Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники и основные черты философии К. Маркса.




В 1844 году соединились в творчестве Маркса важнейшие компоненты для создания единой, целостной философско-мировоззренческой концепции. Политикоэкономический анализ действительности Маркс соединил с философской традицией немецкой классики с критической переработкой теорий утопического социализма и коммунизма Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуществлялось Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же летом 1844 г. под названием «Экономическо-философские рукописи 1844года». Основное в работе — идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоление отчужденности в исторической перспективе коммунистического будущего. Отчужденный труд (подневольный) Маркс рассматривает в четырех аспектах. Во-первых, рабочий используя материалы, которые в конечном счете взяты у природы и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты ему рабочему, не принадлежат — они ему чужие. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, вещи, которые создаются в производстве, — средствами жизни. Во-вторых, сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет выбора: работать ему или не работать, поскольку не может иначе обеспечить возможности существования. Но такой труд- «не удовлетворяет в потребности труда, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей…». Далее, рабочий и в процессе труда остается подчиненным — контроль, регулирование, управление принадлежат не ему. Поэтому не в труде, а только вне труда рабочий освобождается, сам распоряжается собой. Он чувствует себя свободным осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд — форма жизнедеятельности специфический человеческая — для рабочего, напротив, представляется унижением в себе человека, употреблением человека в животной функции, античеловеческим занятием. В третьих, труд подневольный вообще отнимает у рабочего «родовую жизнь». Род человеческий живет в природе. Сам человек — природное существо, его жизнь неразрывно связана с природой. Эта связь — деятельный контакт с природой, в котором главное — труд, производство, «…производственная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождающая жизнь». Но для рабочего, наоборот, труд — лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не жизнь «рода». Рабочий относится к производству и природе не как свободный человек, а как рабочий, т. е. отчужденно, даже враждебно. В-четвертых, подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться, чтобы жить; тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда. Люди живущиеся в условиях отчужденного труда, отчуждения, «частичные», «абстрактные» индивиды (все эти термины употреблял Маркс для характеристики унижения и извращения «человеческого» начала в людях). Отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности. Частная собственность — основа экономической жизни, которую политэкономы не обсуждают, считая «естественной предпосылкой». Негативная философская оценка «атомарного индивида» и жизненной реальности совпадает у Маркса с Фейербахом, но надежд на чисто духовный, моральный переворот Маркс не питает. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе — в труде, в производственной деятельности. Процесс, обратный отчуждению, — присвоение человеком собственной подлинной человеческой сущности Маркс связывает этот процесс с общественным преобразованием, с «общечеловеческой эмансипацией», с тем освобождением, которое в своей основе имеет уничтожение отчужденного труда. Или, другими словами, труд превратиться в средство саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших личностных сторон: в такую свободную деятельность, отдаленно напоминают детские игры или творческие профессии. Характер «присвоения» человеком собственной сущности рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и в процессе отчуждения: а) по присвоению предмета труда и его результата; б) по присвоению или освобождению самой деятельности; в) по присвоению человеком труда общей «родовой сущности»; г) по гармонизации отношений человека с человеком, «Я» и «Ты» в самой деятельности. Итак, уничтожение отчужденности, превращение труда в свободную самореализацию человека приведет к бурному развитию способностей, пока еще реализующихся отнюдь не у всех людей: музыкально развитое «ухо», художественно развитый «глаз» и т. д. «Универсальный», развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек — таков идеальный философский образ, рисующийся Марксу в качестве «ядра» коммунистического идеала. Уничтожение частной собственности Маркс считал средством реализации этого идеала. Однако сама по себе ликвидация частной собственности еще недостаточно для присвоения людьми человеческой сущности.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.