Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическая база современного государственного регулирования в США






 

Государственное регулирование экономики – комплекс мер, посредством которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества, 1 из инструментов борьбы с кризисом.

Направления гос. вмешательства:

  1. установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
  2. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей. Антимонополистическая деятельность.
  3. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

 

Инструменты гос. вмешат-ва:

  1. Эмиссия денег и денежное регулирование, проводимое ЦБ независимо от правительства.
  2. Законодательная защита частной собственности(как основы рыночной экономики) и прав потребителей.
  3. Производство общественных благ невыгодных частному бизнесу: фундаментальная наука, образование, здравоохранение, оборона.
  4. Охрана окр.среды (в рамках минимизации негативных последствий рыночной деятельности).
  5. Преодоление чрезмерной социальной и имущественной дифференциации, ведущей к социальным конфликтам. Поддержка социально уязвимых групп населения.

 

Методы прямого и косвенного влияния на экономику:

Методы прямого регулирования - административное воздействие - предполагают, что экономические субъекты будут принимают решения, основанные не на самостоятельном эконо­мическом выборе, а на предписаниях государства, например создание государственных предприятий (гос. предпринимательство) Обычно в капиталоемких и малорента­бельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, же­лезнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производ­ство человеческого капитала, проведение научных исследований. Методы косвенного регулирования предполагают, что государ­ство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариан­там, соответствующим экономическим целям государства.

Формы гос. регулирования:

I. Пра­вовое регулирование состоит в установлении государ­ством правил экономического поведения для фирм-производите­лей и потребителей. Система законодательных норм и правил оп­ределяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функциониро­вания фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д.

II. Административные меры: меры запрета (про­изводство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми вида­ми лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осущест­вление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уп­лата налогов, установка очистных сооружений и пр.).В странах с развитой рыночной экономикой исполь­зуются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничива­ются охраной окружающей среды, социальной защитой населе­ния.

III. Экономические инструменты - совокупность мер, воздействующих на характер ры­ночных связей, на рыночный процесс в целом. Воздействие на спрос и предложение на националь­ном рынке, на структуру экономики, путем активизации факто­ров экономического роста и т. п. Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую)политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование

  • Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения
  • Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. цель — поддержка стабильного развития экономики. манипулирование денежной массой, учетной ставкой и налогами позволяет стимулировать деловую активность, экономический рост, уменьшать размеры безработицы, снизить перегрев экономики и темпы инфляции. Федеральная контрактная система, с помощью ктр госсектор обеспечивается товарами и услугами, - важный регулятор экономической деятельности.
  • Прогнозирование: основано на результатах анализа положения дел в экономике, потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.
  • Программирование: высшая форма гос. регулирования. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов гос. регулирования.

 

Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В США после окончания ХВ, уменьшения госрасходов на военные нужды - поощрение предпринимательства. Госсектор стал сокращаться.

Приоритеты госрегулирования:

  • Достижение устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований
  • Содействие росту производительности труда. Осуществление инновационной политики. Ускорение развития НТР и фундаментальной науки. Поддержка информационных технологий. Поддержка образования и повышение квалификации рабочей силы. Усиление влияния образования на экономический рост и уровень жизни американцев.
  • Оптимизация программ в сфере пенсионного и медицинского страхования.
  • Поддержка семейных ценностей.
  • Реализация позитивного эффекта от глобализации американской экономики.
  • Улучшение окружающей среды.

 

США увеличивают объем инвестиционных вложений гос-ва в человеческий капитал. особое значение -ассигнованиям в образование, профессиональную подготовку и переподготовку, здравоохранение. гос. финансирование на образование всех уровней в 2010г. Составило 930 млрд долл. (=84% общих расходов на эти цели).

ассигнования на НИОКР составили в 2011г. 164, 5 млрд. долл. (=1.2% ВВП)

Реформа среднего образования также является одной из приоритетов социально-экономической политики. С 2001 по 2011 на начальное и среднее образование увеличино количество ассигнований с 22, 9 млдр до 66, 5 млрд. долл. Т.е. на 190%

Увеличение доли расходов в ВВП на две основные программы гос. Мед. Срахования. (Medicare, Medicaid).Планируется постепенно увеличивать расходы на соцобеспечение. Программа Obamacare направлена на увеличение госрегулирования в эк-ке.

 

В целом, роль гос-ва в экономике важна и многообразна. Берет на себя общественно значимые функции, выполнение ктр не приносит быстрого дохода без ктр общие условия жизнедеятельности об-ва и воспроизводства не будут оптимальными.

 

1. Исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы тотальное директив­ное планирование, натуральное распределение производствен­ных ресурсов и предметов потребления (талоны, карточки, ку­поны), всеобщий административный контроль над ценами.

2. Влиять на рынок можно в основном экономическими методами. Если государство полагается только на администра­тивные методы управления экономикой, то оно способно раз­рушить рыночный механизм.

3. Экономические регуляторы не должны ослаблять или за­менять рыночные стимулы.

4. Государство должно постоянно контролировать приноси­мые экономическими регуляторами положительные и отрица­тельные эффекты, нести ответственность за долгосрочные по­следствия своих решений.

5. Учитывать национальную специфику







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.