1. Психологическая оценка содержания урока
|
1.1.Тема, цели, структура урока
|
|
1.2. Качество учебного материала (описательный, объяснительный, наглядность, обобщенность)
|
|
1.3. Активизации каких сторон познавательной деятельности требует восприятие этой учебной информации?
|
|
1.4. Соответствует ли данный материал возрастным особенностям познавательной деятельности, жизненному опыту, уровню знаний?
|
|
1.5. Как учитель делал сложный материал доступным восприятию школьников данного возраста, понятным и интересным (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью)?
|
|
1.6. Воспитательное воздействие изучаемого материала?
|
|
2. Проявление познавательной деятельности учащихся и управление ею на уроке
|
2.1. Организация внимания
|
2.1.1. Пути организации внимания на всех этапах урока (наглядность, связь с жизнью, эмоциональная окраска речи, интонация, разнообразие методов).
|
|
2.1.2. Виды внимания, имевшие место на экране
|
|
2.1.3. Способы переключения внимания с одной проблемы на другую
|
|
2.1.4. В каких сложных видах деятельности требовалось распределение внимания и как дети с этим справились?
|
|
2.2. Организация восприятия и его характер
|
2.2.1. Что являлось объектом восприятия?
|
|
2.2.2. Качество материала
|
|
2.2.3. Наглядность и ее психологизм на уроке
|
|
2.2.4. Осмысленность восприятия
|
|
2.3. Активизация памяти и ее развитие
|
2.3.1. С какой целью проводилось обращение к памяти на различных этапах урока (восстановить информацию, запомнить и т.п.)?
|
|
2.3.2. Виды памяти, имевшие место на уроке
|
|
2.3.3. Какие приемы лучшего запоминания использовал учитель (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т.п.)?
|
|
2.3.4. Как проявлялась память у отдельных учащихся?
|
|
2.4. Активизация мыслительной деятельности
|
2.4.1. Как формировались научные понятия, каким путем (индуктивным, дедуктивным)?
|
|
2.4.2. Вызывал ли учитель потребность в усвоении данных понятий (раскрыл их теоретическую значимость, показал практическую применимость, связал с жизнью и т.п.)?
|
|
2.4.3. Как урок активизировал творческое мышление, отличался ли урок проблемным построением, активны ли учащиеся в поиске ответов?
|
|
2.4.4. Какие конкретные мыслительные операции самостоятельно выполнялись учащимися (анализ, синтез, сравнение)?
|
|
2.4.5. Обучал ли учитель готовым приемам рационального мышления, выводились ли самими учащимися алгоритмы и как, насколько логично построен урок в целом?
|
|
2.5. Активизация представлений памяти и воображения
|
|
2.6. Учет индивидуальных особенностей
|
|
3.Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности
|
3.1. Внешность, речь, манеры, характер обучения, отношение ученика к учителю, эмоциональный климат урока
|
|
3.2. Требования учителя (к ответу, поведению, дисциплине, речи и т.д.) и отношения учеников к ним
|
|
3.3. Методы обучения учителем технике учебной работы (как слушать объяснение, делать записи, работать с книгой, контролировать самого себя)?
|
|
4. Результаты урока
|
Достигнуты ли цели урока?
|
|
Что дал урок для общего развития?
|
|