами в случаях, прямо предусмотренных правовыми актами уполномоченных органов;

4) соблюдение требований (реквизитов) к содержанию, например, постановления о назначении административного наказания;

5) наличия в необходимых случаях экспертного заключения[52].

В юридической науке под эффективностью правовых предписаний принято понимать «соотношение между фактическими результатами их действия и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты»[53]. Эффективность правовых актов управления, таким образом, в первую очередь, зависит от порядка их издания и содержания. Издание акта должно осуществляться своевременно при минимальных затратах средств, времени и расходных материалов при максимальном охвате регулируемых отношений. Немаловажное значение имеет и экономическая обоснованность, которая должна быть направлена на получение положительного социально-экономического результата.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.