Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группы и их значимость в управлении. Развитие неформальных групп. Пути повышения эф-ти групп






Группа - это двое или более людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и сам находится под влиянием их. Сущ-ют формальные и неформальные группы. Формальная группа создается руководителем, определяется предписаниями, инструкциями, рас­поряжениями и нормативами предприятий. Сущ-ет 3-и вида формальных групп: 1. командная группа или группа руководителя: состоит из непосредственно подчиненных руководителю. 2. рабочие группы: такие группы наделены значительными правами в планировании, орг-ции работ и в формах выполнения работ, т. е. роль руководителя здесь незначительна. 3. комиссии, комитеты: представляют собой формы коллегиальности, причем они могут быть постоянными или временными.

На производстве кроме форм. групп могут быть неформ. группы, к-ые могут доминировать в коллективе предприятия и сводить на нет любые усилия формального руководителя.

Неформ. орг-ция - спонтанно образующиеся группы людей, которые вступают в регулярные взаимодействия для достижения определенных целей. Таких групп на предприятии может быть много. Трудовая среда - благоприятное условие для создания таких групп, т. к. у работников есть возможность постоянного общения и взаимодействия. В этих группах имеется иерархия, опр. задачи, лидеры, неписанные правила поведения.

Причины возникновения неформ. групп:

1. Принадлежность, т.е. это чувство является одной из сильнейших эмоциональных потребностей. Формальные не реализуют этого чувства.

2.Помощь: в идеале это функция формального руководителя, но на практике не каждый работник имеет возможность обращаться за помощью к руководителю и идет к другому человеку, след., один рад, что получил помощь, а другой удовлетворен, что смог ее помощь. 3.Защита: любому чел-ку защищаться трудно, след., увеличивается потребность в защите, когда не доверяют руководителю.

4. Общение: Люди хотят знать, что происходит вокруг них, но формальные каналы информации не всегда удовлетворяют эту потребность, след., возникают неформ. группы со своими коммуникациями, где источник инф-ции- слухи. Поэтому, чем лучше налажена официальная инф-ция, тем меньше будет возникать неформ. групп на основе общения.

5. Симпатия: неформ. группы могут возникать на основе симпатий

Неформ. орг-ции выполняют ряд функций, к-ые не всегда присущи формальным:

1) Функция соц. контроля: этот контроль осущ-ся в группе за своими членами через установленное правило и касается одежды, поведения, манеры работы. Осуществляется соц. контроль за действиями руководителя.

2) Сопротивление переменам: неформ. группа в любых изменениях структуры, правил видит опр. угрозу для своего существования. При этом появляется возможность потери влияния неформ. групп. Чтобы уменьшить сопротивление переменам, надо привлекать неформ. группы к процессу выработки решений.

3) Неформ. лидеры добиваются власти теми же способами, что и формальные.

Неформ. коллектив никто специально не создает, он образуется спонтанно. Можно выделить 5-ть ступеней этого процесса:

1.Люди объединяются несознательно, стихийно реагируя на какие-либо события (опасность)

2 Основой объединения бывают обычно осознанные эмоции (ненависть, приверженность к чему-либо, к кому-либо)

3 Неформ. коллектив организационно сплачивается, чтобы совместно бороться с какой-то внеш. опасностью.

4 Объединяющим людей фактором выступает стремление людей на долгий срок утвердиться в конкурентной борьбе.

5 Неформ. группы становятся постоянными, люди объединяются для достижения долгосрочных целей.

На эффективность групп влияют: размер, состав, групповые нормы, сплоченность, степень конфликтности, статус членов группы. Самая эффективная группа – та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению целей орг-ции и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.