Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Евгений Онегин». Русский реализм.






Роман “Евгений Онегин” занимает главное место в творчестве Пушкина. Нет сомнений, что это его лучшее произведение. Появление романа оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был окончен в 1831 году. Он писался Пушкиным восемь лет. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра I. В романе переплетены история и современные поэту события.

“Евгений Онегин” — первый русский реалистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь XIX века. Неповторимым его делает широта охвата действительности, описание эпохи, ее отличительных особенностей. Именно поэтому Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”.

Поэт дал нам яркие картины жизни столичного и провинциального дворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пустоту, «блеск и нищету» петербургского дворянства. Вот отец Онегина, который «давал три бала ежегодно и промотался наконец». Вот и сам Онегин, который «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно», и «свет решил, что он умен и очень мил». Дни его проходят весело, «три дома на вечер зовут». Он легко вписывается в высшее общество, где присутствуют «необходимые глупцы», «моды образцы», «с виду злые дамы», «неулыбающиеся» девицы. Балы, обеды, праздники и прочее — вот основное времяпровождение. Жизнь «однообразна и пестра», и «завтра то же, что вчера».

Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был вопрос о русском дворянстве. В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал точную характеристику представителям этого общества.

Жизнь помещичьих семей протекала в тишине и покое. С соседями они были как “добрая семья”. Могли и посмеяться, и позлословить, но это совсем не то, что столичные интриги. В семьях дворян “хранили жизни мирной привычки милой старины”. Соблюдали традиционные народные, праздничные обряды. Любили песни, хороводы.

Уходили они из жизни тихо, без суеты. Например, Дмитрий Ларин “был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”. Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, “в халате ел и пил” и “умер в час перед обедом”.Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавшихся на именины Татьяны. Здесь и “толстый Пустяков”, и “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков”, и “отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут”.

Помещики жили по старинке, ничем не занимались, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополучии, имели “наливок целый строй” и, собравшись вместе, говорили “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”. Больше они ничем не интересовались. Разве что разговор о новых людях, появившихся в их обществе, о которых сочиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать замуж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Ленским: “Все дочек прочили своих за полурусского соседа”.

Жизнь крестьянства в романе показана довольно скупо. Пушкин только в нескольких словах дает точную и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина “брила лбы” провинившимся крестьянам, “служанок била осердясь”. Она была жадная и заставляла девушек петь при сборе ягод, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”. Когда Евгений, приехав в деревню, “ярем... барщины старинной оброком легким заменил”, то “в углу своем надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед”.

В произведении изображается жизнь столичного аристократического общества. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о том, как одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов. Также мы можем узнать, что шло в театрах той эпохи.

Жизнь дворян — сплошной праздник. Главное их занятие — пустая болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни, распространяющиеся с мгновенной скоростью. Трудиться они не хотели, так как “труд упорный им был тошен”. Пушкин пишет, что известность человека зависит от его материального положения. Автор показывает однообразность столичного общества, пустые интересы, умственную ограниченность. Цвет столицы — это “необходимые границы”, “на все сердитые господа”, “диктаторы”, “с виду злые дамы” и “не улыбающиеся девицы”.

Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой только одну цель — добиться славы и чинов. Пушкин осуждает таких людей. Он высмеивает их образ жизни.

Поэт показывает нам разнообразные картины русской жизни, изображает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества — словом, изображает действительность такой, какая она есть на самом деле.

10.Творчество Лермонтова. Лирика. «Герой нашего времени»

М.Ю.Лермонтов начал писать стихи рано: ему было всего 13-14 лет. Он учился у своих предшественников — Жуковского, Батюшкова, Пушкина.

В целом лирика Лермонтова проникнута скорбью и как будто звучит жалобой на жизнь. Но настоящий поэт гово­рит в стихах не о своем личном «я», а о человеке своего времени, об окружающей его действительности. Лермонтов говорит о своем времени — о мрачной и трудной эпохе 30-х годов XIX века.

Тематика стихотворений Лермонтова необычайно широка. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Безумное увлечение юным Лермонтовым поэзией великого английского романтика Байрона определило его принадлежность к литературному направлению, которое носит название бунтарского, байроновского романтизма.

Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях “личность” и “судьба”. Лермонтов исследует сложный духовный мир человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Эта тяга к идеалу при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека.

Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе.

Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо отметить вышеупомянутое стихотворение “Смерть Поэта”, созданное в состоянии аффекта, которое вызвала смерть Пушкина. В этом произведении Лермонтов гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоча русской поэзии. Последние строки напрямую направлены против правящего режима, который автор считает также виновным в гибели Пушкина:

Вы, жадною толпой стоящие у трона.

Свободы, Гения и Славы палач!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — всё молчи...!

В своих лирических размышлениях Лермонтов реалистически подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию. Остро и трагически прозвучала эта -тема в стихотворении “Дума”, своеобразной поэтической исповеди.

В лирических произведениях Лермонтова постоянно возникает тема одиночества. Звучит она и в произведениях, на первый взгляд посвященных природе. В этой природе все подчинено тем же законам, что и в человеческом мире. Достаточно простого перечисления, чтобы понять, что поэтические образы, рожденные личностью поэта, отражают судьбу одинокого человека, самого Лермонтова: “парус одинокий”, “стоит одиноко сосна”, “одиноко стоит” старый утес. Стихотворения такого типа основаны на развернутой метафоре, олицетворении, их можно назвать аллегорическими. Так, в стихотворении “Выхожу один я на дорогу...” проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, подчеркивающие мысли об одиночестве. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? ”

Излюбленный лермонтовский герой — герой активно­го действия. Лермонтовское познание мира, его пророче­ства и предсказания имели всегда своим предметом прак­тическую устремленность человека и служили ей. Какие бы мрачные прогнозы ни делал поэт, как бы ни были безот­радны его предчувствия и предсказания, они никогда не парализовали его воли к борьбе, а лишь заставляли с новым упорством искать закон деяния.

В поэзии Лермонтова общественное перекликается с глубоко интимным и личным: семейная драма, «ужасная судьба отца и сына», принесшая поэту цепь безысходных страданий, усугубляется болью неразделенной любви, а трагедия любви раскрывается как трагедия всего поэтичес­кого восприятия мира. В Лермонтове поражают истинность и огромность его страданий, он рано почувствовал себя средоточием страданий человечества.

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

История создания. Единственный завершенный роман Лермонтова имеет достаточно сложную и противоречивую историю создания. Известно, что ему предшествовали другие опыты писателя в прозе. Еще до отъезда на Кавказ в 1836 году Лермонтов начинает работать над романом «Княгиня Лигов-ская» из жизни Петербургского общества 1830-х годов, в котором впервые появляются герои его будущего произведения — Печорин и Вера Литовская. Работа над произведением была прервана в 1837 году, а после высылки поэта из столицы на юг Лермонтов начинает работу над «Героем нашего времени», где изображается герой с тем же именем, но место действия меняется -— из столицы оно переносится на Кавказ. Осенью 1837 года были сделаны черновые наброски к «Тамани» и «Фаталисту»: В 1838-1839 гг. продолжается активная работа над произведением. Сначала в марте 1839 года в журнале «Отечественные записки» была опубликована повесть «Бэла» с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе», затем в ноябрьском номере читатель познакомился с повестью «Фаталист», а в феврале 1840 г. вышла «Тамань». В то же время продолжается работа, над остальными частями романа («Максим Максимыч» и «Княжна Мери»), который целиком появился в апрельском номере «Отечественных записок» за 1840 год. Название «Герой нашего времени» было предложено издателем журнала А.А. Краевским, который рекомендовал автору заменить им прежнее — «Один из героев нашего века», которое напоминало название появившегося незадолго до того романа французского писателя А. Мюссе «Исповедь сына века» (1836).

Направление и жанр. «Герой нашего времени» — первый в русской прозе реалистический социально-психологический и нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов XIX века. Вследствие того, что «Герой нашего времени» писался тогда, когда роман как жанр в русской литературе еще не сформировался окончательно, Лермонтов опирался в основном на опыт Пушкина и западноевропейские литературные традиции. Влияние последних выразилось в чертах романтизма «Героя нашего времени».

Жанровая специфика произведения Лермонтова также оказалась необычной и новой. Особую уникальность жанровой природе этого произведения придает сочетание черт реализма социально-психологического романа и романтизма, проявляющегося в его построении и стилистике. Уже Белинский говорил о том, что «Герой нашего времени» — целостное произведение, хотя оно и было составлено из отдельных повестей и рассказов. Впервые в русской литературе оно объединило социально-психологическую и нравственно-философскую проблематику.

Для философско-психологического проникновения в природу «героя времени» и потребовался синтез повествовательных жанров: путевые записки, очерк, новелла, психологическая и философская повесть, дневники, исповедь. Ни одна из этих форм, отдельно взятая, не была достаточна для объяснения противоречивой природы современного человека.

Первая часть романа — повесть «Бэла» — по жанру близка путевым запискам, «Максим Максимыч» представляет собой рассказ, «Тамань» — романтическая новелла с авантюрным сюжетом и неожиданной концовкой, а самая крупная часть «Княжна Мери»— психологическая повесть.

Завершает произведение философская повесть «Фаталист», в которой, по законам жанра, сюжет подчинен раскрытию философской идеи. Кроме того, «Предисловие к «Журналу Печорина» является вставным «документом», необходимым для дальнейшего развития повествования о герое, а сам «Журнал Печорина» представляет собой своеобразный дневник, состоящий из нескольких частей, в которых герой говорит о разных эпизодах из своей жизни.

Еще одну отличительную жанровую особенность романа Лермонтова определяют слова из авторского предисловия: «история души человеческой». Они показывают сознательную установку на открытый психологизм произведения. Вот почему «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе.

Задача, которую поставил перед собой Лермонтов, состояла не столько в изображении внешней жизни Печорина, его приключений, хотя такой элемент авантюрности здесь тоже присутствует. Но главное — показать внутреннюю жизнь и эволюцию героя, для чего используются самые разнообразные средства, среди которых не только монологи, диалоги, внутренние монологи, психологический портрет и пейзаж, но и сама композиция произведения.

Сюжет и композиция. «Герой нашего времени» не похож на привычный для нас по литературе второй половины XIX века классический русский роман. В нем нет сквозной сюжетной линии с завязкой и развязкой, каждая из его частей имеет свой сюжет и героев, участвующих в нем. И тем не менее это цельное произведение, объединенное не только одним героем — Печориным, но и общей идеей и проблематакой. Именно к главному герою тянутся все основные сюжетные линии романа: Печорин и Бэла. Печорин и Максим Максимыч, Печорин' и контрабандисты, Печорин и княжна Мери, Печорин и Грушницкий, Печорин и «водяное общество», Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Вулич и т.д. Таким образом, это произведение, в отличие от «Евгения Онегина», мокогеройное. Все персонажи в нем, являясь полнокровными художественными тинами, выписанными с разной степеныо подробности, подчинены задаче раскрытия характера центрального героя.

Именно этим объясняется другая особенность композиции романа: его части расположены с нарушением хронологической последовательности событий. При этом имеются разнообразные источники, из которых мы узнаем о Печорине, а также несколько повествователей, излагающих события с разных точек зрения.

Тематика и проблематика. Главная тема романа — личность в процессе самопознания, исследование духовного мира человека. Это тема всего творчества Лермонтова в целом. В романе она получает наиболее полную трактовку в раскрытии образа его центрального героя — «героя времени».

В центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Она определяет своеобразие идейно-тематического содержания романа, и с ней связаны многие другие сюжетно-тематические линии произведения.

Большое место в романе занимает тема любви — она представлена почти во всех его частях. Героини, в которых воплощаются различные типы женских характеров, призваны не только показать разные грани этого великого чувства, но и выявить отношение к нему Печорина, а вместе с тем прояснить его взгляды по важнейшим нравственно-философским проблемам. Ситуация, в которую Печорин попадает в «Тамани», заставляет его задуматься над вопросом: отчего судьба поставила его в такие отношения с людьми, что он невольно приносит им только несчастья?

В «Княжне Мери» Печорин берется решать вопросы о внутренних противоречиях, человеческой души, противоречиях междусердце и разумом, чувством и поступком, целью и средствами.

В «Фаталисте» центральное место занимает философская проблема предопределения и личной воли, возможности человека воздействовать на естественный ход жизни. Она тесно связана с общей нравственно-философской проблематикой романа — стремлением личности к самопознанию, поискам смысла жизни.

Художественное своеобразие. Художественное новаторство романа обусловлено не только сочетанием и нем черт романтизма и реализма, спецификой жанра, сюжета и композиций. Поставив перед собой задачу показать «историю души человеческой» и создавая первый психологический роман, Лермонтов столкнулся с необходимостью по-новому использовать традиционные романные средства. Именно ему принадлежит заслуга открытия в русской прозе особой разновидности портрета, который стал называться психологический портрет.

Особенности пейзажа связаны прежде всего с жанром каждой из частей. «Бэла» написана в форме путевых заметок, и поэтому природа в этой части описывается с большой документальной точностью. В «Тамани», которая представляет собой авантюрно-приключенческую новеллу и открывает дневник Печорина, пейзаж призван интриговать читателя и окружать таинственным, романтическим ореолом героев. Другая задача пейзажа в этой части — противопоставляя дикость, неукротимость стихий и бесстрашие героев, подчеркивать, что для них бушующая стихия — естественная среда. В «Княжне Мери» природа влияет на людей, располагая их к определенному настроению.

Кроме того, пейзаж служит и средством характеристики различных персонажей. Отношение героя к природе выступает мерилом глубины и неординарности его натуры. Гак, пейзажные зарисовки в «Журнале Печорина» помогают понять его сложный, мятежный характер и раскрывают шикую душевную организацию. В своем дневнике он неоднократно дает почти поэтические описания окружающего пейзажа: «Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно-, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками».

Основные герои. Роман «Герой нашего времени» моно-геройный, а потому в центре его стоит один герой — Печорин. С момента появления романа утвердилось мнение, что «Печорин Лермонтова... — это Онегин нашего времени, герой нашего времени», как уверенно заключил Белинский, а за ним и все последующие поколения критиков и читателей. И все же, даже признавая в этих героях сходный тип личности, следует сказать и о весьма существенных отличиях, связанных как с тем временем, которое каждый из них отражает, так и с особенностями авторской трактовки и отношением к своему герою.

Для Печорина характерны эгоцентризм, индивидуализм, скептическое отношение к общественным и моральным ценностям в сочетании с рефлексией, беспощадной самооценкой. Ему также присуще стремление к деятельности при отсутствии жизненной цели. Но важно то, что Печорин, при всех его недостатках, воплощающих «болезнь века», остается для автора именно героем. Он явился реалистическим отражением того социально-психологического типа человека 30-х годов XIX века, который сохранил и пронес в себе неудовлетворенность существующей жизнью, всеобъемлющий скепсис и отрицание, так высоко ценимые Лермонтовым. Ведь только на этой основе можно было начать пересмотр старых мировоззренческих и философских систем, которые уже не отвечали запросам нового времени, и тем самым открыть путь в будущее. Именно с этой точки зрения Печорин может быть назван «героем времени», становящимся естественным звеном в развитии русского общества.

11. Творчество Гоголя. «Ревизор». «Мертвые души»

Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он скоро обратился к критическому реализму, открыл в нём новую главу. Как художник-реалист Гоголь развивался под благотворным влиянием Пушкина. Но он не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы.

Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека», жителя петербургских углов.

Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший «пошлость пошлого человека», предельно обнажавший общественные противоречия современной ему русской действительности.

Эта социальная направленность Гоголя сказывается и в композиции его произведений. Завязкой и сюжетным конфликтом в них являются не любовные и семейные обстоятельства, а события общественного значения. При этом сюжет у Гоголя служит лишь поводом для/широкого изображения быта и раскрытия характеров-типов.

Глубокое проникновение в суть основных общественно-экономических явлений современной ему жизни позволило Гоголю, гениальному художнику слова, нарисовать образы огромной обобщающей силы.

Тематика, социальная направленность и идейное освещение явлений жизни и характеров людей обусловили своеобразие литературной речи Гоголя.

Два мира, изображаемые Гоголем, — народный коллектив и «существователи» — определили основные особенности речи писателя: его речь то восторженна, проникнута лиризмом, когда он говорит о народе, о родине (в «Вечерах», в «Тарасе Бульбе», в лирических отступлениях «Мёртвых душ»), то становится близка к живой разговорной (в бытовых картинах и сценах «Вечеров» или когда повествуется о чиновно-помещичьей России).

 

Против невежества, тупости, грубости, ханжества, подхалимства, коррупции, пошлости, безнравственности, против «всего дурного на Руси» направлено все творчество Гоголя. В его «Ревизоре» все предано осмеянию. Всевозможные и невозможные городничие, ляпкины-тяпкины, держиморды, Хлестаковы, какими обильно наполнены департаменты и прочие государственные учреждения, были крайне возмущены смелостью Гоголя.

В комедии " Ревизор" местом действия автор избирает маленький провинциальный городок, от которого " хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". Героями пьесы Н. В. Гоголь делает городских чиновников и " лицо фантасмагорическое", Хлестакова. Гениальность автора позволила ему на примере небольшого островка жизни раскрыть те черты и конфликты, которые характеризовали общественное развитие целой исторической эпохи. Он сумел создать художественные образы громадного социального и нравственного диапазона. Маленький городок в пьесе запечатлел все характерные черты общественных отношений того времени.

Основной конфликт, на котором построена комедия, заключается в глубоком противоречии между тем, чем занимаются городские чиновники, и представлениями об общественном благе, интересами жителей города. Беззакония, казнокрадство, взяточничество — все это изображено в " Ревизоре" не как индивидуальные пороки отдельных чиновников, а как общепризнанные " нормы жизни", вне которых власть имущие не мыслят своего существования.

 

Жизненная основа комедии — сама действительность чиновно-бюрократической России, пребывающей в помещичье-крепостнической раскованности нравов, чинопочитании и слепом угодничестве «значительным» людям.

Характеризуя свою пьесу " Ревизор" как комедию общественную, Н. В. Гоголь неоднократно подчеркивал глубокое обобщающее содержание ее образов. Безнаказанный произвол городничего, тупая исполнительность Держиморды, ехидное простодушие почтмейстера — все это глубокие социальные обобщения. Каждый из персонажей комедии символизирует определенный диапазон человеческих качеств, позволяя автору показать, насколько измельчал современный человек, насколько не осталось в нем представлений о героике и благородстве. Тем самым автор подготавливает нас к пониманию одной из основных идей поэмы " Мертвые души", в которой он покажет, что нет ничего страшнее обыденного, измельчавшего зла.

Хлестаков — это тип российского чиновника. Он воплощает в себе присущие этой трудовой прослойки черты характера — расчетливость и высокомерие, трусливость и изворотливость, бахвальство и лицемерие. Одним словом все то, что обеспечивает выживание в чиновничьей среде столицы и что теперь как нельзя лучше пригодилось в далекой провинции.

 

В октябре 1841 года Гоголь приезжает из заграницы в Россию с первым томом великой поэмы. По первому впечатлению «Мертвые души» — скорее роман. Система характеров, обрисованных достаточно подробно, — таков первый признак романа. Но Лев Толстой говорил: «Возьмите «Мертвые души» Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное». Это не роман в традиционной форме, не большая эпопея в гомеровском стиле (нет крупных исторических событий), но все-таки эпопея, в смысле исключительной широты изображения нравов и типов: «хотя с одного боку», но «вся Русь».

Тематика и проблематика. В соответствии с главной идеей произведения — показать путь к достижению духовного идеала, на основе которого писателем мыслится возможность преобразования как государственной системы России, ее общественного устройства, так и всех социальных слоев и каждого отдельного человека — определяются основные темы и проблемы, поставленные в поэме «Мертвые души». Будучи противником любых политических и социальных переворотов, особенно революционных, писатель-христианин считает, что негативные явления, которые характеризуют состояние современной ему России, можно преодолеть путем нравственного самосовершенствования не только самого русского человека, но и всей структуры общества и государства. Причем такие изменения, с точки зрения Гоголя, должны быть не внешними, а внутренними, то есть речь вдет о том, что все государственные и социальные структуры, и особенно их руководители, в своей деятельности должны ориентироваться на нравственные законы, постулаты христианской этики.

Продолжая начатую в «Ревизоре» тему обличения бюрократической системы государства, погрязшего в коррупции и взяточничестве, Гоголь рисует своеобразный смотр «мертвых душ» и чиновничьей России, которую отличают праздность и пустота существования. Писатель говорит об отсутствии истинной культуры и нравственности в современном ему обществе. Балы и сплетни — единственное, что наполняет здесь жизнь людей. Все разговоры вращаются вокруг пустяков, этим людям неведомы духовные запросы. Представление о красоте сводится к обсуждению расцветки материала и модных фасонов («пестро — не пестро»), а человек оценивается, помимо своего имущественного и сословного состояния, по тому, как он сморкается и повязывает галстук.

Главный сюжетный мотив поэмы звучит анекдотично: покупка мертвых душ. Но невероятное прочно соединено с реальным: читателю чаще всего и не приходит в голову мысль, что покупка мертвых душ невозможна. Павел Ива­нович Чичиков олицетворяет собой нечто новое, пугающее его собеседников своей необычайностью, но вовсе не не­возможное с их точки зрения. Проект Чичикова не так уж фантастичен сточки зрения помещичьей психологии. Крепостная патриархальная дикость — благодатная почва для прожектерской «негоции» Павла Ивановича, новоявленно­го российского буржуа.

Гоголь постоянно открывает в галерее помещиков черты, объединяющие их с главным персонажем. Казалось бы, что общего между деловым Чичиковым и пародийно-праздным Маниловым? «Маниловщина» — самостоятельная тема в «Мертвых душах». Образ человека «...так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» W классический образ социального тунеядства и бесхарактерности.

Манилов — равнодушный помещик. Имение, хозяйство и все крестьяне отданы под управление приказчика, главной страстью которого являются перины и пуховики. И ничего не известно Манилову о бедных крестьянах, и сколько их умерло — тоже «совсем неизвестно».

Ноздрев — бесшабашная натура, игрок, кутила. Для Ноздрева любая купля-продажа не имела никаких нравственных преград, как и все его жизненные поступки. Поэтому его не может удивить чичиковская идея — она близка его авантюрной натуре.

Следующий тип помещиков представлен Коробочкой. Если в образе Манилова Гоголь разоблачил миф о просвещенном барине, то в образе Коробочки писатель развеял представление о бережливой и деловитой помещице, которая мудро ведет хозяйство, заботится о крестьянах, хранит семейный очаг.Но это не проявление живого хозяйственного ума. Коробочка просто следует своеобразной «программе действий», то есть взращивает, продает и покупает, И только в этой плоскости она может думать. Ни о каких духовных запросах здесь не может быть и речи. Дом Коробочки со старинными маленькими зеркалами, шипящими часами и картинками, за которыми обязательно заложено что-нибудь, пышными перинами и сытной едой сообщает нам о патриархальности уклада жизни хозяйки. Но эта простота граничит с невежеством, нежеланием знать хоть что-то, выходящее за пределы круга ее забот.

В противоположность Коробочке Ноздрев весь в движении. Он обладает неуемным темпераментом, деятелен, решителен: покупает, меняет, продает, мошенничает в карты, проигрывает и вечно попадает в какие-то дурные истории, почему и получает ироничное определение «исторический человек». Однако его деятельность, оборачивается против окружающих и всегда при этом бесцельна. Он не мелочен, как Коробочка но легкомыслен как Манилов, и по-хлестаковски врет по всякому поводу и хвастает без меры. К тому же он ничего не доделывает до конца: незаконченный ремонт в доме (когда приезжает домой сам барин и гости, в столовой его дома мужики красят стены), пустые стойла, старая, неисправная шарманка, бесполезная абсолютно, и проигранная в карты бричка — вот последствия этого.

Собакевич кажется полной противоположностью Ноздреву, он, как и Коробочка, рачительный хозяин. Но это особый тип помещика-кулака, который, в отличие от Коробочки, вполне может вписаться в новые условия наступающего века капиталистического хозяйства. Если хлопотливая помещица мелочна и глупа, то Собакевич, наоборот, крупный, тяжеловесный, неповоротливый, похожий на «средней величины медведя» человек (у него даже имя Михаил Семенович), но обладающий быстрым, цепким, расчетливым умом.

Плюшкин — это «какая-то прореха на человечестве». Остальных помещиков можно охарактеризовать по их отношению к собственности как «накопителей» (Коробочка и Собакевич) и «расточителей» (Манилов, Ноздрев). Но к Плюшкину даже такое условное определение невозможно отнести: он и накопитель и расточитель одновременно. С одной стороны,, он.' самый богатый из; всех помещиков, владелец большого имения' и тысячи крепостных душ. Но все, что видит читатель вместе Чичиковым, наводит на мысль о состоянии крайнего запустения: строения покосились, хозяйство разваливается, собранный урожай гниет и портится, а крестьяне мрут от голода и болезней или же сбегают от такой жизни (это и привлекло Чичикова в деревню Плюшкина). Но зато хозяин, заморивший голодом даже своих дворовых и сам постоянно недоедающий, вечно что-то тащит к себе в кучу всякого ненужного хлама — даже использованную зубочистку, старый засохший кусочек лимончика. Всех вокруг он подозревает в воровстве, ему жалко денег и вообще каких-либо трат, не важно даже на что — хоть на продажу излишка зерна, хоть на жизнь внука и дочери. Он стал рабом вещей.

Другое дело — Россия чиновничья. Если следовать аналогии с дантовским «Адом», то с каждым новым кругом грехи людей должны быть все более и более тяжкими, а путь к возрождению должен становиться еще проблематичнее. «Мертвая бесчувственность жизни» российской бюрократии уже не раз оказывалась предметом художественного исследования Гоголя, пером сатирика разившего ее пороки. Создавая образы чиновников губернского города, куда приезжает Чичиков, писатель вновь возвращается к этой теме., В отличие от помещиков, они представлены не обобщенными типами, а как собирательный портрет, в котором выделяется несколько образов, нарисованных более подробно. Чиновничество, как показывает Гоголь, роднят с помещиками нравы паразитического существования, жажда наживы и бездуховность. Всех их автор подразделяет на «толстых» и «тонких», но это деление абсурдно, поскольку попадая на солидное место, «тонкий» тут же приобретает черты «толстого». А «толстый», в свою очередь, оказавшись перед лицом старшего по чину, начинает чувствовать себя «тонким». Очевидно, что сущность у них одинакова. Губернская знать черства, а чиновники равнодушны и к людям, с которыми они имеют дело как представители государственной власти, и к своему долгу.

Герцен говорил, что «Мертвые души» потрясли всю Россию. Смысл этих потрясений раскрыл Белинский, ска­зав, во-первых, что беспрестанные споры о книге есть вопрос и литературный, и общественный, а во-вторых, что эти споры — «битва двух эпох». Эпохи — это силы старой и нарождающейся России.

В 1842 году Гоголь начал писать второй том поэмы, но уже через три года сжег рукопись. Еще через три года он возобновил работу, а за несколько дней до смерти снова сжег написанное — законченную книгу. Случайно сохра­нились только пять глав. Эта драматическая история книги отражала внутреннюю драму писателя.

Гоголь пытался создать образ положительной России. Образ молодого помещика Тентетникова во втором томе «Мертвых душ» уже давно справедливо поставлен в один ряд с художественными типами, подобными Онегину, Рудину, Обломову. Рефлексия провинциального мыслителя со слабой волей и ограниченным взглядом на мир передана с немалой психологической достоверностью.

12.Романы Гончарова. «Обломов»

Он был одним из создателей великого русского реалистического романа. Современник Герцена и Тургенева, Островского и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Льва Толстого, Гончаров вместе с ними на протяжении ряда десятилетий привлекал к себе внимание передовой, демократической критики и широких кругов читателей.

Первый же его роман – " Обыкновенная история" (1847) – принес писателю громкую известность и всеобщее признание. В нем на­рисована широкая картина русской действительности, дана галерея ярких, правдивых образов. С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. Белинский назвал " Обыкновенную историю" " страшным ударом романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму".

" Обыкновенная история" – первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 г. вышел роман " Обломов", справедливо считающийся вершиной творчества писателя. Спустя еще десять лет был напечатан " Обрыв".

В последнем своем романе " Обрыв" Гончаров пытается в искаженных, мрачных красках представить революционную борьбу разночинной интеллигенции. Но художественная ценность " Обрыва" определяется не выдуманным, фальшивым обра­зом нигилиста Марка Волохова. Подлинным героем романа выступает Вера – один из самых положительных женских образов, созданных Гончаровым, воплощение лучших душевных качеств русской женщины, свидетельство глубокой веры писателя в родной народ, в его будущее. Роман Гончарова содержит правдивые картины и образы русской жизни. По мастерству композиции, яркости портретных зарисовок, глубине и драматизму психологического проникновения в образы " Обрыв" – значительное художественное достижение в творчестве Гончарова. Его отличает та верность действительности, которая приводила писателя к конфликту с его собственным, порой весьма ограниченным пониманием событий и направления их развития. В конечном счете читатель ясно ощущал, что перед веяниями новых идей, воплощенных в лучших чертах Веры, не в силах устоять ни патриархальная " правда" бабушки, ни надуманные буржуазные добродетели Тушина.

" Обломов" появился в то время, когда в России складывалась революционная ситуация, и имел большое прогрессивное значение. С потрясающей убедительностью Гончаров показал условия, которые привели его героя к духовному краху.

В этом романе разрешается обширная общечеловеческая психологическая задача; эта задача разрешается в явлениях чисто русских, национальных, возможных только при нашем образе жизни, при тех исторических обстоятельствах, которые сформировали народный характер, при тех условиях, под влиянием которых развивалось и отчасти развивается до сих пор наше молодое поколение. В этом романе затронуты и жизненные, современные вопросы настолько, насколько эти вопросы имеют общечеловеческий интерес; в нем настолько выставлены и недостатки общества, но выставлены не с полемической целью, а для верности и полноты картины, для художественного изображения жизни, как она есть, и человека с его чувствами, мыслями и страстями. Полная объективность, спокойное, бесстрастное творчество, отсутствие узких временных целей, профанирующих искусство, отсутствие лирических порывов, нарушающих ясность и отчетливость эпического повествования, – вот отличительные признаки таланта автора, насколько он выразился в последнем его произведении.

Илья Ильич Обломов, герой романа, олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой Гончаров придал имя обломовщины. Слово обломовщина не умрет в нашей литературе: оно составлено так удачно, оно так осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни, что, по всей вероятности, из литературы оно проникает в язык и войдет во всеобщее употребление. Посмотрим, в чем же состоит эта обломовщина. Илья Ильич стоит на рубеже двух взаимно противоположных направлений: он воспитан под влиянием обстановки старорусской жизни, привык к барству, к бездействию и к полному угождению своим физическим потребностям и даже прихотям; он провел детство под любящим, но неосмысленным надзором совершенно неразвитых родителей, наслаждавшихся в течение нескольких десятков лет полною умственной дремотой… Он изнежен и избалован, ослаблен физически и нравственно… Кормление на убой, сон вволю, поблажка всем желаниям и прихотям ребенка…, и тщательное удаление от всего, что может простудить, обжечь, ушибить или утомить его, – вот основные начала обломовского воспитания. Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек…

В душе Обломов тоже лирик, человек, умеющий глубоко чувствовать, – его восприятие музыки, погружение в пленительные звуки арии «Castadiva» свидетельствуют о том, что не одна только «голубиная кротость», но и страсти ему доступны. Каждая встреча с другом детства Андреем Штольцем, полной противоположностью Обломова, выводит последнего из сонного состояния, но ненадолго: решимость что-то предпринять, как-то обустроить свою жизнь овладевает им на короткое время, пока Штольц рядом с ним. Однако у Штольца не хватает времени поставить Обломова на иной путь. Но в любом обществе, во все времена находятся люди, подобные Тарантьеву, готовые всегда прийти на помощь в корыстных целях. Они и определяют русло, по которому протекает жизнь Ильи Ильича.

Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных привычек, а от других – развила в нем апатическую неподвижность и повергла в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности… Он раб каждой женщины, каждого встречного… (Н.А. Добролюбов.«Что такое обломовщина?»)

13. Творчество Л.Н. Толстого. «Война и мир»

Первое произведение писателя автобиографично. Это – трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Главный герой ее, Николенька Иртеньев, впечатлительный, чуткий и склонный к самоанализу мальчик, во многом напоминает самого Льва Толстого. Автор показывает, как в душе Николеньки, т. е. в душе самого будущего писателя, постепенно возникает критическое отношение к окружающему, растет желание жить лучше, честнее людей своего круга – дворян-аристократов.

В 1847 г. Толстой неожиданно для окружающих покидает Казанский университет, куда поступил в 1844 г., и едет в свою усадьбу Ясная Поляна. Этот период своей жизни Толстой впоследствии описал в повести «Утро помещика». Молодой помещик Нехлюдов старается улучшить жизнь крепостных, вникнуть в их положение и помочь каждому, но сталкивается с недоверием к нему народа и вопиющей нищетой, от которой невозможно избавиться.

О своих впечатлениях о жизни казаков и раздумьях в эту пору Толстой рассказал в «песне своей юности» (Ромен Роллан) – повести «Казаки», написанной десять лет спустя. Повесть эта перекликается с такими произведениями, как «Цыганы» Пушкина, «Бэла» из лермонтовского «Героя нашего времени», «Олеся» Куприна. В ней рассказана история любви человека из «цивилизованного» мира – дворянина Дмитрия Оленина к простой девушке из народа – гордой красавице казачке Марьяне.

В 1853 г. началась Крымская война. Толстой участвовал в обороне Севастополя на самом опасном участке – знаменитом четвертом бастионе. По живым следам военных событий он написал затем «Севастопольские рассказы».

На протяжении 60-х годов Толстой работал над романом-эпопеей «Война и мир». Это произведение широко охватывает русскую жизнь начала XIX в. В центре внимания – Отечественная война 1812 г. Среди огромного числа персонажей «Войны и мира» (а их около шестисот) есть и выдающиеся исторические деятели, и рядовые участники войны 1812 г. С большой симпатией изображены Андрей Болконский и Пьер Безухов, подобно Толстому искавшие в жизни правду, справедливость и подлинное человеческое счастье.

Толстой сумел с необычайной силой передать патриотический подъем, который в 1812 г. испытали русские люди. «В «Войне и мире» я любил мысль народную», – говорил писатель. И всем содержанием романа-эпопеи Толстой показал, что именно русский народ, поднявшийся на борьбу за национальную независимость, изгнал французов из пределов своей страны и обеспечил победу.

В романе Толстого «Анна Каренина» отразилось то смутное, тревожное время, когда в России после отмены крепостного права ломались старые жизненные устои и на смену им приходили новые, буржуазные отношения. В жизни людей этой эпохи, по словам писателя, все было «неясно и запутанно». Толстой показал, что самые естественные человеческие чувства искажались и уродовались в высшем обществе. Трагичной оказалась судьба жены крупного петербургского сановника Каренина, обаятельной и искренней Анны, полюбившей другого человека и не скрывавшей этого чувства. Светские ханжи и лицемеры осудили ее любовь к Вронскому как преступное нарушение семейного долга.

В 70-е годы писатель составил азбуку для детей.

В публицистических и художественных произведениях 1880–1900 гг. Толстой с особенной силой бичует имущие классы. Суровую правду жизни имущих классов обнажил писатель в своей повести «Смерть Ивана Ильича». Невелик по объему, но очень глубок по мысли рассказ Толстого «После бала».

В 90-е годы Л. Толстой создает последний из своих знаменитых романов – «Воскресение». С небывалой, даже в его произведениях, резкостью и страстностью бичует здесь писатель столичных аристократов и крупных царских чиновников, развращенных непомерной роскошью и безграничной властью, преступно равнодушных к людям, которые жили в унижении и неволе, на грани нищеты и в нищете.

Наивысшими достижениями начала 1900-х годов стала повесть «Хаджи-Мурат» и драма «Живой труп». В «Хаджи-Мурате» в равной мере обличён деспотизм Шамиля и Николая I. В повести Толстой прославил мужество борьбы, силу сопротивления и любви к жизни. Пьеса «Живой труп» стала свидетельством новых художественных исканий Толстого, объективно близких чеховской драме.

«ВОЙНА И МИР»

Работая над эпопеей «Война и мир», Толстой, по его словам, «любил мысль народную вследствие войны 12 года». «Я старался, - говорил он, - писать историю народа».

В романе очень широко показан быт помещичьей Столичное России и мир аристократического барства. Здесь дворянство даны представители различных слоев дворянства: с одной стороны - высшая бюрократическая и придворная знать (Курагины, Шерер и др.), с другой - московское разоряющееся барство (Ростовы), наконец, - независимая, оппозиционно настроенная аристократия (старик Болконский, Безухов). Особую группу составляет «гнездо штабных влиятельных людей».

Толстой рисует все эти слои дворянства в различном освещении, в зависимости от того, насколько они близки к народу - к его духу и мировоззрению.

Особенную неприязнь вызывают в Толстом люди типа Василия Курагина. Светский человек, карьерист и эгоист, князь Курагин стремится стать одним из наследников умирающего богатого вельможи - графа Безухова, а когда это не удаётся ему, он ловит богатого наследника - Пьера - и женит его на своей дочери - бездушной кокетке Элен.

В сатирическом освещении даны и завсегдатаи салона фрейлины Шерер во главе с самой хозяйкой. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство - вот их интересы, вот чем они все живут. Всё в этом салоне противно Толстому, как пропитанное насквозь ложью, фальшью, лицемерием, бездушием, актёрством. В этом кругу светских людей нет ничего правдивого, простого, естественного, непосредственного.

Иначе рисует писатель поместное дворянство, представленное в романе Ростовым и Ахросимовой. Не скрывая бесхозяйственности и безалаберности Ильи Андреевича Ростова, приведших семью к разорению, Толстой с большой силой подчёркивает положительные фамильные качества членов этой семьи: простоту, жизнерадостность, радушие, гостеприимство, доброе отношение к дворовым и крестьянам, любовь и привязанность друг к другу, честность, отсутствие узкоэгоистических интересов.

С несомненной симпатией показана Толстым независимая и гордая семья Болконских: упрямый и властный старик, не склоняющий ни перед кем головы, не лишённый черт самодурства и тяжёлый в семейном быту, но образованный, честный, оппозиционно настроенный к придворным кругам и бюрократам-карьеристам (великолепна сцена приёма им в Лысых Горах князя Курагина); человек твёрдой воли, умный, ищущий смысла жизни князь Андрей и кроткая княжна Марья.

Толстой любовно описывает поместное дворянство. В семьях Ростовых и Болконских да ещё в Пьере Безухове и Ахросимовой, умной, прямой, сердечной женщине, Толстой видит русские народные начала, которые он резко противопоставляет началам буржуазно-европейским, воплощённым в представителях городского дворянства. Эти семьи поместных дворян ближе к народу, к его правде.

Роман графа Толстого " Война и мир" интересен для военного в двояком смысле: по описанию сцен военных и войскового быта и по стремлению сделать некоторые выводы относительно теории военного дела. Первые, то есть сцены, неподражаемы и... могут составить одно из самых полезнейших прибавлений к любому курсу теории военного искусства; вторые, то есть выводы, не выдерживают самой снисходительной критики по своей односторонности, хотя они интересны как переходная ступень в развитии воззрений автора на военное дело.

Роман «Война и мир» в первую очередь учит находить разницу между настоящим и ложным патриотизмом. Герои Наташи Ростовой, князя Андрея, Тушина – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют за это признания.

Каждый герой романа путем долгих исканий, находит свой смысл жизни. Так, к примеру, Пьер Безухов, обретает свое истинное призвание только во время участия в войне. Боевые действия открыли ему систему настоящих ценностей и жизненных идеалов – то, что он так долго и бесполезно искал в масонских ложах.

Роман, благодаря своему глубокому смыслу и широкому сюжетному охвату, завоевал своих поклонников во многих странах мира. Для русского человека, это произведение является своеобразным библейским историческим повествованием, которое не позволяет забывать о минувших подвигах народа.

В романе изображается жизнь русского народа в период Отечественной войны. Писатель восхищается несокрушимой величественной мощью русского духа, который смог противостоять нашествию наполеоновской армии. В романе - эпопее мастерски совмещены картины грандиозных исторических событий и жизни русского дворянства, которое так же самоотверженно боролось с противниками, пытавшимися захватить Москву.

В эпопее также неподражаемо описаны элементы военной теории и стратегии. Благодаря этому, читатель не только расширяет свой кругозор в области истории, но и в искусстве военного дела. В описании войны, Лев Толстой не допускает ни одной исторической неточности, что является очень важным в создании исторического романа.

14. Творчество Достоевского. «Преступление и наказание»

К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят так называемое «великое пятикнижие», в которое входят зрелые романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Несмотря на то что в «Дневнике писателя» публиковались литературные произведения, он относится к публицистике и критике.

Творчество Достоевского было порождено переходной, кризисной эпохи распада феодально-крепостнических отношений в России и замены их новыми, капиталистическими отношениями.

Его угнетали крепостнические порядки, полный произвол и самовластие начальствующих, значительных лиц; его подавлял и рост новых отношений, повсеместный разгул хищничества, цинизм откровенно волчьих законов жизни. Достоевский выразил страх перед победоносным шествием капитализма этих социальных слоёв, неустойчивых, социально и психологически ничем не вооружённых, не защищенных, доступных для всевозможных реакционных и упадочнических влияний.

Достоевский – создатель глубоких реалистических картин людского горя, классических по своей художественной правде, неотразимой силе, мастер реализма, введший в литературу новые социальные типы.

Первым крупным произведением Достоевского стала повесть «Бедные люди» (1845), которая произвела большое впечатление на В. Г. Белинcкoгo. Появление «Бедных людей» в «Петербургском сборнике» (1846) сделало имя автора широко известным среди читающей публики. В ней увидели продолжение традиций Н. В. Гоголя в изображении «маленького человека». Достоевский, выражая глубокое сочувствие обездоленным и униженным людям, сосредоточивает внимание на их духовном мире, безуспешных поисках выхода из положения, в котором они находятся.

Вслед за «Бедными людьми» последовали повести «Двойник», «Господин Прохарчин», «Роман в девяти письмах», а также ряд повестей о мечтателях, среди которых выделяются «Белые ночи» (1848). Герой этого про изведения погружается в вымышленный мир, coзданный им в своем воображении, и оказывается не в coстоянии бороться за свое реальное счастье. Он терпит поражение при первой же встрече с действительностью.

В 1861 году в журнале «Время» был опубликован poман «Униженные и оскорбленные», затем «Записки из мepтвoгo дома».

С 1872 по 1878 год писатель проживал в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными. В то время создавались: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая».

В октябре 1878 года Достоевский возвращается в Петербург, где поселяется в квартире в доме на Кузнечном переулке, 5/2, в которой и проживает до дня своей смерти 28 января (9 февраля) 1881 года. Здесь же в 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы».

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Основой сюжета романа " Преступление и наказание" является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников – «молодой человек, исключенный из студентов университета» и «живущий в крайней бедности», – за полгода до совершения преступления написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей. Он был убежден в том, что «люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Своей теорией Раскольников пытался решить вопрос, кто из людей должен жить, а кто умереть.

Замышляя убийство старухи-процентщицы, Раскольников оправдывал себя тем, что на ее деньги он мог бы совершить тысячи добрых дел, а главное избавить от нищеты свою мать и сестру. Одновременно с этим Раскольников стремился проверить, к какому разряду людей, согласно его теории, принадлежит он сам: «Тварь я дрожащая или право имею?» Преодолев все сомнения и переступив через себя, он совершил убийство, но никакие «добрые дела», совершенные им после этого, не оправдали его поступка и не принесли ему ожидаемого удовлетворения.

На протяжении всего повествования не прекращается внутренняя борьба героя с самим собой – в сознании, в подсознании, во сне и наяву. Это борьба проявилась прежде всего в его поступках (оставляет деньги у Мармеладовых, но потом жалеет об этом; на бульваре – пытается спасти девочку, но потом отрекается от нее и т. д.).

В критический момент жизни судьба свела Раскольникова с Соней Мармеладовой. К моменту их встречи он уже был преступником, совершившим убийство, а она продажной женщиной, зарабатывающей на жизнь «желтым билетиком». Каждый из них по-своему переживает свое падение и размышляет над тем, к какому исходу оно может привести в будущем. Но их души еще не очерствели и готовы понять и принять чужую боль. Раскольников сразу понял, что судьба не случайно свела его с Соней, но им вдвоем предстоит пройти тяжелый путь.

Раскольников рассказал Соне о том, что это он убил старуху-процентщицу и Лизавету. Он надеялся, что Соня его морально поддержит, взяв его тяжкий грех на себя. Но «тихая» девушка, живущая по христианским заповедям, разрушила его теорию простой логикой жизни и помогла Раскольникову вернуться к нормальной жизни. Герой нашел в себе силы признаться в совершенном преступлении, за что был осужден и отправлен на каторгу.

Ссыльные презирали и ненавидели Раскольникова, чувствуя, что он считает себя выше и лучше их, хотя в оказавшемся положении все должны быть равны. Но благодаря Соне пришел момент, когда его душа очистилась и возродилась к жизни. Он понял, что искупить все страдания можно только бесконечной любовью. Одновременно с этим поменялось его поведение и отношение к нему окружающих.

За свои убеждения Раскольников заплатил дорогой ценой. Свою теорию он проверил на себе. Фактически он убил других, а духовно – себя. Но под влиянием любви и прощения, воплощенных в образе Сони Мармеладовой, он убедился в ложности своего пути. Любовь Сони спасла его, и благодаря этому он смог переродиться и начать новую жизнь.

15.Новаторство прозы и драматургии А.П. Чехова. Рассказы и повести. «Вишневый сад»

Семья. Учеба. Антоша Чехонте Родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца
бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К
гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова — водевили, сцены, очерки, анекдоты и т.п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов. После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд
становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его “юмористические мелочи” регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).

После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает “многописание”:
основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, призведения этого времени составили сборники “Пестрые рассказы” (1886) и “Невинные речи” (1887).

Вхождение в “большую” литературу. Художественные открытия Чехова Новый этап в творческой
биографии Чехова — “вхождение в литературу” — связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина “Новое время” (с 1886), где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника “В сумерках” (1887), выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение). В том же 1887 пьесой “Иванов” (поставлена на сцене театра Корша) Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.

Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов
(Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к
профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного
отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести “Степь”,
опубликованной в 1888 в журнале “Северный вестник”, обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через “случайные” реплики и жесты.
Поездка на Сахалин. В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для “изучения быта каторжников и ссыльных”. Творческим итогом путешествия становится книга “Остров Сахалин” (1895), написанная в жанре “путевых записок”; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.

Литературная репутация. В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых
писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах “Северный вестник” и “Русская мысль” (с 1892), газетах “Новое время” (до 1893) и “Русские ведомости”; выходят отдельные издания и сборники (“Рассказы”, 1888; “Хмурые люди”, 1890; " Повести и рассказы”, 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его “объективной” (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет “с холодной кровью”, в излишнем “фотографизме” и т.д.; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него “общей идеи” (повесть “Скучная история”, 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть “Палата N
6” (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым
закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, — бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.

Проблематика рассказов. В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к
исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (“Огни”, 1888), социального дарвинизма (“Дуэль”, 1891), радикального народничества (“Рассказ неизвестного человека”, 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений (“Три года”, “Супруга”, “Ариадна”, все 1895), аномальных явлений психики (“Черный монах”, 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — “хмурые”, скучные, живущие “в сумерках” люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

Новаторство драматургии. Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет
небольшие пьесы, “шутки”, водевили (“Свадьба”, 1890), комедию “Леший” (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы “объективной” прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась “случайными” репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, “посторонними” звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы “Чайка” на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом, и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес (“Дядя Ваня”, 1899; “Три сестры”, 1901, “Вишневый сад”, 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.

Последний период творчества. В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т.д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам “художественной объективности”, Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта (“Моя жизнь”, 1896; “Мужики”, 1897; “В овраге”, 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе “Дом с мезонином” (1896), “маленькой трилогии” “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают “тоску по идеалу”, переживают стремление к новой, лучшей жизни (“По делам службы”, 1898; “Архиерей”, 1902; “Невеста”, 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
Значение творчества. Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и
театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Чехов выступил подлинным новатором как в прозе, так и в драматургии. Очень точно сказал об этом Л.Н. Толстой: «Чехов создал новые … для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде». Рассказы и по­вести писателя поражают отсутствием в них яркого занимательного сюжета — все происходит, как в жизни. Те события, которые разво­рачиваются на страницах его произведений, составляют лишь внешнюю канву, а главное — это внутренний сюжет, изменение самого героя, его отношения к жизни. При исчерпанности внешнего конфликта, этот внутренний конфликт сохраняется и выносится за пределы художественной реальности в настоящую жизнь, создавая ощущение открытого финала. Писатель предлагает читателям за­думаться над поставленными вопросами, а сам он остается пре­дельно объективным, авторская позиция прямо не высказывается. Но она существует, только выражается другими средствами — че­рез подтекст, особое настроение, через композицию, часто строя­щуюся на музыкальных принципах, как «хорошая музыкальная композиция» — так сам п






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.