Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление философии в культурах Древнего Востока ( Индия и Китай).






Д/индийская цивилизация—одна из древнейших на планете. В конце 2-го тысячелетия до н.э. на территорию современной Индии проникли арийские племена. В основе мировоззрения новой индийской цивилизации лежали Веды (знания). Существовали 4 Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа (малые Веды). Общество Индии того времени носило кастовый характер. Выделяют 4 касты: брахман (каста жрецов, хранителей священного знания-вед); кшатрии (сословие воинов); вайшви (каста земледельцев); шудры (каста неприкасаемых—простые люди). Даршаны-филосовские школы Все эти школы базировались на Ведах и являлись ортодоксальными. Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы: 1Джайнизм. 2Буддизм. 3Локаята. Практическая цель - достижение человеком свободы.Основные категории Веданты: Брахман (духовный абсолют, который вечен, неизменен, из него возникает все видимое многообразие вещей); Атман (жизненное дыхание, действие, внутреннее Я, единое и неразделимое сознание). Тождество Веданты: Брахман есть Атман, Атман есть Брахман; т.е. все в мире едино. Сансара—круговорот перерождений. Карма—плоды деяний, перевоплощение человека. Джайнизм — наиболее рационалистическая доктрина, спасение понимается как результат индивидуальных усилий; цель жизни достижение Нирваны. Важнейшая категория Джайнизма - Джива — индивидуальная психика, субъект познания. Аджива — неживая материя. Масштабы падения души безграничны (каждый человек в следующей жизни может стать камнем или насекомым). Цель жизни — достижение Нирваны, которая достигается с помощью не причинения вреда ничему живому, с помощью совершения добрых дел. Буддизм. Основоположником данного учения является Будда (пробужденный) (623- 544 г. до н.э.). В основе буддизма лежат 4 благородные истины: 1.Жизнь есть страданье.2 Есть причины страданий.3Есть путь избавления от страданий.1Есть путь уничтожения страданий (восмиричный). Одна из мировых религий мира. Будда выступил с проповедью преодоления крайности, он выступил с критикой внешнего ритуализма и обрядности, крайнего аскетизма, привязанности мира. В Б. На первый план выдвигаются морально-этические проблеммы. Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. Моральное самосовершенствование человека — основа достижения нирваны. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достичь разумом.

В 6 в. до н. э. Для китайской философии характерно единство противоположностей: ян-инь, день-ночь, небо-земля, свет-тьма, тепло-холод. На этом этапе мифологического мировоззрения были созданы важные памятники: книга песен «Ши дзин» и книга перемен «И дзи», где мы находим первые в истории культуры символические изображения разных явлений в двухзначной форме. В книге перемен Вселенная предстает как меняющаяся реальность, процесс перемен начинается в Тань Цзы (великий предел, крайняя конечность, полюс). Из Тань Цзы порождаются две силы—ян и инь, из которых рождается усин. Основные школы: конфуцианство и даосизм. Конфуции: 551-479 г.д.н.э. Основа-соц. этич. проблемы. Он создает идеал высоко морального ч-ка. Который должен обладать чувством долга и человечностью, став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. В к. отсутствуют жрецы, обряды выполняют чиновники. Даосизм: 5-6 в. д.н.э. Центральное понятие дао-первопричина

Помимо вышеприведённой критической части, он разработал и позитивную часть, в которой важную роль отдаёт методу. Метод эмпирической индукции — всё знание может быть получено лишь с помощью экспериментов и индукции (движения от частного к общему). Опыты бывают:

1. плодоносные — они приносят практическую пользу

2. светоносные — они проявляют фундаментальные знания

Бекон возрождает примеры атомистики, то есть материя — деятельна и активна, находиться в постоянном движении. Познание должно базироваться на опыте. У бекона есть футурологическое сочинение — «Новая Атлантида», где он предсказал многие научные открытия. В этой работе он предсказывает создание чего то похожего на современную академию наук.

Другим великим философом того времени является французский учёный Рене Декарт (1596-1650 гг.) Он воспитывался в привилегированном учебном заведении, созданном королём Франции, — Иезуитском колледже. После он некоторое время служил в армии, а потом он переселился в Голландию, где плодотворно работал и занимался математикой. Под конец жизни Шведская королева Кристина захотела обучаться философии у великого философа, потому его перевезли в Стокгольм. Там он простудился и умер. Декарт считал, что цель науки — познание природы. Научные знания должны носить практический характер. Общее у Декарта и Бекона — прежде чем начинать познание, нужно провести определённую работу. Ничего нельзя принимать на веру. Решающую роль в познании играет метод. Философская тематика сдвигается с антологии (?) (изучение проблемы бытия) на гносеологию (?) (теорию познания). Метод рационалистической дедукции — всё познание должно проводиться по методам, которые аналогичны математическим, от общего к частному. Декарт выдвигает принцип универсального сомнения, однако он не скатывается до абсолютизации этого принципа. Если придерживаться этого принципа до конца, то возможно отрицание истины. Он считал, что есть одна истина, в которой нельзя сомневаться, — «мыслю — значит существую». Главная истина — само достоверность человеческого мышления. В этом принципе заложен главный принцип буржуазного общества — индивидуализм и субъективизм. В нашем сознании заложены врождённые идеи — идеи чисел, фигур, идея Бога. Идея Бога по Декарту является гарантом того, что окружающий мир не иллюзия, а реальность. Подлинной субстанцией является бог. В остальном мире он различает две субстанции:

1. Телесная субстанция (характеризуется протяжённостью)

2. Духовная субстанция (характеризуется единством)

Декарт различает первичные качества (габариты тел, движение; они являются предметом познания) и вторичные качества (цвет, запах, звук; они субъективны). Природа — сложный механизм, бездушный космос, механическая система. Духовная и телесная субстанции содержаться только в человеке. Декарт не мог допустить, что мысль не может влиять на тело. Декарт выдвигает концепцию психофизиологического (?) параллелизма — дух и тело это два механизма, заведённые на одно и то же время. Декарт — рационалист, так как для него разум — источник знаний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.